В пятницу, 23 мая, сразу два перворазрядных российских политика заявили о том, что на Украине идёт гражданская война. Сначала министр обороны Сергей Шойгу во время конференции по безопасности в Москве отметил, что «после силового отстранения от власти действующего президента и при активном участии внешних сил страна скатилась практически к гражданской войне».
По мнению Шойгу, таким образом, в Европе искусственно создан очаг напряженности, появление которого «негативно сказалось на глобальной безопасности».
Позднее президент России Владимир Путин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме оценил ситуацию на Украине, как «полномасштабную гражданскую войну». «Если бы Россия не присоединила Крым, то там жертв трагедий было бы больше, чем в Одессе» — сказал президент.
Ожесточённость противостояния на Востоке повышается каждый день. В четверг, 22 мая, были расстреляны, по меньшей мере, 10 солдат и контрактников, которые отказались воевать против собственного народа. Всех погибших перед убийством поставили на колени. По предварительным данным, в расправе принимали участие боевики отряда «Днепр».
23 мая руководитель пресс-службы Луганской народной республики Владимир Иногородский сообщил, что в посёлке Приволье за Лисичанском Национальная гвардия и боевики «Правого сектора» расстреляли находившихся в больнице раненых украинских военных так же за то, что они отказались воевать с ополченцами. Раненых ополченцев, как сообщает ИТАР-ТАСС, персонал больницы успел спрятать.
В этот же день Семён Семенченко, командир прокиевского батальона «Донбасс», пригрозил террором мирному населения города Красноармейска, «если что-то случится с нашими людьми». Семенченко имел в виду попавших в плен вояк батальона, который 23 мая потерял половину личного состава раненными и пленными.
Насколько долго и сильно будет раскручиваться маховик гражданской войны на Украине? Охватит ли эта война новые регионы?
— Последние события показывают, что гражданская война на Украине принимает ожесточённый характер, — говорит эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев, — расстрелы солдат, гибель мирных жителей порождают ещё большую ответную жестокость. Начинает действовать принцип: око за око. Нечто подобное в 90-е годы происходило в Чечне. Когда наши солдаты вошли в эту республику, немногие среди самих чеченцев, а тем более российских солдат, готовы были проявлять жестокость. Наши солдаты к тому же не очень понимали, за что они должны здесь воевать, потому что такие понятия, как территориальная целостность РФ и «наведение конституционного порядка» были для них весьма отвлечёнными. А вот когда начала литься кровь, и с той, и с другой стороны резко выросло ожесточение, желание мести.
Что касается Украины, особая жестокость состоит в том, что карательные акции проводят бандитские, по сути, формирования, которые действуют от имени государства. То, что обе воюющие стороны сильно идеологически мотивированы, говорит о том, что война так просто не закончится.
Можно вспомнить Гражданскую войну 1917−1922 году, где именно идеологические разногласия приводили к массовому террору. Есть большая вероятность, что и на Украине, к сожалению, повторится нечто подобное.
«СП»: — Есть ли вероятность, что война охватит новые регионы Украины?
— Думаю, да. В той же Одессе, хотя там и подавили выступления противников киевской хунты с нечеловеческой жестокостью, вполне возможны новые всплески насилия, которые перерастут в военные действия. Одесситы, вполне возможно, уже сейчас готовятся мстить за погибших товарищей. А при определённых успехах ополченцев в ДНР и ЛНР может подняться весь Юг Украины: Херсон, Николаев, Запорожье…
Многое будет значить, насколько сможет укрепиться власть Луганской и Донецкой республик. Они пока контролируют далеко не всю территорию областей. На местах сохраняется двоевластие. Это мне напоминает опять же 1917 год, когда страной управляли одновременно Советы и Временное правительство. К тому же экономически они продолжают зависеть от Киева. Как только они сумеют обрести экономическую самостоятельность, создать собственные вооружённые силы, то смогут не только отбить нападения «бандеровцев», но и помочь другим областям Украины.
Пока же мы видим, что даже в военных формированиях ДНР нет единства. Каждый город, будь то Славянск, Краматорск, Донецк — как бы сам по себе. Там уже идут свои трения, кто кому подчиняется. Это, кстати, тоже напоминает период становления Красной Армии. Необходимо добиться, чтобы все вооружённые формирования республики подчинялись единому плану действий. Только в этом случае возможен военный успех.
«СП»: — Есть ли вероятность, что до 25 мая войска, подчиняющиеся киевской хунте, сумеют взять под контроль большую часть ДНР и ЛНР?
— Вряд ли. Да, ополченцев в разы меньше, чем тех, кто против них воюет, и вооружены они хуже. Но костяк их составляют бывшие военные, многие из которых имеют боевой опыт. А если взять «Правый сектор» или «Нацгвардию», они, конечно, идеологически сильно мотивированы для ведения боевых действий, но практически не умеют воевать. Даже их офицеры вынуждены учиться на ходу. Я располагаю некоторыми данными непосредственно с мест боёв, и знаю, что официально оглашаемые потери прокиевских военных занижаются в разы, чтобы не вызвать протестов на Украине. Погибших закапывают в ямах прямо в поле и объявляют без вести пропавшими.
«СП»: — Введение российских войск может привести к ослаблению гражданской войны на Украине или наоборот подольёт масла в огонь?
— Ввести войска нам в данной ситуации очень сложно. С Западом у нас и так очень напряжённые отношения и реакция НАТО на такой шаг России может быть непредсказуемой.
Надо понимать, что так легко, как с Крымом, на Востоке Украины у нашей армии провести операцию не получится. Будут потери и, возможно, не маленькие. И, конечно, в России тоже может начаться общественная кампания против этой войны, снизиться доверие к власти.
Да и жители Донецкой и Луганской областей должны, наконец, понять, что «добрый Путин» не должен делать всё за них. Там мужиков своих хватает, оружие теперь есть, как заявляет Игорь Стрелков.
Если будет виден большой народный подъём на Востоке Украины, возможно, и наша власть будет смелее в своих решениях.
«СП»: — Может быть, пока, чтобы помочь ополченцам, стоит с помощью авиации уничтожать украинскую военную технику?
— Возможно, мы к этому и придём. Если начнётся настоящий геноцид населения Юго-Востока, у нас не останется выбора. Помните, в 2008 году грузинские военные практически сметали с лица земли Цхинвал. И тогда ввод российских войск в Южную Осетию был одобрен большинством общества именно потому, что люди понимали — идёт война на уничтожение. Пока на Украине не прольётся большая кровь, как бы цинично это ни звучало, большинство россиян не поддержит ввода войск, тем более, если оттуда пойдут гробы.
Думаю, что без участия российских войск эта война, к сожалению, не обойдётся. Не исключено, что президентские выборы на Украине приведут к тому, что начнутся столкновения уже в Центральной части страны. Скажем, между сторонниками Яроша и Порошенко. Скорей всего, будут разборки и внутри самой киевской хунты. В итоге, в стране начнётся полный политический хаос.
Иную точку зрения высказал директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин
— У меня нет ощущения, что гражданская война на Украине будет разрастаться. Подавляющее большинство населения на Востоке — пассивно. Ему всё равно, какая власть будет — пророссийская или киевская. Единственное, чего они категорически не приемлют — откровенной бандеровщины. Официальный Киев и бандеровцы — две разные силы, хоть и союзные на данный момент.
Серьёзной эскалации насилия я не жду вот ещё почему. Сейчас и Москва, и Киев понимают, что дело уже зашло очень далеко. И если дальше продавливать свою точку зрения, это может закончиться большим количеством жертв.
Я думаю, в Кремле какое-то время будут наблюдать за новым президентом Украины. Если он остановит карательную акцию на Востоке, Москва, скорей всего, признает выборы и начнёт договариваться с новым главой Украины. На эскалацию насилия в «незалежной» сегодня не настроены и в Киеве, за исключением, пожалуй, Турчинова, который находится под жёстким контролем Вашингтона.
«СП»: — Однако жители Донецкой и Луганской областей не хотят жить в такой Украине, как сейчас, они показали это на референдуме 11 мая. А наиболее вероятный претендент на президентское кресло Порошенко уже заявлял, что на Востоке страны орудует кучка бандитов, которых надо уничтожить.
— Ближайшее время покажет, как будет действовать Порошенко. Не исключено, что он попытается утихомирить или вовсе нейтрализовать «Правый сектор». Что касается заявлений Порошенко, то на Украине сейчас практически любой политик ведёт себя крайне популистски. Достаточно посмотреть на Юлию Тимошенко, которая сначала кричит, что выжжет весь Восток, а потом чуть ли не обнимается с ополченцами. Градус вербальной агрессии очень высок именно в связи с предвыборной кампанией. Посмотрим, что будет после неё.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.