История / День в истории

Я спросил у «Ясеня»: где моя «Вирджиния»?

Спор российского и американского подводных флотов

  
11096
Я спросил у «Ясеня»: где моя «Вирджиния»?

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Именно в этот день в 1906 году император Николай II подписал указ о включение в состав ВМФ нового типа судов — подводных лодок. В современной России этот праздник появился в 1995 году. В настоящий момент атомный подводный флот России занимает второе место в мире, уступая лишь американскому. Однако это относится к количественным характеристикам. Что же касается качества субмарин, то тут картина противоположная. К тому же существующая динамика в скором времени должна привести и к существенному росту количества российских ПЛА.

Трудное начало

Отечественный атомный подводный флот развивался с отставанием по отношению к американскому. Так, первая американская лодка с ядерным реактором «Наутилус» с торпедным вооружением была спущена на воду в 1954 году, а год спустя она поступила на вооружение ВМС США. Первую советскую торпедную ПЛА проекта 627 — К-3 «Ленинский комсомол» — начали строить лишь в 1955 году. А ввели ее в строй в конце 1958 года.

К этому моменту у американцев уже начали поступать на вооружение подводные лодки следующего поколения — «Скипджек», помимо торпед вооруженные крылатыми ракетами. А в конце 1959 года была введена в строй ВМС США первая в истории атомная подводная лодка с баллистическими ракетами — «Джордж Вашингтон».

Советский Союз сначала создавал свой стратегический подводный флот на базе дизельных лодок (проект АВ611). Первая отечественная стратегическая ПЛА проекта 658 появилась в конце 1960 года. При этом по вооруженности она сильно проигрывала «Вашингтону», имея на борту 3 ракеты против 16. И при этом ее винт «шумел на весь океан».

Столь малое внимание к данной проблеме со стороны высшего руководства СССР объясняется тем, что Хрущев делал главную ставку в противостоянии США на баллистические ракеты наземного базирования. На первых порах это казалось логичным, поскольку «продукт» С.П.Королева с начинкой А.Д.Сахарова мог с легкостью достигать любой точки североамериканского континента.

Однако по мере совершенствования средств противоракетной обороны и средств космической разведки стало понятно, что скрытность базирования стратегического ядерного потенциала и неожиданность атаки становятся чрезвычайно важными в условиях бурного развития военной техники. И наилучшим образом таким требованиям соответствуют атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).

И Советский Союз начал экстренно догонять ушедшие вперед Штаты. Догнать удалось лишь в середине 70-х годов. А вперед советский атомный подводный флот вышел в 1980 году. В то время на вооружении ВМФ СССР находилось 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских ПЛА с 668 ракетами.

Конструкторский рывок

Советские лодки второго поколения уже ни в чем не уступали американским. И численное преимущество в то же время было и преимуществом качественным. Так, например, 14 лодок проекта 667БДР «Кальмар», поступивших на вооружение в середине 70-х годов, обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Была улучшены условия для экипажа. По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Причем все они могли выпускаться одним залпом. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. При этом за счет введения в ее инерциальную систему управления астрокоррекции максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.

К моменту, когда атомный стратегический подводный флот догнал американский, подготовка советских экипажей была прекрасной. Слаженность действий, умение обращаться с аппаратурой и оружием постоянно оттачивались в боевых походах повышенной категории сложности.

В этом плане невозможно не упомянуть переходы лодок проекта 667БДР с Севера на Дальний Восток под арктическими льдами. Как правило, весь экипаж в этот период в течение нескольких суток находился постоянно на своих постах. Часто глубина не превышала 50 метров. Наибольшую опасность представляли отмели и осевшие на них огромные ледовые массивы. Сверху над подлодками находился лед, толщиной до 15 метров. При этом пространство между кораблем и ледяным панцирем уменьшалось до 3 метров при глубине всего 4 метра под килем. В подобных условиях система автоматизированного управления отключалось, и субмарина двигалась при ручном управлении. Физическое и моральное напряжение личного состава достигало предела.

Стратегические подводные крейсеры

Существует весьма распространенное мнение относительно того, что в 90-е годы отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен сокрушительный удар. Не американцами, естественно, а хищническим отношением элиты к ресурсам страны. Удар, конечно, был. Однако сокрушительным его не назовешь.

В настоящий момент на вооружении ВМФ находятся 14 ПЛАРБ: 10 у Северного флота, 4 у Тихоокеанского. Правда, не все они способны выполнять боевое патрулирование. Как минимум 4 лодки находятся либо в долговременном ремонте, либо стоит вопрос об их списании. В то же время три лодки проекта 955 «Борей» (разработка КБ «Рубин»), относящиеся к четвертому поколению, недавно были приняты в состав ВМФ — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». И еще три находятся на этапе строительства: «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». Еще две лодки запланировано заложить в этом году. Вопрос о строительстве еще двух находится в стадии обсуждения.

У США 18 ПЛАРБ. Все они относятся к третьему поколению и постарше наших «Бореев». Это лодки типа «Огайо», поступавшие в ВМС США с 1981 по 1997 год. При этом обновления парка американских стратегических подводных ракетоносцев до середины следующего десятилетия не предусмотрено. При анализе мощности американского стратегического флота необходимо учитывать, что в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты. Следовательно, в ВМС США эксплуатируются 14 ПЛАРБ.

По одному из важнейших показателей — малошумности — лодки «Огайо» проигрывают российским «Бореям», на которых использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, а также наряду с винтом использован и водометный движитель. По части же размещенных на борту ракет (24) американцы лидируют — на российских ракетоносцах их 16.

Необходимо отметить, что российские лодки оснащены более совершенным гидроакустическим, навигационным оборудованием. У них выше уровень автоматизации.

ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»

Длина: 170 м — 170 м

Ширина: 13,5 м — 12 м

Водоизмещение надводное: 14720 т — 16740 т

Водоизмещение подводное: 24000 т — 18700 т

Скорость надводная: 15 узлов — 17 узлов

Скорость подводная: 29 узлов — 25 узлов

Рабочая глубина — 400 м — 375 м

Предельная глубина: 600 м — 550 м

Экипаж: 107 человек — 155 человек

Автономность: 90 суток — 70 суток

Силовая установка: 190 МВт — н/д

Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты — 4 ТА, торпеды

Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» — 24 МБР «Трайдент-2»

Многоцелевые ПЛА

ВМС США обладают и атомными лодками четвертого поколения. Но это не стратегические лодки, а многоцелевые, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Это лодки типа «Вирджиния» (11 шт.) и «Сивулф» (3 шт.). Американский подводный флот в обозримом будущем лодки этих типов докупать не будет.

В ВМФ России эксплуатируется одна многоцелевая лодка четвертого поколения проекта 885 «Ясень» (разработка КБ «Малахит) — «Северодвинск». Предполагается к 2020 году довести количество этих лодок до 8. Ранее были заложены три лодки — «Казань», «Новосибирск», «Красноярск». Сегодня, в День подводного флота России заложили лодку «Архангельск».

Несмотря на то, что «Сивулф» имеет рекордно высокую стоимость — 4,3 млрд. долларов, и разрабатывался долго и скрупулезно, «Ясень» имеет не намного более высокий уровень шумности. И это при том, что на американской лодке используется только водометный движитель и отсутствует гребной вал.

Что же касается сравнения с «Вирджинией», то наш «Ясень» выигрывает как по бесшумности, так и по вооружению. Также он способен решать более широкий круг боевых задач.

ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина: 140 м — 115 м — 108 м

Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м

Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т

Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т

Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов

Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла

Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м

Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м

Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек

Автономность: 100 суток — н/д — н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 крылатых ракет.

Снимок в открытие статьи: подводная лодка класса «Ясень» на вооружение ВМФ России, на судостроительном заводе «Севмаш"/ Фото: Владимир Ларионов/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня