НАТО откладывает предоставление Грузии «дорожной карты» (МАР) по вступлению в Североатлантический альянс. На сентябрьском саммите НАТО в Уэльсе вместо плана действий по подготовке к членству Тбилиси могут предложить лишь пакет «усиленного сотрудничества». Как сообщают СМИ, он предусматривает более тесное политическое взаимодействие, обучение вооруженных сил и укрепление офиса связи Организации Североатлантического договора в Тбилиси, и, возможно, включение подразделений вооруженных сил Грузии в силы быстрого реагирования альянса.
— Саммит в Уэльсе будет не о плане действий по вступлению в альянс, а о большей поддержке по сближению Грузии с НАТО, — подтвердил генсек альянса Андерс фог Расмуссен.
Сообщается, что для вступления с Североатлантический альянс Грузии необходимо провести ряд реформ. К тому же, под данным СМИ, некоторые члены НАТО выступают против предоставления стране «дорожной карты», так как боятся реакции с российской стороны.
Однако в апреле (после того, как Крым вошел в состав РФ) Брюссель сообщал, что «Грузия стала моделью для всего региона» и «экспортером безопасности», поэтому уже в сентябре 2014-го ей может быть предоставлен план действий по членству. Причем, инициатива активизировать этот процесс тогда исходила именно от Брюсселя.
Впрочем, в том, что шансы Тбилиси на получение «дорожной карты» на грядущем саммите невелики, грузинские власти трагедии не видят. Глава МИДа Майя Панджикидзе поспешила заверить, что в любом случае в Уэльсе «будет по достоинству оценен прогресс», достигнутый Тбилиси, а «Грузия может вступить в НАТО и без „дорожной карты“».
А грузинский министр обороны Ираклий Аласания оправдал нерешительность действий натовских чиновников, заявив, что высокопоставленные представители НАТО правы, когда говорят, что сегодня Грузия к полноценному членству в альянсе пока не готова
— Нам понадобятся еще определенные годы, чтобы мы с нашей политической системой, мерами безопасности и обороноспособностью были полностью готовы стать членом НАТО. Но я лично считаю, что то, что происходит сегодня на Украине, российская агрессия и контекст региональной безопасности должны диктовать, чтобы с Грузией очень скоро начались переговоры о вступлении в НАТО, — отметил он.
Экс-министр безопасности Грузии Валерий Хабурдзания в разговоре с обозревателем «СП» предположил, что Североатлантический альянс не собирался и не собирается принимать Грузию в свой состав.
— Альянс постоянно ссылается на какие-то причины, но заявления о том, что Грузия еще не подготовлена к членству в НАТО, — это отговорки: как мы помним, в альянс принимали страны, которые вообще никак к этому не готовились. Просто натовцы не могут принять политического решения. Вернее, американцы готовы видеть Грузию в НАТО, а вот европейцы — нет. Все это приводит к тому, что Тбилиси все время дают какие-то новые задания, чтобы как-то успокоить грузин, но я думаю, что Грузию никогда в НАТО не примут, хотя бы из-за нерешенных территориальных вопросов.
Что касается населения Грузии, то оно в этих делах ничего не смыслит. Во-первых, рядовым грузинам ничего не объясняют, а, во-вторых, даже экспертам сложно разобраться, что это членство принесет хорошего, а что — плохого. На мой взгляд, ни вступление в НАТО, ни подписание соглашения об ассоциации с ЕС не принесет ничего, кроме обострения внутренней экономической ситуации и региональных конфликтов. Хотя в Грузии сейчас также, как и при Cаакашвили (при нем 5 января 2008 году в Грузии был проведен референдум, на котором 77% голосующих проголосовали в пользу присоединения к военному блоку НАТО — прим. автора), тщательно взращивается мода на «проевропейскость», и, понятно, что идти против моды достаточно трудно, тем более, когда людей, настроенных против НАТО или ЕС, называют не иначе как «пятая колонна» и «врагами народа».
Грузия уже 20 лет (с 1994 года) идет в сторону НАТО, но никак к этой цели не дойдет. Никто не знает, что такое стандарты НАТО, которым страна должны соответствовать. Этих стандартов, кстати, в глаза никто не видел, а раз их нет, то как им соответствовать?
Министр обороны Грузии Ираклий Аласания недавно заявил, что власти Грузии планируют повысить обороноспособность в связи с агрессивной политикой Москвы на Украине путем создания современной системы ПВО НАТО. А если они еще договорятся и про размещение ПРО, то… Я не хочу такую Грузию. Не дай Бог какой конфликт, от грузинских систем российские ракеты не оставят и следа.
Бывший депутат парламента Грузии, руководитель Института стратегии управления (Грузия) Петр Мамрадзе уверен: альянс в нынешний исторический период никогда не примет в свой состав Грузию.
— Дело в том, что в НАТО после августа 2008 года, когда Саакашвили осуществил военно-политическую авантюру, которая кончилась неизбежным крахом, было принято решение: на данном историческом этапе Грузию в свои ряды не брать. Вспомним слова госсекретаря США Кондолизы Райс, сказанные руководителю российского внешнеполитического ведомства Сергею Лаврову, что «если Саакашвили совершит какое-то безумие в плане военной эскалации в Грузии, несколько поколений грузин НАТО не увидит как своих собственных ушей». И вот это предупреждение сработало сразу после августа 2008 года. Действует оно и сейчас.
Об этом же неоднократно говорили и высшие чины НАТО, включая Генерального секретаря НАТО Расмуссена. Кстати, и президент США Барак Обама, комментируя многолетние попытки Тбилиси вступить в НАТО или хотя бы сблизиться с Североатлантическим альянсом, заявил, что Грузия, как, впрочем, и Украина, даже «не стоит на пути в НАТО».
На самом деле, мы имеем дело с политическим пиаром. Официальные лица НАТО не могут прямо завить, мол, решение о вступлении Грузии в альянс (а этот вопрос действительно стоял на повестке дня весной 2008-го) изменено из-за известного конфликта, спровоцированного Саакашвили. Отсюда разговоры о том, что Грузии нужны реформы
Вот прошло сообщения, что канцлер Германии Ангела Меркель не считает обязательным предоставление Грузии плана действий по подготовке к членству на Уэльском саммите НАТО. То есть альянс даже не может предоставить Тбилиси «дорожную карту», которая, кстати, ни к чему никого не обязывает и даже не является гарантией того, что страна станет членом НАТО, не говоря уже о какой-то взаимной защите.
Поэтому грузинское правительство всегда просит натовскую сторону что-нибудь придумать, чтобы можно было сказать населению, мол, прогресс на пути Грузии в альянс все-таки есть. Наш председатель парламента Давид Усупашвили договорился даже до того, что заявил: если сентябрьский саммит НАТО 2014 года завершится с «очень малым прогрессом», это «очень трудно будет выдать народу за большой успех». Его слова — ложь чистой воды, потому что население Грузии не заинтересовано во вступлении страны в НАТО. Это постоянно демонстрируют результаты соцопросов, в том числе и американских: больше 80% населения (к примеру, по данным соцопроса Международного республиканского института — прим. автора) выступают за восстановление дружественных и нормальных отношений с Россией. Однако игра со вступлением в НАТО продолжается, вот сейчас Грузии предложен пакет предложений…
Конечно, бесплатное и дармовое «мясо из Грузии» представители НАТО всегда приветствуют и всегда за него благодарят. Хотя честно признаются, что присутствие грузинского контингента в Афганистане (или где бы то ни было) ни коем образом не связано с возможным членством в НАТО или продвижением к этому членству. Просто весь этот пиар с якобы грядущим вступлением Грузии в альянс сильно раздражает российское руководство, поэтому эта идея поддерживается, ведь другого раздражителя-то нет.
Что касается так называемого партнерства с Евросоюзом, то никакой помощи Грузии от этого реально быть не может. Условия соглашения такие, что мы не сможем поставлять на рынок продукцию, которая даст нам значительную выгоду. Конечно, есть плюсы, такие как перемещение по Европе, или учеба молодежи за рубежом. Это полезно, но отнюдь не то историческое событие, которое делает бесповоротным и неотвратимым наше полноценное членство в ЕС.
Более того, известно, что Европейский Союз выразил готовность обсудить с Россией вопросы, связанные с соглашением об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой, с тем, чтобы учесть те пункты, которые не выгодны РФ. Эта информация в наших СМИ почти не проходила, я пытался об этом говорить, но широкого освещения это не получило. То есть Евросоюз предпринимает меры, чтобы не раздразнить российское руководство.
Начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков считает, что НАТО ведет определенную игру.
— Здесь необходимо понимать, что когда мы говорим о НАТО, то часто от внимания ускользает тот факт, что главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО и командующий американскими Военно-воздушными силами в Европе и Африке — это один и тот же человек — генерал Филип Бридлав. Получается, что у альянса есть программы, которые идут как в рамках НАТО, так и в рамках Еврокома — Европейского командования сил США. И вот европейское командование достаточно серьезно продвинулось в «военном строительстве» на территории Грузии: там есть базы и открытые, и закрытые — секретные, существование которых натовцы признают, и в ежегодном докладе командующего европейскими силами данные о них приводятся.
Понятно, что это все нужно для решения американских геополитических задач в регионе. А если мы посмотрим на карту, то увидим, что речь идет не только о России, но и о Ближнем Востоке.
«СП»: — Высказывались мнения о том, что Грузию могут принять в альянс с оговоркой, что пятая статья устава альянса о коллективной обороне не действует в отношении территорий Абхазии и Южной Осетии.
— На мой взгляд, членство в НАТО нельзя как-то разделить: страна должна быть полноправным членом альянса со всеми вытекающими отсюда как преференциями, так и обязательствами, в том числе и по пятой статье. Ведь она, о чем постоянно говорят натовские официальные лица, предусматривает не только оказание помощи в случае угрозы, но и обязательства стран оказывать помощь по известному принципу — «один за всех и все за одного». В этом плане никто не готов сейчас вступаться за Грузию и радикально портить отношения с Россией.
Так что принять Грузию в НАТО без пятой статьи невозможно. Другое дело, что альянс настолько продвинулся вперед в своей политике «открытых дверей», скажем, в программе «Партнерство ради мира», что сейчас действуют инициативы, такие как The Connected Forces Initiative, которые позволяют грузинским силовикам тренироваться вместе с военными структурами альянса. То же самое — и в отношении Украины: например, сейчас создается польско-литовско-украинская бригада.
Отмечу, что в военной доктрине РФ прописано: Россия не рассматривает НАТО как врага, но расширение инфраструктуры альянса будет расценено нами как усиление военной опасности. Соответственно, проведена некая красная линия. Готов ли ее перейти альянс, вступив в прямую конфронтацию с Россией? Я думаю, нет. Поэтому на ближайшем саммите в Уэльсе в отношении Грузии мы увидим некий паллиатив: то есть с Грузией, скорее всего, расширят партнерство, как по линии НАТО, так и по линии Еврокома, либо в рамках текущих инициатив или других (долго ли их придумать?), но прямого членства ей не предоставят.
«СП»: — В Грузии есть как натовские, так и американские объекты. Одно время говорили о некой лаборатории, где Штаты разрабатывают биологическое оружие…
— Здесь тоже идет постоянная игра, мол, этот объект НАТО, а этот — нет. Но с российской точки зрения — если в Грузии есть база страны-члена альянса, то автоматически можно ее считать натовским объектом. Да, в Грузии уже есть довольно серьезная инфраструктура, в том числе полигоны для подготовки в специфических условиях Кавказа не только грузинский военных, но и военных стран-членов НАТО, в том числе и США — специальных диверсионных подразделений, есть данные и об этой лаборатории.
«СП»: — То есть в Грузии не хватает пока только ПРО…
— Если мы говорим о стратегической ПРО, то вопрос еще упирается в вопрос целесообразности размещения и в вопрос денег. Ведь противоракетная система должна быть еще и надежно защищена, а чтобы ее «прикрыть», надо строить ПРО ТВД (системы противоракетной обороны театра военных действий — прим. автора), что довольно дорогостоящее удовольствие. А вот строить в Грузии базы и в перспективе продавить решение о том, чтобы американские эсминцы, оснащенные системой ПРО «Aegis» могли заходить в Черное море и там базироваться, — вот это достаточно интересный вариант для США. И здесь опять-таки — вопрос строительства инфраструктуры, а, следовательно — больших денег, что тоже решаемо через формат расширенного партнерства. Но заход в Черное море пока упирается на позицию Турции и соблюдение конвенции Монтре.
Кстати
После распада СССР Грузия (в 1994 году) присоединилась к управляемой НАТО организации «Партнёрство ради мира». С 2004 года страна активно стала стремиться стать членом альянса, потому что тогда к власти в результате «революции роз» пришел Михаил Саакашвили. Именно при нем грузинские военные вошли в состав Международных сил содействия безопасности (ISAF) и начали взаимодействовать с НАТО в Афганистане. В апреле 2008 года на встрече в Бухаресте главы государств и правительств стран-членов альянса пришли к соглашению о том, что Грузия станет членом НАТО. В дальнейшем официальные лица НАТО постоянно отмечали, что содействуют Грузии в реализации ее «евроатлантических устремлений».
Фото EPA/ИТАР-ТАСС