Накануне майских праздников, 30 апреля, исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) одобрил предоставление Украине кредита по программе stand-by (выдается в связи с угрозой дефолта) размером в 17,1 млрд долларов. Первый транш в 3,2 млрд Украина получит немедленно. Из этой суммы около 2 млрд долларов пойдут на финансирование дефицита бюджета.
Но эти деньги Киеву дают с принципиальным условием. Вот как его сформулировала директор-распорядитель фонда Кристин Лагард:
«Риски для программы являются высокими… Волнения на востоке страны создают значительный риск для экономических перспектив. Стабильное и тщательное проведение предусмотренных мер политики при сохранении широкой общественной поддержки будет иметь принципиальное значение для успеха программы… Программа официальных органов (Киева, — „СП“) представляет собой надлежащий комплекс ответных мер для преодоления текущих трудностей и заслуживает решительной поддержки».
Еще более определенно об условии МВФ сообщило информационное агентство УНИАН: в соответствии с рапортом исполнительного комитета МВФ, кредитная программа stand-by может быть пересмотрена, если правительство Украины потеряет контроль над восточными областями страны. По оценкам экспертов МВФ, это недопустимо по чисто экономическим соображениям: Донецкая, Луганская и Харьковская области дают суммарно около 21% валового ВВП Украины и 30% всего промышленного производства страны.
Киев, судя по всему, воспринял сигнал МВФ как руководство к действию. Обращает на себя внимание следующий факт. Лагард сделала заявление 30 апреля, а уже 2 мая министр МВД Украины Арсен Аваков сообщил, что в половине пятого утра началась активная фаза антитеррористической операции в Славянске. Днем того же дня случилась кровавая бойня в Одессе.
По сути, МВФ ведет себя как провокатор, и толкает киевские власти к полномасштабной гражданской войне. Фонд как бы говорит Киеву: воюйте, или вы не получите свои деньги.
Можно предположить, что Одессой дело «установления контроля над восточными территориями» не ограничится. Не исключено, что аналогичные карательные операции радикальные националисты проведут и в других центрах сопротивления: в Донецке, Луганске, Славянске, Мариуполе. Юго-Восток дерется отчаянно, но с одними автоматами против танков, авиации, артиллерии воевать сложно.
Одесса показала, что крови Киев не боится, а международное сообщество в лице США и Евросоюза смотрят на его действия сквозь пальцы.
Возникает резонный вопрос: что ждет в таком случае Украину? Деньги МВФ придется отрабатывать и возвращать. Скорее всего, «незалежная» попадет в кабалу по примеру стран Южной Европы — Болгарии и Румынии, которые аналогичными кредитами пользовались. В случае южно-европейских стран, помощь Запада обернулась обнищанием населения, ростом преступности и обесцениванием активов. Только для Украины кабала будет еще замешана на крови.
— МВФ в данном случае является инструментом определенных сил Запада, которые стремятся руководить геополитическими процессами в глобальном масштабе, — уверен заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. — Западу нужно, в частности, разрушить экономику Украины и те предприятия, которые составляют конкуренцию западным производствам, или являются потенциальными производителями оружия, в том числе, для РФ. Еще одна задача — полностью захватить геополитическое пространство, которое может контролировать Россия.
Для достижения этих целей необходимо либо запугать пророссийски настроенное население Украины, либо его физически уничтожить. Подобного рода этнические чистки происходили в мире на протяжении всего XX века, но замечались только тогда, когда это было выгодно западным игрокам.
Сейчас, проигнорировав сожжение заживо 46 человек в Одессе, и полностью одобрив действия Киева, Запад фактически выступил в качестве заказчика гражданского противостояния в «незалежной».
"СП": — Как теперь будут развиваться события на Украине?
— Если Киеву удастся подавить протест на Юго-Востоке, путь Украины не будет сильно отличаться от Греции, Болгарии или Румынии. Все эти страны в свое время повелись на обещания МВФ, и взяли кредиты на условиях Фонда — проведении ряда реформ. В результате, экономики этих стран оказались на грани падения.
Надо, впрочем, понимать: деньги, которые МВФ дает Украине, являются невозвратным долгом — 17 млрд долларов Киеву брать неоткуда. Украинские элиты будут расплачиваться за этот кредит геополитическими решениями.
На Западе, кроме того, прорабатывается вариант принуждения России к финансированию украинской экономики. С помощью дипломатических и международно-правовых структур РФ попытаются заставить снизить цены на газ для Украины, открыть российский рынок украинским производителям, а также признать легитимными результаты президентских выборов 25 мая. В результате, на Украине будут строить враждебное нам фашистское государство, но на российские деньги.
Это — задача-максимум для западных геополитических игроков. Задача-минимум — не позволить России усилиться за счет Юго-Востока и военно-промышленных производств, которые находятся на этих территориях. По сути, главным для Запада в украинском конфликте является именно ослабление России, а не создание сильной Украины.
Оба этих сценария неблагоприятны для России, и оба рассматриваются Западом как вероятные.
«СП»: — Чего ждать в такой ситуации Юго-Востоку?
— Боюсь, что ничего хорошего. Единственный урок, который он может пока вынести — разговоры о том, что бандеровцы никому не желают зла, а новые киевские власти хотят бороться исключительно с коррупцией, оказались блефом. Киев совершенно четко дал понять: граждане Украины, которые не разделяют идей украинского национализма, рассматриваются как враги, которых нужно уничтожать.
Понимание этого факта будет служить дополнительным мобилизующим фактором для жителей Юго-Востока. Пролитая в Одессе кровь может стать точкой невозврата для продолжения существования Украины как единого государства.
Думаю, если Донецкому ополчению — пусть более слабому, чем украинские силовые структуры — удастся сохранить контроль над рядом территорий в Донецкой и Луганской областях, и 11 мая провести там референдум, никто из жителей Донбасса, после одесских событий, не будет сомневаться, как ответить на вопрос о будущем своего региона.
«СП»: — Если после референдума Донбасс попросит Россию ввести миротворческий контингент, мы откликнемся на этот призыв?
— Пока позиция российской элиты направлена на сдерживание украинского конфликта и невмешательства в него Вооруженных сил РФ. Но на решение референдума можно будет опираться как правительству Донецкой республики, так и российскому руководству. В такой ситуации, ради предотвращения кровопролития, на Донбасс действительно может быть введен миротворческий контингент.
Сейчас возможны все варианты: события развиваются динамично и непредсказуемо. Это значит, окно возможностей не просто расширяется, оно еще и меняется качественно. Скажем, говорить о государственной самостоятельности Донбасса еще в конце прошлого года было бы абсурдно. После одесской бойни — это вполне реальная перспектива…
— Все, что происходит сегодня на Украине — это хорошо спланированный западный проект, — уверен и генерал-полковник, академик Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — В него уже вложены серьезные деньги. Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд признала, что Вашингтон потратил с 1991 года 5 млрд долларов, чтобы установить на Украине «сильное, демократическое правительство». На деле, по моим оценкам, вложено гораздо больше — по крайней мере, в 10 раз.
Цель этого проекта очевидна — дестабилизировать ситуацию на Украине, столкнуть Украину с Россией, а затем Россию — с Европой.
До последнего времени ситуация четко развивалась по сценарию США. В качестве исполнителей были привлечены радикальные украинские националисты, сторонники Степана Бандеры. Вашингтон закрывал глаза на их нацистские взгляды. Едва власть в Киеве захватили сторонники Майдана, США их приветствовали — они всячески подталкивали сценарий к завершению.
Но у Вашингтона не все получилось. Во-первых, Украина потеряла Крым. Во-вторых, американским стратегам так и не удалось спровоцировать Россию на военное вмешательство на Юго-Востоке, — хотя именно для этого жестко подавлялись протесты сторонников федерализации. Словом, не решенной остается главная задача — столкнуть Украину с Россией в кровавом конфликте.
Теперь для ее решения в ход пошли финансовые козыри МВФ. Новые киевские руководители понимают, что время их пребывания во власти ограничено. Поэтому они спешат отработать заказ МВФ, и получить в собственные карманы большие деньги. То, что в результате их действий Украина превратиться в кипящий котел, их не слишком волнует.
Надо понимать: МВФ — это политический инструмент мировой финансовой олигархии, и именно она является заказчиком украинской бойни. Условие Фонда киевскому руководству поставлено предельно четкое: либо вы проводите карательную операцию, либо своих денег не получите. Кредит МВФ — это, бесспорно, деньги, замешанные на крови…
«СП»: — Что в этой ситуации может сделать Россия?
— Мы могли бы вмешаться в украинскую ситуацию через планирование миротворческой операции в рамках СНГ (Украина — член Содружества). Мы могли бы, поскольку конфликт происходит в зоне ответственности ОДБК, организовать миротворческие силы под эгидой этой организации, и вводить на Украину сначала международных наблюдателей, а потом — миротворческие посты.
Но в одиночку России не резон заходить на территорию Юго-Востока. В этом случае неизбежны столкновения наших Вооруженных сил с бандеровцами, одетыми в форму украинской армии. Это оттолкнет от РФ значительную часть Украины, и поставит ситуацию на грань серьезной российско-украинской войны…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев