В связи с ситуацией вокруг Украины и в порыве «наказать Россию» то и дело поднимают вопрос о поставках из США в Европу так называемого «сланцевого» газа. Больше всего об этом кричат и изобретают разного рода страшилки ненавидящие нашу страну политики и журналисты — то есть, те, кто о «сланцевом» газе не имеет ни малейшего понятия.
Обратимся к мнению самих американских специалистов, чтобы исключить предвзятость в оценках.
Страшилка № 1. Америка по-быстрому нарастит добычу «сланцевого» газа (СГ)
Не получится.
Как математически доказал один из ведущих американских специалистов по СГ Артур Берман, на всех месторождениях СГ в США давно наблюдается серьёзное падение уровня добычи газа. Так, на месторождении Eagleford на юге Техаса, которое считается «матерью всех американских месторождений СГ», ежегодное падение добычи превышает 42%. Примерно такой же показатель — 40% - на другом крупном месторождении, Barnett Shale. Только для того, чтобы поддерживать производство газа «на полочке» на этих месторождениях ежегодно приходится бурить до тысячи новых скважин. На это ходит 10−12 миллиардов долларов по каждому месторождению.
Быстрый выход скважин из строя, падение добычи и необходимость бурения новых скважин — это те прелести (и далеко не все), которые присущи «сланцевому» газу. Всё дело в отличиях «обычных» месторождений от месторождений «сланцевых». Сильно упрощая, можно сказать, что «обычное» месторождение — это огромный резервуар, добравшись до которого, газ можно получать десятилетиями.
На «сланцевом» месторождении природный газ заточён в малопроницаемой породе. Чтобы высвободить газ, до сланца надо добраться, породу надо раздробить — этот технологический процесс называется «гидроразрыв пласта» — и только тогда газ можно будет поднять на поверхность.
Но это не всё. Месторождения СГ крайне неоднородны. Газ в породе где-то есть, а где-то его нет. Надо ещё найти «лакомые куски», где бурить вообще имеет смысл. Если для «обычного» месторождения трубный транспорт — норма, то для «сланцевого» — грузовик и цистерна далеко не редкость.
Если «обычное» месторождение можно было бы сравнить с мячиком, то для «сланцевого» месторождения подходящая аналогия -- головка сыра с дырками разных размеров и форм внутри неё. И в эти дырки надо попасть, чтобы потом быстро идти дальше.
Кстати, именно поэтому ложными являются официальные американские оценки потенциала США относительно удовлетворения собственных потребностей в природном газе и возможностей по его экспорту. В политических целях американские правительственные инстанции пользуются, главным образом, таким показателем, как «технически извлекаемые запасы». А надо бы вести речь о «коммерчески или рентабельно извлекаемых». Тогда и выводы будут верные. Но они станут политически неудобными.
Берман — опять же математически точно — доказал, что «сланцевая революция» это мыльный пузырь, который обязательно в любой момент лопнет.
Страшилка № 2. Америка по-быстрому наладит экспорт своего СГ в европейские страны
Не выйдет.
Во-первых. В США законы свободного рынка в сфере экспорта природного газа не действуют. Но зато действует Закон о природном газе 1938 года. Согласно этому закону экспортировать газ можно только с разрешения Управления регуляторной деятельности Службы глобальной безопасности и поставок нефти и газа министерства энергетики. И только в страны, с которыми Штаты заключили договоры о свободной торговле. Но раньше 2016 года ни одного экспортного газового терминала у Штатов не будет. А в аккурат к этому же времени не будет в Белом доме и Обамы.
Сейчас ни с одной европейской страной у США договоров о свободной торговле нет. Есть только разговоры о договорах. На переговоры уйдут годы.
Во-вторых. Если бы такие договоры с Европой даже и были, всё равно у неё со Штатами ничего не связалось бы.
Сегодня в США в очереди на ожидание согласия минэнерго на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) стоят примерно 20 компаний. В прошлом году ведомство утвердило всего четыре заявки. Общее число удовлетворённых заявок достигло семи. Американские газовики считают такие темпы слишком низкими. Но даже если бы дела двигались шустрее, всё равно Европе ни тонны от экспортных объёмов американского СПГ не досталось бы. Примерно 80% поставок предназначены в страны Юго-Восточной Азии.
Как поясняют эксперты исследовательского центра Brookings Institution Тим Борсма и Герт Гревинг, в ближайшие годы цена на природный газ внутри США будет плавно расти и в 2018 году составит пять долларов за миллион британских термальных единиц. И это — если верить Управлению энергетической информации США, которое свои прогнозы post factum очень часто, мягко говоря, «корректирует». Допустим, что так оно и будет. Но тогда, если прибавить к этому показателю примерно шесть долларов на миллион британских термальных единиц за сжижение, транспортировку и регазификацию, цена американского газа уже превысит уровень оптовых цен в самых ликвидных узловых пунктах спотовой торговли на территории Англии и Голландии.
Между тем, в Юго-Восточной Азии, где контракты, так же, как и контракты Газпрома, привязаны к цене на нефть, СПГ будет стоить 15 долларов за миллион британских термальных единиц.
Не надо быть нобелевским лауреатом по экономике, чтобы понять, куда направится американский СПГ. Уж во всяком случае, не Европу. И, уж тем более, не на Украину, у которой нет ни одного СПГ-терминала. Ведь — в отличие от Москвы, у которой есть Газпром — Вашингтон в своём распоряжении не имеет государственной газовой компании, которой Белый дом мог бы давать указания кому, когда, в каких объёмах и на каких условиях продавать газ.
Случаев, когда правительство США запрещало продавать товары какой-то стране, пруд пруди. Северная Корея, Ирана, Ирак, СССР, Россия и далее по списку. А вот чтобы заставить какие-то компании продавать товары какой-то стране по установленной цене — такого ещё не бывало. И ожидать такого, отмечают Борсма и Гревинг, нереалистично.
То, что расти будет привлекательность именно азиатских, а не европейских, рынков говорит и уже наметившаяся тенденция. Если в 2010 году доля Европы в мировой торговле СПГ составляла 27%, то в 2012 году она сократилась до 20%. Показательно также, что в истекшем году загрузка одного из ведущих европейских СПГ-терминалов — роттердамского GATE — бултыхалась на уровне 4,5% и только в июле 2013-го едва превысила 8%.
В-третьих. По поводу Украины в Штатах ни у кого вообще никаких иллюзий не имеется. Как в прошлом месяце отметил в своём интервью телеканалу CNBC эксперт информационно-аналитической фирмы Energy Intelligence Картик Мисра, «проблема Украины в том, что она не платит за газ… У Киева плохая история оплаты газовых долгов. Даже если бы мы могли поставлять газ Украине, они не смогли бы нам платить». Мисра добавляет, что экспорт американского газа, который не начнётся раньше 2016 года, уже ничем не сможет помочь «разрешению украинского кризиса».
В-четвёртых, о каких объемах американского газового экспорта идёт речь? В 2012 году Газпром реализовал за рубежом более 219 миллиардов кубометров — 1-е место в мире. Из них 151 миллиард — экспорт в Европу. Совокупный экспорт Штатов — меньше 46 миллиардов. Они собрались нас выдавливать?
В-пятых, понижательное воздействие на цену газа в Европе будет оказывать дешёвый уголь, в том числе американский. От этого источника производства энергии в Европе еще никто не отказывался; угольные электростанции на континенте работают на полную мощность.
В-шестых, в Великобритании, Голландии, Норвегии и Алжире происходит падение производства природного газа и, соответственно, сокращение предложения со стороны этих стран. Борсма и Гревинг считают, что восполнить потребности европейских стран никому, кроме России, не удастся.
Так что, как бы ни ненавидели нас в Европе и в Штатах, первые не захотят платить за газ дороже доступного, а вторые — продавать дешевле возможного.
Всё остальное — просто пустые слова, цель которых показать свою «крутизну». Только этим и остаётся заниматься Карлосу Паскуалю, специальному посланнику и координатору госдепартамента США по вопросам международной энергетики. Он, выступая в минувший четверг в вашингтонской исследовательской организации Atlantic Council, в частности, посетовал, что американский газ хоть и не будет поступать в Европу даже после 2015 года, всё же поможет «противостоять Газпрому».
Чушь всё это. Газ — не нефть, у него нет мирового рынка. Опять Паскуаль всё напутал. Посланники не покупают и не продают газ — они только языками мелют.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников