История / День в истории

Это сладкое слово «Победа»

Автомобиль с таким названием стал визитной карточкой советского автопрома

  
6403
Горький. В цехе сборки автомобилей М-20 ("Победа") на автозаводе имени Молотова, 1948 год
Горький. В цехе сборки автомобилей М-20 («Победа») на автозаводе имени Молотова, 1948 год (Фото: фотохроника ТАСС)

70 лет назад — 28 июня 1946 года на Горьковском автомобильном заводе начался серийный выпуск «Победы» с заводским индексом модели М-20. Эта машина стала первым массовым советским автомобилем. Но сначала его хотели назвать «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Почем родину продавать будете?» Название тут же изменили на «Победу». Сталин ответил репликой: «Невелика победа, но пусть будет «Победа». Это название и было утверждено.

Мечта любого водителя

Работа над этим автомобилем началась еще в годы Великой Отечественной войны. Это кажется странным — страна нуждалась в танках и самолетах, а конструкторы разрабатывали проект мирного автомобиля! К весне 1943 года проекты машины в общих чертах были готовы. Оставалось уточнить детали, построить и испытать опытные образцы.

Что же такое «Победа» — один самых популярных советских автомобилей, запечатленный во множествах фильмов, мечта любого водителя?

Технические характеристики «Победы» без труда найдет любой желающий, а потому остановлюсь на них очень лаконично. Для машины предусматривалось два варианта двигателя — шести- и четырехцилиндровый.

Трехступенчатая коробка передач была выполнена на основе коробки ГАЗ-М-1 и не имела синхронизаторов — их функции частично выполняли так называемые «муфты легкого включения».

Тормозная система была гидравлической — для того времени подобное решение выглядело передовым. Колеса автомобиля были непривычно широкими и имели штампованные диски без отверстий, крепились пятью гайками на шпильках. Впервые на советском автомобиле этого класса был предусмотрен отопитель салона, спаренный с обдувом лобового стекла.

Кто создавал новинку

Непосредственное участие в работе над «Победой» принимал главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт. Этот человек смело может считаться легендарным, ибо вместе со своим талантливым коллективом создал несколько моделей легковых и грузовых машин, вошедших в историю советского автомобилестроения.

Главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт и ведущий конструктор Александр Кириллов с макетом кузова автомобиля «Победа», 1945 год

Необходимо назвать имена других людей, участвовавших в создании «Победы». За разработку шасси отвечал Анатолий Кригер, форму кузова разработал Александр Кириллов. Первые эскизы выполнил художник-конструктор Валентин Бродский. На них машина выглядит очень похожей на будущий серийный автомобиль.

Над дизайном будущей «Победы» работал сотрудник московского НАМИ Юрий Долматовский, а окончательный облик автомобиля создал художник-конструктор Вениамин Самойлов.

Более подробно — о Липгарде. Он был создателем известных советских автомобилей — «Эмки», ЗИМа, грузовика ГАЗ-51 и других моделей. Этот конструктор — пятикратный (!) лауреат Сталинских премий. Казалось, что авторитет Андрея Александровича непререкаем, но в октябре 1951 года его внезапно отстранили от занимаемой должности и сделали заместителем главного конструктора. Но через полгода его лишили и этого поста. Липгарда перевели на Уральский автомобильный завод рядовым конструктором.

Причина унижения была банальной и весьма распространенной для того времени. На Липгарда написал донос один из инженеров Горьковского автозавода. Он обвинил конструктора в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011».

Фамилия доносчика известна, но называть его не стоит по этическим соображениям. Этого человека давно нет в живых, а потому не стоит тревожить его прах. К тому же здравствуют родные, близкие инженера, кстати, весьма известного, лауреата Сталинской премии…

В 1953 году Липгарт вернулся в Москву, стал заведующим кафедрой «Автомобили» в МВТУ. И возвратился в НАМИ, где работал главным конструктором, а затем — заместителя директора по научно-экспериментальной работе.

Одним дать, другим — отказать

После войны на дорогах СССР появились трофейные автомобили — немецкие «опели», «мерседесы», «хорьхи», чешские «татры» и «шкоды», американские «форды», «доджи», «шевроле». Появились даже «японцы» — «ниссаны» и «тойоты».

Распределял их — в среде знаменитых артистов, писателей, композиторов, спортсменов, корифеев науки и передовиков труда — первый заместитель Сталина Вячеслав Молотов. К нему поступали сотни писем от желающих получить — и бесплатно! — чудо на колесах. В бумаге подробно перечислялись заслуги просителя и его регалии.

Кстати, не все автолюбители выказывали желание заполучить импортную машину. Некоторым более надежным казался советский автомобиль — неприхотливый, приученный к плохим дорогам, отсутствию сервиса. Конечно, просители об этом не упоминали. Они считали, что желание сесть за руль отечественного автомобиля будет выглядеть патриотично.

После того, как «Победу» пустили в производство, на нее возник повышенный спрос. К примеру, эту марку автомобиля захотел приобрести воздушный ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. На что последовала благожелательная ремарка Молотова: «Надо продать». Благодаря высокой протекции приобрел машину и известный диктор радио Юрий Левитан. А вот другому Герою Советского Союза, полярному летчику Илье Мазуруку было в просьбе отказано.

Некоторые не просто просили, но и обосновывали свои желания — мол, машина необходима для работы. Так, писатель Аркадий Первенцев просил помочь ему приобрести «Победу», так как он «должен совершить поездку по стране для сбора материала для новой книги о современности». У него есть «Москвич», но на нем литератору трудно ездить из-за последствий тяжелого ранения в позвоночник. Ну а «Победа» — гораздо удобнее…

Были знаменитые товарищи, которые клянчили без устали. И не только машины. Например, знатный шахтер Алексей Стаханов ходатайствовал о выделении ему земельного участка со стройматериалами для строительства дачи, просил «Победу», которую позже просил заменить на ЗИС-110. Он хотел, чтобы ему повысили оклад, выделили путевку в санаторий, оказали единовременную материальную помощь…

На машину смотрели, как на чудо

Рядовые граждане СССР ничего просили у государства, ибо это было бесполезно, а сами пытались нелегкую задачу приобретения «Победы». Кстати, тогда она была в свободной продаже, но купить ее могли лишь те, кто усиленно копил и те, кто так же старательно воровал.

И те, и другие приезжали в единственный на весь Советский Союз автомагазин на Бакунинской улице в Москве и оформляли покупку. Другие граждане, которые не имели такой возможности, тяжело вздыхали и с завистью глядели на счастливчиков и, как на чудо, взирали на «Москвич» стоимостью 9 тысяч рублей, «Победу» по цене 16 тысяч и ЗИМ — за 40 тысяч.

Один из первых автомобилей ГАЗ-М20 "Победа" на улицах города Москвы, 1947 год (Фото: ТАСС)

«Победа» была не просто показателем достатка, она была роскошью. В середине пятидесятых годов зарплата квалифицированного рабочего или среднего инженера составляла от пятисот до тысячи рублей в месяц. Ну а представители технической и творческой элиты зарабатывали гораздо больше. Например, гроссмейстер Михаил Ботвинник или писатель Константин Симонов.

Те, кто не мог купить «Победу, довольствовались такси. Когда машина с черными шашечками на борту весело моргала зеленым огоньком — свободен! — к нему тут же бросались вечно торопящиеся пассажиры.

Кроме «Побед» в такси использовали солидные вместительные ЗИСы (Завод имени Сталина) и ЗИМы (Завод имени Молотова). Они работали и как «маршрутки», курсировали между Москвой и ближайшими городами. Впрочем, за кругленькую сумму на машине с шашечками можно было добраться из Москвы аж до Симферополя!

Надежная, выносливая, долговечная

В послевоенной Европе было мало относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, и «Победа» заполнила эту нишу. Советский автомобиль получил хорошую прессу на Западе — специалисты отмечали выносливость машины, ее ходовые качества, а также долговечность, надежность. Они находили лишь два серьезных недостатка — недостаточную динамику и неважную обзорность заднего вида.

В 1956 году было создано внешнеторговое объединение «Автоэкспорт». «Победу» охотно покупали в социалистических и скандинавских странах, Бельгии. Там появились первые торговые представители этой марки автомобиля.

«Победа» заставила всерьез заговорить об успехах отечественного автомобилестроения и ее серьезном потенциале. Благодаря этой машине, технологический уровень отечественных автозаводов стал ближе к мировому уровню. Оптимистам стало казаться, что недалек тот день, когда советские машины станут эталоном, составят серьезную конкуренцию западным собратьям…

Говорят, в середине 80-х годов в московском комиссионном магазине, расположенном в Южном порту, появилась партия новеньких «Побед». Это было похоже на чудо, поскольку выпуск этой марки был прекращен еще в конце пятидесятых годов. Но было просто — несколько десятков лет автомобили простояли на каком-то военном складе. Несмотря на то, что «Победы» морально устарели, а их цена была высока, на машины сразу нашлись покупатели.

Путешествие в прошлое

Старушку — «Победу» и сейчас можно встретить на российских дорогах. Вдруг появится в веренице современных машин лобастый «старик» с мощной покатой спиной. Идет уверенно, без дрожи, словно не ощущая тяжести прожитых лет. Иногда человек, сидящий за рулем, и его автомобиль оказываются ровесниками. Это целый сюжет для большого рассказа — как водитель покупал «Победу», как на протяжении десятков лет холил и лелеял свою «подругу». И как сберег раритет до наших дней…

У актера Леонида Ярмольника есть раритетная «Победа"-кабриолет. Машина выпущена в 1954-м, в том же году, что и родился ее известный водитель. Конечно, ездит на этой машине он не постоянно, а от случая к случаю. Зато испытывает удивительные ощущения.

— Это путешествие в прошлое, — с упоением рассказывает актер. — Я еду на «Победе», как человек 1954 года. И это — не иллюзия, а совершенно натуральное ощущение. Когда сижу в современном автомобиле, скажем, «Мерседесе», — это солидно, но тривиально. В машине времени по имени «Победа» я — абсолютный мальчишка и такое ощущение дорогого стоит. Это настоящий прыжок в детство, самое искреннее, самое чистое.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня