История

6 фактов о первых русских автомобилях и их создателях

  
4692
6 фактов о первых русских автомобилях и их создателях

105 лет назад, 8 июня 1909 года, из ворот рижского Русско-Балтийского вагонного завода выехал первый отечественный серийный автомобиль. Вскоре двухместная машина добралась до столицы. Это событие коротко запечатлел журнал «Автомобиль»: «На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком».

1. После молотилок и плугов

В начале прошлого века Русско-Балтийский завод — или в обиходе «Руссо-Балт» — выпускал вагоны: пассажирские, товарные, трамвайные. Среди его продукции были и сноповязалки, молотилки, плуги и двигатели для сельскохозяйственных машин. Накануне Первой мировой войны на «Руссо-Балте» начались работы по созданию тяжелого самолета «Илья Муромец».

А в 1908 году рижские предприниматели взялись за выпуск автомашин. По инициативе члена правления завода, статского советника Михаила Шидловского был открыт автомобильный отдел.

На должность конструктора пригласили швейцарского инженера Жюльена Поттера с бельгийского завода «Фондю».

По словам американского автомобильного историка Д. Джорджа, «Фондю», почти неизвестная за пределами Бельгии, прославилась благодаря «Руссо-Балту».

2. «Не останавливаться перед затратами…»

Советские историки утверждали, что на «Руссо-Балте» лишь копировали иностранные машины. Так ли это?

Да, первые русские автомобили оснащались французскими карбюраторами Zenith, магнето Bosch и шарикоподшипниками Hofmann, изготовленными в Германии. Но многие комплектующие были российскими. Например, мотор, шины «Проводник» (к слову — одни из лучших в мире), алюминиевые поршни…

Поттер получил неограниченные финансовые возможности и указание «не останавливаться перед затратами для производства самого лучшего автомобиля». Работа была основана на передовых технологиях: вместо привычных вершков, фунтов и дюймов была введена метрическая система, широко применялись калибры для контроля деталей.

Корреспондент журнала «Аэро и автомобильная жизнь» в 1911 году писал: «Нам удалось побывать на Русско-Балтийском вагонном заводе, где в настоящее время обращено самое серьезное внимание на автомобильный отдел, расширяющийся с каждым днем. Построены новые здания, установлены новые специальные машины, подобран опытный персонал.

…Мастерские ни в чем не уступают лучшим заграничным. Тысячи частей, благодаря рациональному изменению метода работы, создаются с неизменной точностью во всех стадиях работы, пока в окончательном результате не дадут готового автомобиля".

3. Интербригада «Руссо-Балта»

На заводе трудились представители разных национальностей — эстонец Клаас, латыши Вейде и Пуржелис. Среди рабочих и инженеров были прибалтийские немцы. В частности — главный компоновщик Маврикий фон Отто, мастера Битенгольц и Бразау, известные своей строгостью. Рядом с ними работали и русские — Дмитрий Бондарев, руководивший автомобильным отделом и уже упомянутый Шидловский. Этот грузный господин носил окладистую бороду, привычным шляпам предпочитал кепку. Его слово было просто стальное — все обещания он выполнял неукоснительно. Но и от других требовал того же.

Судьба Шидловского трагична. В 1918 году его, к тому времени генерал-майора, растерзали пьяные матросы. А Бондарев, когда немцы подошли к Риге и «Руссо-Балт» эвакуировали, стал директором петербургского завода, где делали взрыватели для снарядов. При советской власти работал кассиром в Харькове. Потом главным инженером на строительстве авиазавода в Ростове-на-Дону. Затем был арестован и расстрелян.

4. Сенсация в Берлине

В августе 1909 году новенький «Руссо-Балт» принял участие в пробеге Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург и успешно преодолел расстояние в 1177 километров. Наградой рижскому заводу была золотая медаль.

Это был первая, но не последняя победа. В 1911 году «Руссо-Балт», управляемый редактором-издателем журнала «Автомобиль» Андреем Нагелем, принял участие в международном ралли Санкт-Петербург — Монако. И, представьте себе, отечественная машина опередила более 80 автомобилей, среди которых были известные марки. И заняла первое место! Тот же Нагель на машине из первой серии завода проехал по зарубежным дорогам менее чем за четыре года — с июня 1910 по январь 1914 года — в общей сложности 80 тысяч километров. И — без капитального ремонта!

Еще один успех сопутствовал «Руссо-Балту» в 1912 году, когда две российские машины, участвовавшие в ралли «Сан-Себастьян», были удостоены серебряных и бронзовых наград.

Российские машины вызвали сенсацию в Берлине, Риме, Неаполе, пересекли Альпы, поднимались на Везувий, совершили пробег по северу Африки. Остается только предполагать, какой известности мог бы добиться «Руссо-Балт», если бы не война, а потом — революция.

5. За рулем князь и граф

Наиболее распространенной была легковая модель «С», которая в разных модификациях выпускалась с 1909 по 1915 год. Причем, каждая партия (или, как тогда говорили, «серия» машин) отличалась по конструкции от предыдущей. Таких серий — по 40−60 автомобилей — в истории модели «С» было около двадцати.

За рулем «Руссо-Балта» можно было увидеть лишь состоятельных господ, ибо торговцы просили за машины 5,5 тысячи рублей. Сумма по тем временам огромная! Цена российского автомобиля на пятьсот целковых опережала стоимость знаменитых «Опелей» и «Рено».

Нагель в журнале «Аэро и автомобильная жизнь» писал: «…для среднего провинциального клиента не столько важно получить автомобиль „новейшей марки“, сколько автомобиль, приспособленный к тем условиям, в которых ему придется работать». Именно таким показал себя «Руссо-Балт».

Самыми знаменитыми владельцами машин были великий князь Константин Константинович, который приобрел аж три экземпляра, экс-премьер граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель. Но самой большой рекламой завода стало приобретение двух автомобилей «Руссо-Балт» гаражом Его Императорского Величества. Правда, поговаривали, что на них ездила лишь охрана царя. Сам Николай Второй предпочитал передвигаться на французском автомобиле.

6. «Наследники» рижского завода

Кроме легковых машин рижский завод выпускал грузовики, изготовил несколько автобусов, артиллерийских тягачей, полугусеничных машин, пожарных машин и шасси для броневиков. К несчастью, обширные планы русских автомобилестроителей перечеркнула мировая война. Когда угроза нависла над Ригой, было решено перевести автомобильный отдел в Москву и Петроград, вагонное отделение — в Тверь. Началось строительство заводов в Петрограде, в Москве (в Филях, Мытищах и Тюфелевой роще), а также в Ростове-на-Дону и в Рыбинске. Но, увы, время «Руссо-балта» стремительно уходило в прошлое.

После революции предприятие в Тюфелевой Роще выросло в АМО, ставшее ЗиЛом. Завод в Мытищах превратился в вагоностроительный. В Рыбинске теперь производят авиационные двигатели. Ну, а на «Красном Аксакае» в Ростове-на-Дону — автобусы. Все эти предприятия — «наследники» недолговечного, но успевшего стать знаменитым «Руссо-Балта».

Фото: Василия Егорова и Алексея Стужина /Фотохроника ТАСС.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня