Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Торпеда «Гудбай, Америка» придет, откуда не ждали

Первые морские дроны были созданы в Советской России для борьбы с британским флотом

7179
На фото: автономный необитаемый подводный аппарат "Клавесин-1РЭ".
На фото: автономный необитаемый подводный аппарат «Клавесин-1РЭ». (Фото: П/с ГК «Рособоронэкспорт"/ТАСС)

Лидирующие позиции в разработке и производстве «телеуправляемых судов» Советская Россия заняла в 1920-е, после победы в Гражданской войне. Начальной вехой «морских дронов», как мы называем эти изделия сегодня, специалисты считают 18 июля 1921 г. — день подписания сверхсекретного постановления Совета труда и обороны «О создании при ВСНХ РСФСР Особого технического бюро». Ключевыми задачами организации во главе с инженером-изобретателем Владимиром Бекаури были названы «разработка перспективных видов боевой техники и новейших образцов вооружений в сфере военно-морских изобретений».

Владимир Иванович предложил отойти от существовавшей на флоте концепции «минно-артиллерийского боя» и в качестве эффективного средства борьбы с Grand Fleet (так в Первую Мировую Британия гордо именовала свой флот) порекомендовал радиоуправляемые глиссирующие торпедные катера. Первый из них, получивший шифр Ш-4, завершил программу испытаний летом 1930-го. Опыт признали успешным. 15 февраля 1933 г. стартовали испытания катера Г-5.

К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР обладал уже 150-ю катерами «волнового управления» типа Г-5 и Ш-4. Однако по причине несовершенства радиоаппаратуры и системы телеуправления активного участия в военных действиях эти «изобретения» не принимали. По крайней мере, как боевые морские дроны в сегодняшнем понимании.

Читайте также
Военный корабль КНР пошел на таран эсминца США у Тайваня, как русские в Крыму Военный корабль КНР пошел на таран эсминца США у Тайваня, как русские в Крыму Штаты провоцируют горячий конфликт, Пекин пока уклоняется и копит силы

В 1934-м в первом отделе Остехбюро стартовал проект АПСС, целью которого стало создание автономного подводного специального судна. И двумя годами позже с верфей Ленинградского завода «Судомех» сошли две сверхмалые подлодки. В качестве их носителя использовался созданный примерно в то же время на базе АНТ-22 ОКБ Туполева гидросамолет-гигант — МК-1 («Морской крейсер»). В дистанционном варианте управление АПСС осуществлялось с помощью специальной волновой аппаратуры «Кварц» (произведенной в том же Остехбюро), установленной на борту «водителя» — самолета или надводного корабля.

1960−70-е стали временем «рождения» морских беспилотных аппаратов второго поколения. При их создании активно использовались высокотехнологичные решения и инновационные материалы. Пилотными образцами в этом деле с некоторой натяжкой можно считать СМДМ-1 (СМДМ-2) — самотранспортирующиеся донные мины, способные до 12 месяцев находиться на «боевом дежурстве» в заданном районе.

Достойным преемником Бекаури и Ко стало Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Ленинград). Именно в его недрах разработана целая линейка подводных морских дронов, принадлежащих к самым разным классам. Достаточно вспомнить автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д», самое известное изделие «Рубина» и первый беспилотник, достигший дна Марианской впадины (11022 метра). В модельном ряду морских боевых дронов, или глайдеров (в терминологии наших заклятых партнеров), этого прославленного предприятия: «Клавесин-1Р» («прототип» знаменитого «Посейдона»), робот-мишень «Суррогат», семейство «Амулет» и телеуправляемый «Талисман», а также легкий поисковый робот «Юнона». Налицо желание военно-политического руководства страны ввести в эксплуатацию самую широкую номенклатуру беспилотных подводных аппаратов, способных полноценно решать и оборонительные, и научные задачи, эффективно противодействовать аналогичным боевым средствам противника.

Чуть подробнее об образцах, представленных выше. Официально озвученное предназначение «Клавесина» — зондирование грунта и картография морского дна. Тем не менее, эта 2,5-тонная «торпеда», способная работать в автономном режиме не менее 120 часов на расстояниях до 300 километров, погружаясь при этом на глубину до 6000 метров, органично вписывается в вооружение любого корабля ВМФ России. Существует модернизированная версия этого АНПА — «Клавесин-2Р-ПМ», носителями которого определены не только океанографические корабли ВМФ, но и вселяющие панический ужас в верхушку Пентагона специальные АПЛ: БС-64 «Подмосковье» (проект 09787) и КС-139 «Белгород» (проект 09852). Как вам такое, Ллойд Остин?

Оснащенный Li-Ion-аккумулятором 17-метровый модульный АНПА с непрезентабельным шифром «Суррогат» способен не только выполнять разведывательные и картографические задачи, но и весьма натурально имитировать действия подводных лодок в течение 15−16 часов. Это необходимо и для учений, и в реальных боевых действиях.

Компактная, легкая «Юнона», новинка ЦКБМТ «Рубин», обеспечивает решение широкого спектра задач:

поисковые работы, в том числе спасательные;

топографические и картографические мероприятия;

исследования рельефа дна на любых глубинах, даже малых;

мониторинг параметров акватории: скорость прохождения звука, температурные границы и колебания.

Имеющая весьма скромные для подводного дрона массогабаритные характеристики (87 кг, диаметр — 0,2 м, длина корпуса — 2,9 м) «Юнона» легко погружается на глубины до тысячи метров, передвигаясь со скоростью 1,8−5,4 км/ч. За время работы в автономном режиме (около шести часов) покрывает расстояние порядка 30 километров.

Читайте также
Тень «Ивана Хурса» в кильватере атомных подводных лодок «Вепрь» и «Казань» Тень «Ивана Хурса» в кильватере атомных подводных лодок «Вепрь» и «Казань» Не слишком ли рискованно ради парада через контролируемые НАТО воды гнать на Балтику лучшие субмарины Северного флота?

В классе малых подводных робототехнических комплексов продукция ЦКБ МТ «Рубин» представлена также «Амулетом». Этот АНПА незаменим при исследовательских, поисковых и осмотровых работах на глубинах, не превышающих 50 метров.

Недосягаемой (по крайней мере, в течение ближайших десятилетий) для военно-промышленных комплексов пока еще коллективного Запада вершиной считается изделие, которое американскому обывателю известно, как «торпеда Судного дня» или «тихий ужас океанских глубин». Речь о беспилотном подводном аппарате с ядерной энергетической установкой 2М39 «Посейдон». О нем несмотря на то, что его реальные технические и эксплуатационные характеристики хранятся в тайне, сказано достаточно много. «Посейдон» при необходимости может быть носителем ядерного заряда.

Представленные в последнее время на военно-технических форумах современные и перспективные российские АНПА в сочетании с высказываниями ведущих в этой сфере специалистов позволяют с большой уверенностью полагать, что у нас уже сегодня закладывается базис для инфраструктуры, способной обеспечить морским роботам возможность питания от донных станций для полностью автономного выполнения поставленных задач.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня