История

Рекордные перелеты через Ла-Манш

  
2853
Рекордные перелеты через Ла-Манш

7 июня 1981 года состоялся первый перелет через Ла-Манш самолета на солнечных батареях. Преодоление водной преграды между Англией и Францией по воздуху началось в 1785 году. С тех пор пролив был многократно покорен при помощи самых разнообразных летательных аппаратов.

Электростанция с крыльями

Самолет на солнечных батареях назывался Solar Challenger. Его разработал и изготовил в 1980 году частным образом американский инженер Пол МакКриди, сотрудник компании AeroVironment. Это был одноместный самолет с размахом крыла 14,3 м и длиной 8,8 м. Масса пустого самолета равнялась 90 кг, в воздух он был способен поднять 70-килограммовый груз, то есть пилота.

Всю верхнюю поверхность крыла занимали 16128 ячеек солнечных батарей, которые вырабатывали мощность 2,24 кВт, что эквивалентно примерно 3 л.с. Батареи питали два электродвигателя. Solar Challenger развивал скорость в 64 км/ч и имел потолок 4300 м. Вполне понятно, что продолжительность полета зависела от метеорологических условий. В ясный летний день МакКриди удавалось продержаться в воздухе до 11 часов.

Пересечение Ла-Манша американский инженер совершил в процессе перелета из Кормей-ан-Вексен (около Парижа) на аэродром Мэнстон (графство Кент), продолжавшийся 5 час. 23 мин. За это время Solar Challenger преодолел расстояние в 302 км.

В новом тысячелетии самолеты на солнечных батареях стали более совершенными. «Солнцеплан» HB-SIB швейцарской компании Solar Impulse, основанной Бертраном Пикаром, обладает мощностью в 30 кВт. За счет использования аккумуляторов большой емкости он способен держаться в воздухе более суток. В планах у Пикара совершить кругосветный перелет с пятью посадками.

Не покладая рук

Все началось в 1785 году, когда французский механик Жан Пьер Бланшар перелетел через Ла-Манш на усовершенствованном воздушном шаре. Изобретенный и испытанный Этьеном Монгольфье шар перемещался по воздуху в зависимости от направления ветра. Бланшар же применил для управления полетом специальные машущие крылья — своего рода «воздухоплавательные весла».

Тренировки с целью перелета на английский берег Бланшар начал в 1784 году. А 7 января 1785 года он осуществил мечту, взяв в экипаж своего американского друга — доктора Джеффри. Во время полета воздушным путешественникам пришлось трудиться изо всех сил, управляясь с веслами. После приземления их руки были покрыты кровавыми мозолями.

Традиционалисты

Более ста лет в воздушном пространстве между Францией и Англией ничего принципиально нового не происходило. И лишь 25 июля 1909 года протарахтел 70-сильным мотором биплан Blériot XI, ведомый опытным авиатором Луи Блерио. 38-километровый отрезок над проливом по пути из Кале в Дувр самолет преодолел за 36,5 мин.

Надо сказать, что это достижение для самого самолета было пустячной прогулкой. Потому что это была серьезная для своего времени машина. Blériot XI был самолетом-разведчиком, выпущенным в количестве 100 экземпляров. Его скорость равнялась 106 км/ч, а продолжительность полета превышала 3,5 часа.

После исторического полета самолет был приобретен у Луи Блерио газетой Le Matin. А затем он навечно переселился в Музей искусств и ремесел.

Как ни странно, первый планер перелетел через Ла-Манш значительно позже — 30 лет спустя. Хоть планеры уже давным-давно освоили куда более длинные трассы. 22 апреля 1939 года перелет совершил пилот Джеффри Стефенсон на планере Слингсби «Галл».

К безмоторному типу перелетов относилась и акция шести британских военных парашютистов, которую возглавлял бравый сержант Боб Уолтер. Покинув самолет над Дувром на высоте 7620 метров, они приземлись в Сангатте.

Оседлавший хай-тек

26 сентября 2008 года 49-летний бывший военный пилот Ив Росси из Швейцарии на высоте 2500 метров на французской стороне пролива выпрыгнул из самолета. К спине у него был прикреплен ранец-фюзеляж с монокрылом. Стабилизировав тело в пространстве, он включил 4 турбореактивных двигателя, работающих на авиационном керосине. И на скорости 190 км/ч устремился к британскому берегу. Полет занял меньше 10 минут. На британской территории Росси «попозировал» теле- и фотокамерам, совершив несколько пилотажных фигур. После чего раскрыл парашют и спокойно приземлился.

Надо сказать, что это был не предел скорости реактивного ранца, она может превышать 300 км/ч. К недостатку такого способа передвижения следует отнести непродолжительность полета, поскольку реактивные двигатели сжигают огромное количество топлива.

Опора на собственные силы

К созданию мускулолетов — летательных аппаратов, приводимых в движение мышечной силой человека, изобретатели подступались давно. Процесс подогрел промышленник Генри Кремер, в 1977 году назначивший приз в 100 тыс. фунтов тому, чей мускулолет перелетит через Ла-Манш.

12 июня 1979 года приз завоевала команда американских конструкторов во главе с Полом Макриди. Созданный коллективными усилиями мускулолет самолетного типа Gossamer Albatross преодолел кратчайшее расстояние между Англией и Францией за 2 часа 49 минут. Вел «Альбатроса» к французским берегам, то есть изо всей силы вращал педали, американский велосипедист-любитель и дельтапланерист Брайан Аллен. Он летел на высоте до двух метров над водой, его скорость на некоторых участках достигала 29 км/ч. При этом в равномерном режиме Аллен развивал мощность в 0,4 л.с. Но при возникновении даже небольшой турбулентности нагрузка существенно возрастала.

Создателям Gossamer Albatross удалось решить одну из наиболее актуальных проблем создания мускулолетов - снизить вес летательного аппарата до 30 килограммов. И это при том, что машина имела внушительные размеры: длина — 10 м, высота — 4,9 м, размах крыла — 30 м, площадь крыла — 45,3 кв.м. Это удалось за счет использования в конструкции углеродистого волокна и вспененного полистирола, упакованного в тончайшую пластиковую пленку.

Погоня за химерой

Существует категория изобретателей, которые намереваются перелететь Ла-Манш на махолете — летательном аппарате, приводимом в движение взмахами крыльев. Причем в роли «махателя» выступает не двигатель, а человек. И это очень похоже на проблему создания вечного двигателя.

Серьезные люди, вооружившись математическим аппаратом и учитывая фундаментальные физические законы, посчитали, что для поднятия в воздух махолета с человеком на борту необходимо махать крылом площадью 12−16 кв. м. с частотой 1 Гц. Для этого требуется развивать мощность, превышающую 10 л.с. В то же время некоторые спортсмены экстра-класса могут генерировать мощность не более 2,5 л.с., удерживая такой уровень нагрузки до 5 минут.

Поэтому серьезные люди пытаются строить махолеты с двигателями. Но и в этом случае летают лишь небольшие модели. Ни один пилотируемый махолет с двигателем ни разу самостоятельно не поднялся в воздух.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Ярослав Кабаков
Ярослав Кабаков

Поздравляю редакцию портала «Свободная пресса» с десятилетием издания и желаю дальнейшего развития и процветания, сохранения того драйва, с которым вы делаете свою работу. Объективность, оперативность и внимание к деталям — вот как могу охарактеризовать ваш труд, который ежедневно помогает сотням тысяч людей получать актуальную информацию о событиях в России и мире, беспристрастную и профессиональную аналитику. Если и можно говорить о профессиональной журналистике, то только с оглядкой на вас!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня