Что предложит российский президент самураям вместо земли, которую вооружил до зубов
От «Буранов» былых времен не осталось уже имен — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия-Буран», уже не существует. Он был полностью уничтожен при обрушении монтажно-испытательного комплекса № 112 на космодроме Байконур 12 мая 2002 года. Последующие экземпляры «космического челнока» носили названия «Буря» и «Байкал», но в космос им полететь так и не довелось — первый пылится на Байконуре, где к нему не имеется доступа, второй — в подмосковном Жуковском. Двум другим «изделиям» названия так и не дали по причине того, что их разобрали и уничтожили в цехах Тушинского машиностроительного завода еще на начальном этапе строительства.
Не лучшая судьба оказалась и у семи макетов «Бурана», которые были изготовлены для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Часть из них оказались в зарубежных музеях. После закрытия в 1993 году программы «Буран», НПО «Молния» продемонстрировало самолет-аналог на МАКСе, он даже использовался во время испытательных полетов в атмосфере. В 1999 году макет передали для показа на Олимпийских играх в Сиднее, потом он попал в Бахрейн, а сейчас является собственностью музея техники в немецком Шпайере. Еще один макет стал собственностью Казахстана. Наши можно увидеть на территории ВДНХ (это тот, что стоял в парке Горького в качестве аттракциона), в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Остальные либо на Байконуре, либо в НИИ, либо в ЦАГИ — в полугазобранном состоянии.
Что предложит российский президент самураям вместо земли, которую вооружил до зубов
Сохранилась еще в приличном виде кабина-тренажер, на которой обучали будущих пилотов «Бурана» в Центральном музее авиации и космонавтики ДОСААФ.
— Для проведения испытаний космического корабля «Буран» готовили 27 кандидатов, как военных, так и гражданских летчиков-испытателей, — рассказывает директор этого музея Игорь Исаков. — Была создана и разработана тренажерная система, которая является не просто точной копией кабины «Бурана», но и позволяет имитировать полет, отрабатывать нештатные ситуации, да и просто позволяет пилоту «притереться» к креслу и приборам. В отличие от тренажеров, позволяющих проводить обучение пилотов тех же самолетов, это более совершенная система — лететь ведь предстояло в открытый Космос, а затем оттуда совершать посадку «вручную» на Землю. Уникальный тренажер, аналогов которому нет в мире, тем более, что он еще и действующий. К счастью, этот раритет удалось сохранить в музее в первозданном виде, несмотря на многочисленные попытки продать его за границу, большой интерес к нему в начале 1990-х проявляли и американцы, которые летали в Космос на аналогичных «челноках» — Шаттлах. Ко Дню космонавтики нам привезли скафандр «Стриж», разработанный для пилотов «Бурана».
На разработку программы «Энергия-Буран» Советский Союз потратил 16,4 миллиарда рублей, 12 лет разработок и испытаний, в создании многоразовой авиакосмической системы участвовали 86 министерств и ведомств, 1286 предприятий, было задействовано 2,5 миллиона человек. Свой первый полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Орбитальный корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя, дважды обогнул Землю и произвел посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный». При этом полет прошел в полном автоматическом режиме без экипажа — людьми на этот раз решили не рисковать, хотя экипаж в составе летчиков-испытателей Римантаса Станкявичуса и Игоря Волка (по его фамилии отряд пилотов прозвали «Волчья стая») был готов к полету. «Буран» и по нынешний день является самым мощным беспилотным летательным аппаратом, на котором предусмотрен режим ручного управления. В отличие от американского Шаттла, который совершает посадку с выключенными двигателями, «Буран» способен маневрировать даже при приближении к земной поверхности и способен совершить посадку на любом оборудованном аэродроме (во время первого полета предусматривались запасные «точки» — в Крыму и Приморье).
По сути, это такой космический истребитель-бомбардировщик, которым «мирный» «Буран» мог стать в перспективе, особенно на фоне противостояния России и США в Космосе. Но что-то пошло не так в нашей стране после 1991 года, в том числе и в космической отрасли. Пусть дорогостоящую, но перспективную программу как-то спешно свернули, прекратили и полеты, и дальнейшее строительство «Буранов». Заметим, что американские шаттлы с 1981 по 2011 годы 135 раз штурмовали небо, при двух катастрофах — Челленджер (28 января 1986 г.) и Колумбия (1 февраля 2003 г.). Опасение за господство в Космосе было очевидным.
В Советском Союзе еще в середине 80-х прошлого века нашел особый интерес проект создания спутника-«камикадзе», который, взрываясь сам, уничтожает цель. Рассматривался вариант не абсолютно точного попадания спутника-перехватчика в объект поражения, а вариант взрыва на некотором расстоянии от цели и ее поражение осколочным зарядом. Это был самый дешевый, самый простой и самый надежный вариант. Впоследствии он стал известен как программа «Истребитель спутников».
Суть ее заключалось в следующем: с помощью мощной ракеты-носителя на орбиту вокруг Земли выводился спутник-перехватчик. Уже на околоземной орбите, с помощью бортовой двигательной установки спутник осуществлял ряд маневров, которые позволяли сблизиться с целью и уничтожить ее, взорвавшись самому. Перехват цели предполагалось осуществлять на первом, максимум — на третьем витке. В дальнейшем собирались увеличить потенциал спутника, чтобы было можно осуществлять повторный перехват в случае промаха при первом.
Рязанское десантное училище отмечает вековой юбилей
Это такой прообраз «Бурана», который при многократном применении мог атаковать спутник, а потом возвращаться на Землю для пополнения боезапаса. Практически каждый спутник, космический аппарат, американского, российского или иного производства, имеет двойное назначение, второе из которых — военное. Это общеизвестный и практически никем не оспариваемый факт. При том, что подробности военной составляющей спутников (космических челноков) известны лишь узкому кругу специалистов, все остальное лишь догадки и предположения.
В космосе многое изменилось. Самих спутников стало неизмеримо больше (счет идет на тысячи), а военная составляющая, быстро минув период мирного сосуществования на околоземной орбите, превратилась в настоящее противостояние. Если есть объект противника — его нужно уничтожить. Кто первый затеял противоспутниковые программы, понятно — США, которые еще в конце 50-х годов прошлого века запустили ракету Bold Orion с бомбардировщика В-47 Stratojet, чтобы проверить возможность поражения космических аппаратов ядерным оружием. Впрочем, проект был признан неэффективным и его свернули. Как свернули и в России проект «Буран». Если посмотреть на него — то только в музее.
Военные новости: Американские военные боятся проиграть войну русским и китайцам