Не так давно представители муниципалитета польского городка Валбжих собрали пресс-конференцию, на которой официально объявили об обнаружении в подземном тоннеле железнодорожного состава, в вагонах которого находится 300 тонн золота, алмазы, жемчуга и прочие ценности.
Счет может идти на триллионы долларов
Обнаружение баснословного состояния официально подтвердил вице-мэр города Зигмунд Новачек. Причем, чиновник избегал слова поезд, называя его просто «находкой» и призывал не торопиться с его поисками. И причин тому предостаточно: стоит только намекнуть всему миру, что это действительно железнодорожный состав, как задача по его поиску будет многократно облегчена — надо будет всего-навсего искать тоннель с рельсами. В подземелье тут же спустятся тысячи нелегальных поисковиков. А это грозит как минимум двумя опасностями. Во-первых, власти боятся разграбления бронепоезда, а во-вторых, серьезно опасаются за здоровье и жизни тех, кто, сломя голову, может кинуться на поиски в подземные катакомбы. Ведь хорошо, если это будут опытные спелеологи, а если любители, неопытные в плане работы и вообще нахождения под землей стяжатели, у которых в глазах одни злотые? Последствия могу быть весьма печальными. Хотя то, что это именно бронепоезд, давно уже не тайна.
В СМИ сообщается о том, что этот состав обнаружили двое поисковиков. Что же они нашли, и на сколько «тянет» этот клад на колесах. По отрывочным данным официальных лиц, уже владеющих кое-какой информацией о поезде (например, министра культуры Польши Петра Жуковского), а также по оценке некоторых специалистов, кроме золота в его вагонах лежат ценнейшие экспонаты Королевского музея искусства и старины тогда еще города Бреслау (сейчас он называется Национальным музеем Вроцлава) золотые старинные монеты, драгоценные металлы и изделия из них. Но главное — определенное количество драгоценных камней, в том числе алмазов. А что такое алмазы? Это лучший материал, который может сконцентрировать в себе максимум стоимости на единицу веса. Только вдумайтесь: один грамм золота в 300 (!) раз дешевле пятикаратного (то есть весом в тот же один грамм) алмаза. Даже если учесть, что 300 тонн найденного золота по мировым ценам на этот благородный металл могут стоить 350 миллиардов долларов. То на сколько потянут драгоценные камни и прочие ценности, не знает никто. Счет здесь может идти на триллионы долларов.
Опасная находка
Так откуда мог взяться этот состав? Скорей всего его просто не успели вывезти из-за стремительного наступления Красной Армии в конце Второй Мировой войны. Но самое парадоксальное, что в последний момент отчетливо стал очевиден тот факт, что золото просто некуда было вывозить: территория Германии (а Нижняя Силезия до войны была немецкой) скукожилась до минимальных размеров. С запада фашистов теснили союзники, а с востока — наши доблестные войска. Более того, сюда, в Нижнюю Силезию, свозили золото… из Берлина. С запада на восток? Да, именно так — просто потому что Берлин уже нещадно бомбили, а Бреслау — нет. Оставалось только одно — понадежней спрятать награбленные в Восточной Европе ценности. Именно поэтому нацисты решили укрыть на время, как они считали, ценности в самых потайных уголках тоннелей, которые огромной сетью раскинули в этих местах под землей свои щупальца. И многие из которых были секретными.
Предположительно железнодорожный состав отправился в свой последний путь из Бреслау в сторону старинного замка Ксенж, в районе которого его следы обрываются. И вот теперь его обнаружили под Валбжихом. Кстати, скорей всего он заминирован. Именно поэтому к поискам поезда привлекли в том числе и военных. Это можно считать также и третьей причиной, по которой вице-мэр Валбжиха Зигмунд Новачек призвал не торопиться отправляться на поиски состава.
Вообще, надо сказать, что Нижняя Силезия какое-то время оставалась одним из островков немецкой обороны, которые пали уже после взятия Берлина, капитулировавшего 2 мая. Гарнизон Бреслау, например, капитулировал лишь 6 мая 1945 года (исключением в этом ряду была лишь Прага, которую нацисты сдали только 12 мая). И именно сюда непонятно на что надеявшиеся фашисты свозили награбленное со всей Европе добро и ценности. Поэтому неудивительно то, что как раз Нижняя Силезия оказалась нашпигована разного рода схронами и кладами Третьего рейха. Немцы — народ аккуратный и пунктуальный. И все, что касалось ценностей, самым тщательным образом фиксировалось в соответствующих документах. Этим руководил некий Гюнтер Грундманн — именно по его упорядоченным записям после войны удалось откопать из схронов, найти в подземелье или поднять со дна озер только в Нижней Силезии более восьмидесяти подобных кладов, оставленных бежавшими фашистами.
Горе-кладоискателей оставили ни с чем?
Кстати, информация о находке на колесах, взорвавшая мировое сообщество, постепенно странным образом сошла на нет. Что же произошло? А то, что всегда и бывает в играх незадачливых кладоискателей с государством. В сообщениях СМИ говорилось о том, что два поисковика (по иронии судьбы один из них поляк, другой немец) хотели получить от государства за указание координат золотого бронепоезда законные 10 процентов от стоимости клада. Друзья-спелеологи даже прибегнули к услугам юридической компании, согласившейся оформить в кредит все необходимые бумаги. А вот теперь поставьте себя на место властей Польши: сумма в десятки миллиардов долларов, которую они должны будут выплатить в случае успеха предприятия поисковикам, по всей видимости, показалась кое-кому из начальства абсурдной. Зачем платить, если можно найти бронепоезд совершенно бесплатно, а поисковиков просто «кинуть». А именно это, скорей всего, и произошло: пока друзья-товарищи ждали ответа от государственных чиновников или рядились с ними на предмет процентов, на поиски состава бросили военных. Ну, а что: это уже дело техники. Что искать, известно, примерно где — тоже. Так что если поезд и существует, то с помощью военных, оснащенных к тому же георадарами, его все равно рано или поздно обязательно найдут. И тогда интернациональному тандему уже точно ничего не светит.
По некоторым данным, узнав об этом решении правительства, горе-кладоискатели не на шутку расстроились и даже не явились на ту самую пресс-конференцию, на которой было объявлено о находке, зато на нее приехали их представители из той самой юридической компании. Но существует и версия, согласно которой друзья не пришли на пресс-конференцию по другой причине — они тщательно скрывают свои лица и имена, что тоже понятно: мало ли найдется желающих поживиться за счет удачливых кладоискателей. Кроме того, по этой же версии власти все-таки согласились выплатить поисковикам определенную сумму в качестве вознаграждения. Какие договоренности имели место на самом деле, мы скоро узнаем.
Радует тот факт, что власти не ограничились одними только словами в предупреждении несанкционированного поиска бронепоезда. К охране всех прилегающих к предполагаемому району стоянки состава окрестностей привлекли армейские патрули, полицию и службу безопасности. Местным жителям запретили даже в лес ходить. Но, по мнению государственных служащих, такие драконовский меры того стоят. Будет гораздо обиднее, если (в кои то веки) находки вдруг на месте не окажется. Вот тогда уж точно никто никогда не узнает — действительно ли золотой бронепоезд был на самом деле или же это всего-навсего фейк. Однако, будем все же надеяться на лучшее.