Один мой знакомый владелец независимого телеканала решил стать депутатом Московской городской думы. И что он для этого сделал: договорился с партией «Яблоко», что она его выдвинет, а потом пришел на соответствующее собрание, и оказалось, что никто с ним не договаривался, то есть обманули человека — что-то пообещали, а сами выдвинули по всем округам совершенно не избираемых своих безымянных аппаратчиков. Мой знакомый, конечно, возмущен и недоволен, а я его спрашиваю — ну ладно, а зачем тебе это нужно-то вообще? И он мне так торжественно отвечает: «Вообще-то я живу в этом городе».
Мы знакомы довольно давно, и мне кажется, я неплохо его понимаю. Он живет в этом городе, он не хочет занимать радикальную неконструктивную позицию, он хочет стать депутатом, чтобы сделать в этом городе хоть что-то — как знаменитый Капков, о котором, конечно, разное можно говорить, но лавочки-то он в городе поставил.
Это понятная позиция. Я с ней совсем не согласен, но не готов кому-то отказывать в праве на такую позицию. Хочешь быть как Капков — будь как Капков. Тонкость в том, что если бы Капков шел к своей цели через партию «Яблоко», то он бы никуда не пришел, и никаких лавочек не было бы в принципе. Партия «Яблоко» существует для чего угодно — чтобы проводить собрания, делать заявления, консультироваться с Кремлем, исключать Навального, заседать в особняке на Пятницкой, но совсем не для того, чтобы кандидаты от партии «Яблоко» становились депутатами даже Мосгордумы.
Людям, которые хотят быть как Капков, надо не в «Яблоко». Надо идти к Собянину, к Анастасии Раковой, к Володину, не знаю, к кому еще и говорить — так, мол, и так, я хозяин независимого телеканала, но не хочу занимать неконструктивную позицию, живу в этом городе, хочу изменить жизнь к лучшему. Они угостят тебя чаем с баранками и выберут для тебя округ, в котором ты в напряженной борьбе с анонимным яблочником, пожилым коммунистом и похожим на рыбу-каплю справедливороссом одержишь убедительную победу и станешь депутатом. Еще раз замечу, что мне такая модель поведения не нравится, но я при этом понимаю, что к успешному результату сегодня ведет только она. В прошлые выходные при явной поддержке мэрии и Кремля в Москве проходили так называемые праймериз, призванные, очевидно, превратить единороссов в независимых кандидатов. Формальными организаторами праймериз были какие-то не очень примелькавшиеся взрослые политические мурзилки, среди которых я бы выделил хозяина главного московского универмага Михаила Куснировича. Хозяин большого и популярного магазина — это по определению один из тех, кого называют «лучшие люди города», и я не иронизирую, когда говорю, что Куснирович не просто имеет право, а обязан вмешиваться в выборы городского парламента, более того — уж лучше Куснирович, чем какой-нибудь гражданский активист. Если бы я хотел стать депутатом, а не изображать предвыборную борьбу, если бы мне было нужно именно ехать, а не любоваться шашечками, я бы пошел к Куснировичу, а не к Явлинскому.
Я могу понять, зачем люди устраиваются на работу во власть — вариантов много, от «хочу улучшить систему изнутри» до «Путин простил наш телеканал, надо за это платить». Но я не могу понять, зачем добровольно брать на себя в политике те роли, которые для их исполнителей не предусматривают вообще ничего, кроме невероятного позора, тоски и безысходности. Я понимаю, почему можно хотеть быть «как Капков». Я не могу понять, почему можно хотеть быть «как Митрохин».
Если уж ты по каким-то причинам собрался идти в систему, иди туда, где лавочки, а не туда, где партия «Яблоко».
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ.