Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
16 октября 2014 16:18

«Боевой табурет»

Почти полвека назад была создана двухколесная САУ для французских десантников

12603

В середине 1950-х в Индокитай и Алжир для воевавших там французских десантников была поставлена необычная техника — Vespa 150 TAP, представлявшая из себя скутер с безоткатным 75-миллиметровым орудием. Новинка тут же получила прозвище «Базука Веспа».

Вооружен и отчасти опасен

Какие только гениальные идеи не приходили в свое время в головы инженерам и изобретателям. И одной из совершенно необычных задумок можно признать боевой мотороллер Vespa 150 TAP (на базе итальянской машины), несущий «на борту» пушку М-20 производства США. Видимо, его создатели из «Ателье по конструированию мотоциклов и автомобилей» (А.С.М.А.), которым была поручена задача по разработке новой техники, решили совместить два в одном: скорость (скутер мог разгоняться по шоссе до 120 километров в час и до 66-ти на пересеченной местности) и огневую, фактически танковую мощь. Напомню читателям, что именно 75 миллиметров составлял калибр орудия легендарного Т-34. Правда, в отличии от танка, Веспа вовсе не имела никакой брони. Только рама была усилена. Скорей всего, расчет был на скорость: считалось, что подбить эту боевую единицу будет затруднительно. А также на то, что туземцы Индокитая и Алжира разбегутся, как только увидят подобное грозное оружие. Впрочем, грозным его можно назвать с полным основанием — от его огня сильно страдала, в первую очередь, легкая бронетехника. Достаточно сказать, что снарядом из орудия «Веспы» пробивалась броня в 100 миллиметров.

В общей сложности французами было заказано и выкуплено у производителя восемь сотен таких своеобразных самоходных артиллерийских установок. Так как предназначались они для десантных войск, предусматривалось сбрасывание мотороллера и снарядов к нему на парашютах. Боевой экипаж состоял, как правило, из двух стрелков на скутерах: с одного мотороллера осуществлялась непосредственно стрельба по противнику, другой же служил для транспортировки снарядов, которые хранились в специальных контейнерах справа и слева от сидения. Причем, сидением этим служила непосредственно казенная часть орудия, прикрытая сверху стальным каркасом и обшитая для удобства седока мягким материалом.

В качестве мотора использовался двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 125 «кубиков» (в 1959 году его модернизировали до 150-ти). И хотя он был более экономичным, нежели мотоциклетный, однако не всегда был безотказным и в самые неподходящие моменты мог, по воспоминаниям операторов-водителей, просто-напросто заглохнуть на поле боя. Если учесть, что вес десантника в полном обмундировании составлял не менее 100 килограммов (к слову, было предусмотрено также место и для пассажира — второго номера боевого расчета), а сам скутер с учетом орудия тянул на 160 кг, то, прибавив вес снарядов, мы получим конечную цифру массы мотороллера с полным комплектом вооружений — минимум три, а то и четыре сотни кило. А это для такого моторчика, извините, уже слишком. Ведь максимальная мощность двигателя составляла с десяток лошадиных сил.

Маленькая, но гордая птичка

Кроме того, габариты машины (длина 1760 миллиметров, ширина 695 мм) не позволяли ей в полной мере мобильно маневрировать на поле боя. Еще одним недостатком боевого скутера было довольно большое по меркам скоротечности боя время подготовки к стрельбе из походного положения и — сворачивания после того, как водитель-артиллерист отстрелялся. Нужно было установить мотороллер на сошки (сдвоенную подножку), подготовить орудие к бою, заслав в его казенную часть снаряд. А после выстрела — успеть «унести ноги» от контрогня противника. И это в самом лучшем случае. А в худшем приходилось снимать орудие весом 52 килограмма, собирать его, устанавливать на специальную треногу. И, выстрелив, либо бросать пушку на месте, либо ковыряться с ее установкой на мотороллер под огнем неприятеля.

Для такого рода боевой техники куда больше подходил, скажем, кроссовый мотоцикл и противотанковый гранатомет, которым можно было нанести по противнику мобильный удар на все 360 градусов горизонта и тут же дать по газам, не боясь, что тебе ответят. Очевидно, что это было более практично и удобно.

Видимо, инженеры, внимательно выслушав десантников, побывавших с Веспой в бою, решили-таки установить на нее вместо 75-миллиметрового орудия обычный гранатомет. Но и это не спасло скутер, как боевую единицу от «расформирования». Все дело в том, что у машины, как у любого мотороллера, колеса слишком узким, что приводило к их довольно большому удельному давлению на землю. И хорошо, если это было шоссе. Но ведь на поле боя нет ни асфальта, ни бетонки. В результате, скутер постоянно тонул в грязи и африканских песках, а через участки бездорожья тяжеленную артиллерийскую установку приходилось переносить. Правда, коробка скоростей имела пониженную передачу. Словом, вскоре большая часть мотороллеров стала служить по своему прямому назначению: сняв предварительно вооружение, на них сели офицеры связи и военные курьеры.

Большое количество «Весп» сохранилось в хорошем состоянии и до наших дней, более того, они уже давно стали, скажем, по американским законам, раритетами, которые там охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Цена такого артиллерийского скутера, который стоил при производстве всего 500 долларов, сегодня варьируется (в зависимости от состояния) от 20 до 50 тысяч «зеленых». Зато купить его может любой желающий.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня