Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Новости Украины
13 апреля 2014 12:01

«Мистраль» взял курс на НАТО

Членам альянса предлагают выкупить вертолетоносцы, чтобы они не достались России

41696

НАТО должно выкупить у Франции два десантных корабля типа «Мистраль», чтобы предотвратить их поставку в Россию. Такое мнение высказали военные эксперты американского еженедельника Defense News.

Из-за присоединения Крыма к РФ о приостановке военного сотрудничества с Россией заявили Германия, Великобритания и Канада. Франция, от которой партнеры по НАТО также требуют сворачивания военного сотрудничества с РФ, оказалась в затруднительном положении. При президенте Николя Саркози Париж согласился построить и продать России два десантных корабля. Контракт на сумму почти в 2 млрд долларов позволил создать дополнительно тысячу рабочих мест на верфи в Сен-Назере. Пока Франция взяла тайм-аут. Глава французского военного ведомства Жан-Ив Ле Дриан заявил, что вопрос о приостановлении контракта будет рассмотрен в октябре, когда должна состояться передача РФ первого вертолетоносца «Владивосток» (см. справку).

В этой ситуации, считают эксперты Defense News, США могли бы оплатить половину из стоимости контракта, и предложить Канаде и другим европейским членам НАТО разделить вторую половину. Франция в данном случае должна оплатить 25% стоимости контракта. Ожидается, что страны Центральной и Восточной Европы, входящие в альянс, также выразят желание ассигновать часть средств на приобретение двух «Мистралей». Предназначенные для России вертолетоносцы в этом случае войдут состав Сил реагирования НАТО (СРН).

Такое решение имеет следующие политические выгоды:

— десантные вертолетоносные корабли-доки не войдут в состав ВМФ России;

— приобретя «Мистрали», и передав их в состав СРН, участника альянса продемонстрируют серьезность намерений в сфере оборонного сотрудничества в эпоху нового геополитического противостояния;

— страны Центральной и Восточной Европы, являющиеся членами НАТО, а также такие государства-партнеры блока, как Грузия и Украина, положительно отреагируют на то, что вертолетоносцы не достанутся РФ;

— решение продемонстрирует солидарность членов альянса с Францией, которая на данный момент находится в затруднительном положении.

Правда, стремление наказать Россию может обойтись даже в более крупную сумму, чем 2 млрд долларов. Как уже заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, Россия потребует от Франции возмещения потерь, если сделка по вертолетоносцам будет сорвана.

Борисов подчеркнул, что в контракте, заключенном «Рособоронэкспортом» с французскими судостроителями, предусмотрены штрафные санкции за срыв договоренностей, однако не стал уточнять суммы возможных штрафов. «Озвучивать их преждевременно, еще до этого дело не дошло. Надеюсь, что все-таки французская сторона все четко взвесит, все плюсы и минусы этого контракта, и примет правильное решение», — отметил замминистра. По его словам, «дело даже не в этом контракте, дело в репутации государства, которое в свое время пошло на заключение такого контракта. Это потеря репутации государства как партнера перед всем международным сообществом», — заключил Борисов.

Пойдет ли НАТО на выкуп вертолетоносцев, тот ли это случай, когда политические выгоды решения перевешивают экономические издержки?

— США пытаются найти сейчас любые способы, чтобы наказать Россию, — уверен генерал-полковник, академик Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — Вторая их задача — на фоне крымских и украинских событий укрепить свое лидирующее положение, в том числе в Европе. Третья — каким-то образом, на двустороннем или многостороннем уровне, осложнить отношения России и Европы. Как раз предложение Defense News по «Мистралям» решает все три задачи американцев.

Что касается позиций России, контракт по вертолетоносцам был волюнтаристским. Решение о закупке кораблей у Франции было достигнуто в ходе закулисных договоренностей. Российским морякам этот контракт приносит больше вреда, чем пользы, поскольку для этих кораблей нет задач в рамках обеспечения безопасности РФ. В результате того, что мы тратим деньги на эти ненужные закупки, мы лишаем ВМФ России возможности заказать на отечественных судоверфях что-то более полезное для флота. Другими словами, если Франция, под давлением партнеров по НАТО расторгнет контракт, она этим Россию не накажет.

Тем не менее, я не исключаю, что вариант, озвученный Defense News, американцы будут на официальном уровне продавливать.

«СП»: — Если члены альянса пойдут на совместный выкуп французских вертолетоносцев, это сплотит блок?

— Думаю, НАТО сейчас уже ничто не сплотит. Европейцы видят, что именно через Североатлантический альянс американцы держат большую часть Европы под своим контролем. Когда в конце 1990-х, на этапе формирования Евросоюза, Германия, Франция и Бельгия попытались ввести собственные военно-политические структуры взамен НАТО, американцы приложили огромные усилия, чтобы дезавуировать эти попытки. В результате, НАТО сохранило за собой лидирующие позиции на североатлантическом пространстве.

Получается, с одной стороны, Евросоюз ведет интеграционную деятельность против, в том числе, американских интересов в Европе, прежде всего экономических и политических. С другой стороны, НАТО конкурентные возможности Европы нивелирует. Поэтому большой дружбы между американцами и европейцами быть не может. Но США делают все возможное, чтобы сформировать угрозу со стороны России для Европы, и используют украинские события — которые они же разыграли — и против ЕС, и против РФ.

«СП»: — Если дело дойдет по предложения выкупить «Мистрали», европейские страны его поддержат?

— Здесь речь идет не о поддержке со стороны Европы этой акции. Речь о том, насколько жестко будут американцы принуждать европейцев к подобной сделке. Со странами Восточной Европы проще всего: все эти страны — должники перед Америкой. США лишь сильнее затянет долговую петлю, пообещает финансовые преференции — и Восточная Европа скинется на покупку «Мистралей». А вот Германия и сама Франция однозначно будут выступать против такого решения. Особенно Франция — не последний в мире торговец оружием. Если она расторгнет контракт, то проявит себя как ненадежный партнер. Это будет сильным ударом по престижу Франции на рынках вооружений.

Кроме того, французы в любом случае понесут от расторжения контракта ощутимый ущерб. Американцы всегда считают по-своему, таким образом, чтобы оставаться в прибыли. Я не сомневаюсь, что в результате совместного выкупа кораблей именно Европа понесет солидные издержки, и Франция — в первую очередь. Учитывая неустойчивое положение президента Франсуа Олланда, и не лучшее финансовое положение страны, думаю, Франция будет сопротивляться расторжению контракта до последнего…

— США и НАТО могут пойти на выкуп «Мисталей», — считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД РФ Александр Тэвдой-Бурмули. — В ситуации, когда РФ становится, скорее, противником альянса, нежели партнером, поставлять боевые корабли — решение довольно странное. Исключительно экономический интерес может заставить Францию достроить вертолетоносцы для России, но политически этот шаг выглядит сегодня реликтовым. Совершенно ясно, что после присоединения Крыма подобных контрактов не может быть в среднесрочной перспективе.

Политический интерес выкупить корабли очевиден. Вопрос лишь в том, согласятся ли страны — члены альянса, скинуться на 2 млрд долларов. «Мистрали» не особенно нужны НАТО, эта сделка никак альянс не усилит.

«СП»: — С позиций России, разрыв контракта — это большая политическая потеря?

— Эта потеря не слишком меняет общий политический баланс, она лишь немного его ухудшает. Что до реальной военной потери — с самого начала сделки дебатировался вопрос: зачем нужны «Мистрали» России? Предполагалось даже, что в сделке имеется известная коррупционная составляющая. «Мистрали» — корабли специфического назначения. По сути, это большие коробки, начиненные аппаратурой связи, центры управления разнородными амфибийными силами, которые используются при высадке десанта. Где Россия могла высаживаться, кроме Крыма, не вполне понятно. Покупка вертолетоносцев, повторюсь, с самого начала выглядела странным шагом, а сейчас и вовсе представляется абсурдной.

«СП»: — Может получиться так, что контракт Франция расторгнет, а международный арбитраж деньги России не вернет?

— Теоретически возможно все. В принципе, Россия имеет право получить товар, за который заплатила. Но в нынешней ситуации, думаю, ей этот товар не дадут…

— Покупка «Мистралей» была политическим решением. ВМФ России французские вертолетоносцы на сегодняшний день не нужны, — подтверждает адмирал, командующий Черноморским флотом в 1996—1998 годах Виктор Кравченко. — Эти корабли строятся по технологиям Франции, без необходимой аппаратуры российского производства, которая будет устанавливаться на «Мистрали» уже после их сдачи французскими корабелами, в ходе достройки в Петербурге. По сути, «Мистрали» — это полуфабрикат. В таком виде они НАТО не нужны.

Головной корабль российской серии будет готов только к осени 2014 года. К этому времени, думаю, обстановка на Украине стабилизируется, разговоры о санкциях сойдут на нет, и Россия получит корабли: Франции терять такой крупный контракт крайне невыгодно.

По идее, нам разрыв контракта был бы на руку. Мы бы не просто вернули затраченные деньги, но и потребовали бы приличную неустойку. Кто ее будет платить в случае срыва контракта под давлением США — вопрос открытый. И, замечу, крайне неприятный как для Франции, так и для других стран-членов альянса.

На мой взгляд, что предлагает Defense News — чисто политическое решение. Если американцы ради политики готовы пойти на экономические потери — это их проблемы…

Техническая справка (по материалам информагентства «Оружие России»)

Десантные вертолетоносные корабли-доки (ДВКД) «Владивосток» и «Севастополь» — корабли французского проекта Mistrale построенные для ВМФ России. Разработка проекта корабля начата в 1997 году в рамках исследований концепции национального корабля для амфибийных десантных операций — CNOA (Concept National des Operations Amphibies, Франция).

Назначение корабля — десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь.

24 декабря 2010 года объявлено о заключении соглашения с консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российской Объединенной судостроительной корпорации. При передаче кораблей Франция передаст российской стороне все интересовавшие ее технологии. Согласно соглашению предполагается строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух в России.

«Балтийскому заводу» (Санкт-Петербург) заказано строительство части секций корпусов первых двух кораблей серии (12-ти блочных секций кормовых частей кораблей).

1 октября 2012 года на «Балтийском заводе» начато официальное строительство российской части секций головного корабля для ВМФ России — «Владивосток». Официальная закладка первого корабля BPC Russe состоялась 1 февраля 2013 года в Сен-Назере — в сухой док, где будет вестись сборка корабля, помещена первая носовая секция.

Сдача первого корабля («Владивосток») планируется 1 ноября 2014 года, второго («Севастополь») — в 2015 году.

ТТХ корабля:

Экипаж — 160 чел (в т.ч. 20 офицеров)

Длина — 199 м

Длина по ватерлинии — 189 м

Ширина по ватерлинии — 32 м

Высота — 64,3 м

Осадка — 6,3 м

Площадь ангара для авиационной техники — 1800 кв. м

Водоизмещение стандартное — 16500 т

Водоизмещение полное — 21300 т

Водоизмещение предельное — 32300 т

Скорость полного хода — 19 уз

Скорость крейсерского хода — 18 уз

Скорость экономического хода — 15 уз

Дальность хода: — 10800 миль (скорость 18 уз) — 19800 миль (скорость 15 уз)

Автономность — 30 суток

Полезная нагрузка: десант 450 чел, эвакуация — до 900 чел. А так же до 150 человек штабного персонала

Масса полезной нагрузки — 1100 т

Размер грузовой палубы — 122×13.5×7.7 м

Вооружение: в варианте для ВМФ России вооружение российского производства.

Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня