13 октября 1972 года в Андах разбился самолет с юниорской командой по регби из Монтевидео. На одиннадцатый день они услышали по радио, что спасатели трех стран прекратили их поиски. Чтобы выжить, уцелевшие были вынуждены съесть своих погибших товарищей.
16 из 45
Случившееся с уругвайской регбийной командой впоследствии стали называть «чудом в Андах». На самом деле самолет с пятью членами экипажа и сорока пассажирами на борту вылетел еще 12 октября. Это был чартерный рейс, которым уругвайские регбисты-юниоры, а также их родственники и тренеры летели из Карраско в Сантьяго. Из-за плохих метеоусловий самолет был вынужден приземлиться в аэропорту аргентинского города Мендоса. 13 октября непогода не позволила лететь напрямую в Сантьяго, потому был взят курс на другой чилийский город — Курико. Пройдя его, пилоты получили команду авиадиспетчера снижаться на Сантьяго, но из-за циклона делать это пришлось вслепую, что и явилось роковой ошибкой экипажа.
Выходя из циклона, самолет оказался прямо перед склоном горы. Несмотря на все старания пилотов уйти от столкновения не удалось. Машина, чиркнув о гору, потеряла хвост и крылья, а дальше фюзеляж понесся на бешеной скорости по склону и врезался в огромный сугроб.
Во время крушения из 45 летевших погибло 12 человек, еще пятеро пропали без вести. На следующий день их найдут мертвыми. Через день умирает еще одна пострадавшая во время авиакатастрофы. Спустя две недели выживших накроет снежная лавина, и не станет еще восьмерых пассажиров. Трое погибнут от ран и обморожения в последующие дни. Всего из 45 пассажиров выживут только 16.
Спасатели Уругвая, Чили и Аргентины искали самолет восемь дней. Но поскольку фюзеляж был белого цвета, он сливался со снегом, что затрудняло поиски. На девятый день поиски прекратили.
Спасибо лавине
Когда прошло первое потрясение, спасшиеся пассажиры принялись осматривать вещи, разбросанные во время катастрофы. Так удалось отыскать несколько бутылок вина, крекеры и плитки шоколада. Воду добывали, топя снег на солнце. Для этого его накидывали на металлические части развалившегося самолета. Теплой одежды ни у кого не было. Потому спали, прислонившись друг к другу.
Когда еда закончилась, встал вопрос, что делать дальше. С учетом того, что спасения ждать было неоткуда, живые решили есть мертвых. Не всем это далось легко. Ведь многие из погибших были чьими-то родственниками или близкими друзьями. И все-таки голод вынудил регбистов стать каннибалами.
Больше того, один из спасшихся спустя время скажет, что если бы не лавина, то погибли бы все. Снег не только укрыл разбитый фюзеляж от ветров, но и, как это ни ужасно, дал выжившим еще восемь тел.
Уже тогда было очевидно, что спасаться придется самим, то есть неизбежен переход через Анды. Выживший пилот утверждал, что до зеленых долин от места падения не так уж и далеко. Но зима была в самом разгаре, потому даже решительно настроенные регбисты опасались трогаться в путь.
На девятый день
Наконец, когда ждать дольше было равносильно смерти, пассажиры разбившегося чартера решились. Собирались идти вчетвером, но один из спортсменов скончался от заражения крови. Тронулись в путь трое — Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин. Почти сразу они наткнулись на хвостовую часть самолета, где нашли немного еды, одежды и сигарет. А еще — аккумуляторные батареи.
В первую же ночь погода резко ухудшилась, и троица едва не замерзла. Пришлось возвращаться назад, к фюзеляжу, и всем вместе шить из кусков материи, добытых в хвосте, спальный мешок.
Батареи не пригодились. Поначалу их хотели использовать для передачи сигнала бедствия, но ничего не получилось. Батареи выдавали постоянный ток, а нужен был переменный.
И снова трое смелых двинулись на поиски спасительных долин. Но на третий день они поняли, что идти придется долго, потому Паррадо и Канесса отправили Визинтина обратно в лагерь, а сами, забрав у него запасы человеческого мяса, пошли дальше.
Только на девятый день пути они встретили чилийского фермера, которому объяснили ситуацию. Тот накормил их и вызвал спасателей. Сам Паррадо, как более крепкий, и стал проводником.
На следующий день вертолеты прибыли к месту катастрофы. Спасатели не могли поверить своим глазам. Через 72 дня после исчезновения борта рейса 571 они увидели живых пассажиров. К сожалению, не всех.
Спасенным была оказана медицинская помощь. Их лечили от высотной болезни и обезвоживания, цинги и недоедания. А уже 28 декабря спасшиеся дали большую пресс-конференцию, посвященную своему чудесному спасению.
Всех погибших спасатели позднее похоронят под обломками самолета и установят на месте мемориала большой крест.
Трагедия вдохновила кинематографистов на создание сразу нескольких художественных и документальных фильмов. В одном из них («Выжить», 1993 год) роль Нандо Паррадо исполнил Итан Хоук.
Паррадо и Канесса
Нандо Паррадо впоследствии написал книгу воспоминаний о событиях 1972 года. Сегодня он успешный бизнесмен, основатель нескольких компаний. Женат, имеет двоих детей. Увлекается гонками.
Роберто Канесса учился на медика, именно ему принадлежала идея есть мясо погибших пассажиров. В горах его поддерживали мысли о матери и невесте. Вскоре после спасения, он женился, у него трое детей. В 1994 году Канесса баллотировался в президенты Уругвая, но не набрал и одного процента голосов избирателей. Сегодня он известный кардиолог.
Фото: lamula. pe