Политика

Наш ответ за «Добролет»

Россия собирается запретить транссибирские перелеты европейским авиакомпаниям

  
28226
Наш ответ за «Добролет»

Кремль рассматривает возможность запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России. Об этом сообщают «Ведомости». По данным издания, последние события — остановка «Добролета» и штрафы, которые наложила Украина на российские авиакомпании за полеты в Крым (около $ 8,6 млн.), — требуют ответа российской стороны.

Для полетов из Европы в Азию авиакомпании используют самый короткий маршрут — транссибирский — и платят за это деньги «Аэрофлоту». Такая практика была введена в начале 1970-х: иностранные авиакомпании в результате смогли сократить маршрут на 4000 км, и экономить до $ 30 000 на каждом рейсе.

После распада СССР система транссибирских платежей сохранилась, и деньги по-прежнему получал «Аэрофлот». Сборы могли достигать $ 500 млн. в год. Но сейчас, по данным «Ведомостей», авиакомпания получает от иностранных перевозчиков не более $ 300 млн. в год.

Если Россия запретит транссибирские полеты, крупнейшие европейские перевозчики — Lufthansa, British Airways, Air France — понесут крупные убытки: по экспертным оценкам, более чем 1 млрд евро за каждые три месяца санкций.

Запрет приведет к удлинению маршрута в среднем на час-полтора, в результате вырастут затраты на топливо и оплату труда персонала, увеличится нагрузка на технику, и уменьшится оборот воздушного судна. С учетом низкой рентабельности авиационного бизнеса, дополнительные расходы поставят европейских перевозчиков в неравные условия по сравнению с азиатскими конкурентами.

Сейчас консультации по ответным авиасанкциям идут на уровне Минтранса и МИДа, но решение пока не принято — последнее слово остается за правительством.

«Речь идет о хороших доходах, — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — Нужно все „за“ и „против“ принимать во внимание, дабы не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя молотком себя по голове».

Пойдет ли Россия на запрет транссибирских перелетов, и какие последствия будет иметь такое решение?

— Условия работы авиаперевозчиков — классический предмет торга между Россией и Европой, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Скажем, в свое время ЕС вводил более жесткие стандарты по шумности авиадвигателей, а мы в ответ грозились поднять плату на транссибирские перелеты. Подобных эпизодов в истории отношений РФ-ЕС в области авиации было немало, но всегда находились компромиссы.

В связи с «Добролетом» о транссибирских перелетах вспомнили — это, если можно так выразиться, наш рояль в кустах. Понятно, из-за нынешней перегретой ситуации вокруг Украины, стороны — я имею в виду ЕС и Россию — пытаются ущемить друг друга. Но, действительно, прежде чем водить ответные санкции, нужно хорошо считать, насколько нам это невыгодно. А для этого — смотреть на два-три хода вперед.

Как только мы введем запрет на транссибирские перелеты, ЕС может ужесточить санкции в отношении российских авиаперевозчиков, уже не ограничиваясь «Добролетом». И в этом случае мы пострадает очень существенно. Дмитрий Песков прав: нужно все взвешивать, и должны это делать профессионалы с трезвой и холодной головой.

«СП»: — В нынешней ситуации решение «по расчету» возможно?

— На мой взгляд, обмен санкционными угрозами, и нарастающее взаимное желание друг друга ударить, перестают быть контролируемыми. Решения высшего политического руководства всех сторон начинают перемещаться на средний уровень — чиновников, которые обязаны защищать государственные интересы в рамках своих компетенций. А они как умеют — так и защищают.

Мы видим, как это происходит на практике, на примере бесконечных новаций Россельхознадзора и Роспотребнадзора по поводу предложений о введении запретов — то на импорт плодоовощной продукции из одной страны, то — на мясомолочной из другой. То какие-то зарубежные ассоциации производителей начинают выступать с инициативами о запрете поставок в Россию — как, например, Союз производителей баранины Австралии. Это естественный фон, которые всегда возникает в атмосфере нервозности от введения санкций.

Думаю, нам не стоит этот фон усугублять. Иначе санкции неизбежно ударят по российским потребителям, и обернутся локальным ценовым шоком. Этот локальный шок, если вовремя его не погасить, может привести к дополнительному разгону цен по итогам года, а это совсем не здорово: инфляционный налог касается всех.

Словом, попытка ответить обернется бумерангом. А как раз взвешенная реакция на историю с «Добролетом» может разрядить обстановку в целом.

«СП»: — Каким образом?

— Если с «Добролетом» будет найдено компромиссное решение, это может остудить обстановку обмена ударами именно на среднем уровне государственного управления. Мне вообще кажется, что ситуация вокруг «Добролета» и идея с запретом транссибирских перелетов является реперной точкой. Она покажет, куда дальше двинется температура санкционных процессов в целом. Пойдет ли вниз, или эскалация будет продолжаться.

Если компромисс по транссибирским перелетам не будет найден, стороны начнут выходить на другой договорной режим. В результате, нам придется летать в совершенно других условиях…

— Конечно, мы можем запретить европейцам пользоваться транссибирским маршрутом, — считает бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — Для западных авиаперевозчиков это будет очень болезненным ударом в экономическом плане. Но надо понимать: потеряем и мы.

Плата за транссибирский коридор составляет сейчас 300−400 миллионов долларов в год, а такие деньги на дороге не валяются. В свое время эти платежи ввели, чтобы на полученные средства развивать аэронавигацию Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера — территорий, над которыми и проходят трассы западных авиакомпаний. Это нужное и очень дорогостоящее дело. Выходит, после запрета перелетов от него придется отказаться?

Кроме того, запрет транссибирских перелетов будет провоцировать ЕС пролонгировать санкции, введенные против «Добролета», на другие российские авиакомпании. А это уже очень серьезная угроза.

Сегодня 95% авиационного пассажирооборота в РФ выполняется на «Боингах» и «Эйрбасах», взятых в лизинг у западных авиастроительных корпораций. Кстати, «Боинги», которые европейцы запретили эксплуатировать «Добролету», изначально принадлежали «Аэрофлоту» — их передали для организации полетов в Крым на условиях вторичного лизинга.

Если в дальнейшем санкции коснутся таких авиакомпаний, как «Аэрофлот», «Россия», «S7», «Волга-Днепр» — наша гражданская авиация окажется парализованной. Фактически, в этом случае мы останемся вообще без воздушного транспорта. Так что запрет на транссибирские перелеты, в принципе, вводить можно. Но параллельно нужно восстанавливать собственную авиационную промышленность, причем делать это со всей твердостью политической воли…

— История с «Добролетом» очень показательна, — убежден президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Компания была выбрана как перевозчик в Крым в ситуации, когда было понятно, что такой перевозчик должен быть максимально независимым от зарубежного давления. Напомню, что США и ЕС сформулировали свою позицию по поводу компаний, которые будут работать с Крымом, сразу после присоединения Россией полуострова. Тем не менее, весь авиапарк «Добролета» состоял из взятых в лизинг «Боингов». Это говорит о катастрофическом состоянии гражданской авиации в нашей стране.

Авиастроительный потенциал России, безусловно, необходимо восстанавливать. Его потеря является не результатом какого-то катастрофического развития событий, а следствием серии политических ошибок. Сегодня необходимо полностью изменить политику в области гражданской авиации, делая ставку на создание отечественного авиапарка. Да, дело это небыстрое, и может занять несколько лет, но им необходимо последовательно заниматься.

Что касается нашего ответа на санкции, для меня очевидно: европейцы поставили политику выше экономики, и мы должны отвечать тем же. Россия должна продемонстрировать готовность отвечать по максимуму, фактически лишая европейские компании доступа на российские рынки — по всем нишам, где возможно импортозамещение.

По сути, Россия должна продемонстрировать способность вести ответную экономическую войну, используя ресурсы собственного внутреннего рынка, и выдавливать американских и европейских производителей отовсюду, где только возможно…

Фото: ИТАР-ТАСС/PA Photos.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня