Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
26 декабря 2014 11:18

Ил-86: русский ответ «Боингу»

Какие перспективы у отечественного гражданского самолетостроения

29076

26 декабря 1980 года состоялся первый регулярный рейс авиалайнера Ил-86 по маршруту Москва — Ташкент. Так началась эксплуатация первого советского широкофюзеляжного самолета. Ему на смену пришел Ил-96, на котором летает президент России.

В условиях исторической необходимости

Первый советский широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86 появился на 10 лет позже американского, в роли которого выступил Boeing-747. Такое запаздывание возникло отнюдь не из-за слабости отечественной конструкторской мысли и неразвитости авиационной промышленности. И мысль, и промышленность находились на высоте, что отражено в истории советской военной авиации. Просто для появления пассажирских самолетов, способных перевозить втрое больше пассажиров, в Советском Союзе довольно долго не было ни экономических, ни социальных предпосылок. Люди летали, в том числе и за границу, не в тех громадных объемах, как это наблюдалось в США, начиная с середины 60-х годов.

Для американских авиаперевозчиков первый широкофюзеляжный самолет был необходим. И поскольку спрос рождает предложение, компания Boeing его сделала. Советский же Аэрофлот вполне устраивали обычные лайнеры — Ту-114, Ту-134, Ту-154, Ил-18, Ил-62, Як-40… Они были и комфортабельны, и надежны, и обеспечивали весь диапазон перевозок как по дальности, так и по пассажиропотокам.

Но в конечном итоге рост благосостояния вкупе с навязчивой рекламой «Летайте самолетами Аэрофлота!» сделали свое дело: летать стали больше. В связи постоянно возрастающим пассажиропотоком расширялись и два главных аэропорта столицы — Домодедово и Шереметьево. А в 1980 году в связи с предстоящей московской Олимпиадой ожидался пик нагрузки и на аэропорты, и на Аэрофлот, которому понадобились новые вместительные самолеты.

Скоростная посадка пассажиров

О том, что отечественному авиаперевозчику-монополисту в обозримом будущем понадобится самолет с гораздо большей вместимостью, в ОКБ Ильюшина начали задумываться еще в середине 60-х годов. А в конце этого десятилетия «Аэрофлот» выработал требования к новому лайнеру на 250−350 мест. Вначале ильюшинцы намеревались удлинить на 7 метров фюзеляж серийного Ил-62. Но этого оказалось недостаточно для сохранения прежнего комфорта, получалась давка, как в трамвае. Рассматривался также двухпалубный вариант с эллипсоидным сечением фюзеляжа, но и он был отвергнут.

Выбор геометрии самолета и расстановки пассажирских кресел оказался задачей со множеством неизвестных. Среди параметров, влиявших на этот выбор, были не только аэродинамические качества, заполняемость салона и ожидаемый коммерческий успех, но и такие факторы как безопасность эксплуатации, способы эвакуации пассажиров в отведенное нормативами время, уровень комфортности, удобство работы экипажа, длина и состояние ВПП, условия перевозки и погрузки/разгрузки багажа и многое другое.

В результате был выбран вариант с круглым сечением фюзеляжа и расстановкой кресел на верхней палубе по схеме 3−3-3 с двумя проходами. Нижняя палуба со стеллажами предназначалась для багажа и грузов. Пассажиры с багажом входили через три люка на нижнюю палубу, размещали багаж и затем по трем однопролетным лестницам поднимались в пассажирский салон.

Пролетая над Европой, он пугал коров

Первый широкофюзеляжный самолет помимо достоинств (вместимость, оперативность посадки, прекрасное обслуживание и т. д.) имел и определенные недостатки. О которых пассажиры знать не могли. И, которые, к счастью, не снижали безопасность полетов. Из 106 эксплуатировавшихся самолетов аварии произошли лишь с четырьмя. Причем ни в одном из этих случаев техника не была виновата. В трех случаях экипаж совершил грубейшие ошибки. В одной аварии погибли 14 человек. А в четвертом аварийном случае Ил-86, стоявший без пассажиров рядом с ВВП, зацепил крылом падавший Боинг-747.

Недостатки были такого рода, что они привели к непродолжительности эксплуатации этих, безусловно, прекрасных с точки зрения предоставляемого сервиса машин. Как показала история, ОКБ Ильюшина выбрало не самый лучший двигатель — НК-86, который являлся глубокой модернизацией двигателя НК-8, применявшегося на Ил-62 и Ту-154Б. У него тяга возросла до 13 тс против 10 тс, но при этом возрос расход топлива и весовые и габаритные характеристики. Он оказался слишком шумным. Правда, в салоне с прекрасной звукоизоляцией это не особенно ощущалось. Но довольно скоро, когда были ужесточены международные нормы для полетов гражданской авиации, децибелы Ил-86 не влезли в новые допустимые границы. В связи с чем начали возникать проблемы при полетах за пределы страны.

Но не это было самым неприятным. Планер был спроектирован таким образом, что не позволял использовать никакие другие двигатели. Из-за применения в двигателе устаревших материалов вскоре, по мере их старения, начали возникать негативные явления. При повышенной температуре воздуха начинала существенно снижаться производительность ТРД.

Куйбышевский моторный завод не планировал создавать замену НК-86, которая вписалась бы в конструкцию самолета. И ОКБ Ильюшина было вынуждено, махнув рукой на своего широкофюзеляжного первенца, приступить к созданию нового самолета — Ил-96.

Однако пусть и недолго, четырехмоторный Ил-86 поработал на славу. От зарубежных образцов он отличался существенно меньшим временем, затрачиваемым пассажирами на посадку и покидание аэропорта после прилета. Происходило это в основном благодаря использованию системы «багаж с собой», не требовавшей длительных процедур сортировки и загрузки багажа в самолет. Не надо было также до получаса стоять у ленты багажного конвейера в зале прилета.

Да и летные качества у самолета были, что называется, на высоте. В сентябре 1981 года на серийном самолете Ил-86 экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Г. Волохова установил 18 мировых рекордов: с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 тонн самолет развил среднюю скорость 971 км/ч на замкнутом маршруте протяженностью 2000 км, а с коммерческим грузом от 35 до 80 тонн самолет летел со скоростью около 956 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км.

Ситуация, с которой нельзя мириться

На смену Ил-86 пришел второй широкофюзеляжный самолет ОКБ Ильюшина — Ил-96. Его эксплуатация началась в 1993 году. Мамая «продвинутая» модификация превзошла показатели Ил-86 по пассажировместимости почти в 1,5 раза, а по дальности — в 2 раза. Однако испытания машины и последующее производство пришлось на драматическое для авиапрома время. Поэтому было построено только 28 самолетов, которые способны на равных конкурировать с «Боингами» и «Аэробусами». Основным эксплуатантом Ил-96 (8 самолетов) является Специальный летный отряд «Россия», подчиненный Управделами президента РФ. В отряде есть борт № 1, на котором летает Президент. Также 3 машины были проданы на Кубу. 6 находятся на хранении в Аэрофлоте. И еще 8 принадлежат другим российским авиакомпаниям. Остальные порезаны на металлолом.

Других широкофюзеляжных самолетов в России нет. В наших авиакомпаниях из «старинных» отечественных разработок эксплуатируются Ту-134, Ту-154, Як-42.

К новинкам относятся ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 (99 пассажиров, 3000 км, произведено 80 машин), а также среднемагистральный Ту-204 (210 пассажиров, 6000 км, произведено 50 машин). Производство этих самолетов продолжается. Существуют заказы на 150 Superjet 100 и 50 на Ту-204.

Конечно, эти цифры удручают, если сравнить их с 1500 первых в мире широкофюзеляжнтков Боинг-747. Кстати, новейшие модификации этого лайнера продолжают выпускать до сих пор. И мечтать о конкурировании с американцами и Еврокорпорацией на мировом рынке бессмысленно. Однако существует российский рынок, откуда нас вытеснили в период безвременья. И вернуть здесь утраченные позиции вполне реально.

Сейчас полным ходом восстанавливаются производственные мощности. И начинают загружаться не только военными, но и гражданскими самолетами.

24 декабря в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, дальше невозможно мириться с тем, что 80% рынка дальнемагистральных перевозок занимает иностранная техника. Еще хуже обстоят дела на средне- и ближнемагистральных рейсах. Поэтому сейчас планируется значительно увеличить выпуск лайнеров Ту-204 различных модификаций.

Будет восстановлено производство легких пассажирских самолетов Ил-114 (64 пассажира, 1500 км), которые раньше производились на Ташкентском авиазаводе. В 2019 году должно начаться производство гражданской версии военно-транспортного самолета Ил-112 В (44 пассажира, 1500 км). Еще одна перспективная совместная разработка компании «Иркут» и ОКБ Яковлева — среднемагистральный Як-242 (150−230 пассажиров, 5000 км).

Несомненно, будет увеличен объем выпуска широкофюзеляжного Ил-96, способного перевозить 430 пассажиров на расстояния до 12 тыс. километров с максимальным комфортом.

Фото: самолет ИЛ-86 авиакомпании «Сибирь» в аэропорту «Домодедово"/ Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня