14 апреля 1953 года состоялся первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-15. Это была первая серийная винтокрылая машина ОКБ Николая Ильича Камова (1902 — 1973). Впоследствии ОКБ неоднократно доказывало достоинство своей фирменной соосной схемы расположения винтов. В настоящий момент камовские машины — грозное оружие, способное решать уникальные военные задачи.
Проба пера
Советское вертолетостроение, зародившееся вскоре после Великой Отечественной войны, динамично развивалось во многом благодаря творческому соперничеству между конструкторами Михаилом Леонтьевичем Милем и Николаем Ильичом Камовым. Первым сделал пошедшую в серию в 1950 году машину Миль. Его вертолет Ми-1 был выполнен по классической одновинтовой схеме с хвостовым винтом. Все же вертолеты Камова основаны на двухвинтовой соосной схеме. И Николаю Ильичу довольно долго пришлось доказывать ее достоинства, поскольку его первая серийная машина Ка-15 была изготовлена в количестве 354 экземпляров. А Ми-1 построили больше двух с половиной тысяч.
Ка-15 предназначался для морской авиации как противолодочный вертолет, корабельный разведчик и для обеспечения связи. Имея примерно те же летные характеристики по скорости, дальности и потолку что и Ми-1, он существенно уступал вертолету Миля в грузоподъемности. Ка-15 мог поднимать либо два гидроакустических буя, либо две глубинные бомбы. По классификации НАТО вертолет получил весьма обидное, но в чем-то справедливое название «Курица».
Ка-15 продержались на вооружении до 1963 года, после чего были переданы в гражданские организации. Но главная причина отказа военных от этой машины заключалась в повышенной аварийности. Несмотря на заявленную скорость полета, равную 160 км/ч, ее пришлось ограничить до 100 км/ч, потому что после этого рубежа лопасти двух винтов зачастую входили в соприкосновение. С этого момента задачи борьбы с подводными лодками были возложены на самолеты Ильюшина.
Заменивший «Курицу»
Вертолеты Камова вернулись в ВМФ в середине 60-х годов. На сей раз ОКБ выдало отличную машину Ка-25, которая моряков полностью устраивала. Было построено около 500 вертолетов 18-и модификаций. В основном «двадцать пятые» использовались для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок противника. Для чего в боекомплект включались глубинные бомбы и торпеды. Несколько вертолетов были носителями атомных глубинных бомб.
Конструкторы ОКБ Камова существенно повысили надежность машины. И она стала полностью безопасной во всех полетных режимах. Были установлены два мощных газотурбинных двигателя по 900 л.с. каждый. А впоследствии мощность увеличили до 1000 л.с. Это позволило повысить и скорость полета, и полезную нагрузку. К-25 был способен брать на борт 1100 кг торпедно-бомбового оружия. Обычные глубинные бомбы и торпеды могли поразить лодку на глубине до 300 метров при скорости до 25 узлов.
К-25 базировались на авианесущих крейсерах и охватывали необходимую для обороны часть акватории.
Среди модификаций этой машины были и летающие РЛС, обеспечивавшие обнаружение воздушных и надводных целей, недоступных для береговых и корабельных станций. Они играли роль целеуказателей.
ЛТХ Ка-25
Экипаж — 2 человека
Количество пассажиров — 12 человек
Длина — 9,75 м
Высота — 5,37 м
Диаметр несущего винта — 15,74 м
Масса пустого — 4765 кг
Максимальная взлетная масса — 7140 кг
Мощность двигателей — 2×900 л.с.
Максимальная скорость — 220 км/ч
Практическая дальность — 450 км
Практический потолок — 4000 м
Боевая нагрузка — 1100 кг бомб и торпед.
Истребитель субмарин
На смену Ка-25 в ВМФ в 1981 году пришел Ка-27, который в настоящий момент является единственным российским противолодочным вертолетом. Его боевые характеристики актуальны и поныне, в связи с чем ВМФ недавно заказал производство еще четыре этих машины в дополнение к 87-и эксплуатирующимся. Вполне понятно, что авионика Ка-27 периодически обновляется.
Вертолет, впервые поднявшийся в воздух в 1973 году, долго доводили до ума. Машина получилась прекрасная, ее боевая эффективность выше, чем у Ка-25, в 3−5 раз. Пара Ка-27 полностью контролируют морское пространство площадью 2000 кв.км.
Различные модификации Ка-27 решают те же самые задачи, что и Ка-25, но более эффективно. А новая модификация Ка-27М, до которой намереваются подтянуть в приборном отношении уже имеющиеся машины, обладает самым современным оборудованием. Есть даже бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой, чем могут похвастаться лишь наши новейшие истребители.
ЛТХ Ка-27
Экипаж — 3 человека
Длина — 12,25 м
Высота — 5,4 м
Диаметр несущего винта — 15,9 м
Масса пустого — 6100 кг
Максимальная взлетная масса — 12000 кг
Мощность турбовальных двигателей — 2×2400 л.с. (чрезвычайный режим) и 2×1500 л.с. (крейсерский режим)
Максимальная скорость — 270 км/ч
Практическая дальность — 900 км
Практический потолок — 5000 м
Боевая нагрузка — 2000 кг
В боекомплект входят как глубинные бомбы, так и самонаводящиеся торпеды «Орлан» и «Ястреб», поражающие цели на глубине до 600 м.
«Черная акула» и «Аллигатор»
На следующий год после принятия на вооружение Ка-27 совершил первый полет следующий камовский шедевр — Ка-50 «Черная акула». Это был уже ударный вертолет, предназначенный для уничтожения на поле боя живой силы, бронированной техники и инженерных сооружений. На вооружение он был принят в 1995 году. И сразу же принял участие в боевых операциях в Чечне.
В Ка-50 использован целый ряд новшеств, которых прежде не было в отечественном вертолетостроении. За счет широкого использования композитных материалов вес машины был снижен на 25%, а также повысилась живучесть и надежность. Конструкторы обеспечили высокую технологичность производства, что сократило сроки выхода готовых машин почти в 2 раза. Для защиты пилота было использовано бронированное остекление кабины. Впервые в вертолете применили катапультирование. Для улучшения аэродинамики разработали убирающиеся шасси.
Вертолет оборудован мощной системой прицеливания по лазерному лучу и телеканалу. Имеется нашлемная система целеуказания, отслеживающая повороты головы пилота. Все это завязано в единое целое в системе управления оружием.
Получился прекрасный ударный вертолет. Но по причине разразившегося дефолта и прочих финансово-организационных неурядиц было построено лишь 15 машин.
Однако приобретенный при создании Ка-50 опыт не канул в небытие. ОКБ Камова в условиях скудного финансирования построило на его базе вертолет с новыми качествами — Ка-52 «Аллигатор». Ка-52 можно использовать и как ударный, и как командный. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.
Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.
Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К.
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР». Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик — 15 км, ракета «Стингер» — 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности — до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью — 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.
ЛТХ Ка-52
Длина — 16 м
Высота — 5 м
Диаметр главного винта — 14,5 м
Масса пустого — 7800 кг
Максимальная взлетная масса — 11300 кг
Масса боевой нагрузки — 2800 кг
Максимальная скорость — 350 км/ч
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Дальность — 520 км
Статический потолок — 3600 м
Динамический потолок — 5500 м
Максимальная скороподъемность — 10 м/сек
Допустимый угол крена — +/-70 град
Допустимый угол тангажа — +/-60 град
Стрелковое вооружение — подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов
Ракетное вооружение:
— противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950-мм
— неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
— 4 управляемые ракеты «Игла-В»
Вертолет-невидимка
Предположительно в 2016 году начнется серийное производство камовской новинки — многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Он будет использоваться в качестве транспортной машины, предназначенной для десантирования и для заброски оружия и боеприпасов в зоны боевых действий. В соответствии с поставленными задачами при создании «Касатки» были внедрены элементы стелс-технологии. Существенно снижена и радиолокационная, и визуальная, и тепловая его видимость. А также к минимуму сведены шумы от двигателя и вращающегося винта.
Кстати, в этом вертолете конструкторы отступились от своей «фирменной схемы», использовав один несущий и один хвостовой рулевой винты.
Важнейшее внимание при конструировании было обращено на боевую живучесть вертолета. Тут были применены практически все имеющиеся на нынешний момент приемы и принципы. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разнесены по бортам. Лопасти, изготовленные из композитных материалов, продолжают нормально работать при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия. Тяги управления и валы трансмиссии выдерживают прямое попадание пуль калибра 12,7 мм. Более 60% элементов конструкции по массе изготовлены из композитных материалов, которые более стойки при полученных в бою повреждениях. При пробоях топливных баков они затягиваются пенополиуретаном, что предотвращает пожары и взрывы на борту вертолета.
Не только кресло пилота, но и кресла, в которых размещаются десантники, являются энергопоглощаемыми и амортизируемыми. Что существенно снижает вероятность получения травм не только при жесткой посадке, но и при падении вертолета с небольшой высоты.
ЛТХ Ка-60 «Касатка»
Длина — 13,47 м
Высота — 4,00 м
Ширина — 1,90 м
Диаметр главного винта — 13,50 м
Диаметр хвостового винта — 1,40 м
Масса пустого — 3500 кг
Максимальная взлетная масса — 6500 кг
Силовая установка — 2 двигателя РД-600В
Мощность двигателей — 2×1300 л.с.
Максимальная скорость — 300 км/ч
Крейсерская скорость — 270 км/ч
Практическая дальность — 700 км
Статический потолок — 2100 м
Динамический потолок — 5150 м
Полезная нагрузка — 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2500 кг на внешней подвеске.
Снимок в открытие статьи: боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» после учебно-тренировочного полета на территории авиабазы «Черниговка"/ Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС