История / День в истории

Малоизвестные факты о дореволюционных подвигах российских авиаторов

  
1625
Малоизвестные факты о дореволюционных подвигах российских авиаторов

23 июля 1911 года с Комендантского аэродрома Северной столицы стартовал первый в России групповой дальний перелет по маршруту Петербург — Москва. Его тогда называли не иначе как «героической авантюрой». Но именно так было положено начало авиационной эре в России.

Многочасовых перелетов, в том числе, беспересадочных, через всю огромную страну, Тихий и Атлантический океаны, на Северный полюс, было в нашей стране немало. Подвиги отечественных летчиков дореволюционной поры золотыми буквами вписаны в историю мировой авиации. Судьба многих из них сложилась трагически.

Проверки на воздушных дорогах

Старт перелету 1911 года был дан на рассвете. Что не помешало 5 000 любителям острых ощущений приехать на аэродром, расположенный довольно далеко от города по меркам того времени, и стать свидетелями уникального события. События, с которого фактически началась авиационная эра России.

Участвовали в нём на девяти аэропланах 11 пилотов. Трое - Александр Васильев, Сергей Уточкин и Владимир Слюсаренко — имели летный опыт. Остальные авиаторы слыли новичками в дальних перелетах. В три часа утра в небо взлетела сигнальная ракета, затем раздался пушечный выстрел. Но не всем удалось стартовать сразу. Тот же опытный Васильев взлетел только через 37 минут.

Маршрут пролегал через Новгород, где предполагалась посадка. До Новгорода первым добрался Михаил Лерхе. Но на этом его успехи, как, собственно, и перелет, завершились: через несколько километров его аэроплан потерял управление и рухнул в овраг.

Не удержался на воздушной трассе и Сергей Уточкин. За Новгородом он попал в сильную «болтанку». Чтобы не расшибиться, выключил мотор. За считанные метры до земли пилот выпрыгнул из машины в неглубокую речку, остался жив, но получил серьезные травмы ног, груди, головы. Там же, под Новгородом, потерпел аварию и Михаил Сципио дель Кампо.

В районе Царскосельского шоссе близ Петербурга «сошел с дистанции» Владимир Слюсаренко. С ним в аэроплане был пассажир (по условия перелета полагался большой приз тому, кто возьмет с собой пассажира), который в какой-то момент начал активно вмешиваться в работу пилота, что во многом и способствовало неудаче. Самолет Слюсаренко перевернулся колесами вверх и рухнул на землю.

До финиша долетел только один аэроплан, управляемый Александром Васильевым. За время многочасового перелета он совершил лишь одну посадку. Из Петербурга в Москву, на Ходынской поле, Васильев добрался за 24 часа 41 минуту, проведя в воздухе 9,5 часов.

От славы — к забвению

Герой перелета Александр Васильев с началом Первой мировой войны прибыл на фронт вместе со своим другом Александром Кузьминским (тот совершил перелет по маршруту Петербург — Москва — Петербург за 10 часов 52 минуты в июле 1913 году). Первый фронтовой полет Васильева с пассажиром, генерал-лейтенантом Мартыновым, закончился трагически. Из-за повреждения мотора осколками снаряда пришлось сделать вынужденную посадку в районе занятого противником Львова. Так пилот оказался в австрийском плену.

Существуют две версии дальнейшей судьбы прославленного пилота. По одной из них (дореволюционной) Васильев бежал из плена, был пойман, посажен в лагерь для военнопленных с более суровым режимом, где заболел и умер. По другой (советской) — был освобожден из плена в 1917 году, перешел на сторону красных, сражался с белогвардейцами и погиб в 1918 году.

Не менее прославленный авиатор, а также известный яхтсмен, боксер, велогонщик Сергей Уточкин, получив серьёзную травму головы по время перелета в Москву, пристрастился к морфию. От него ушла жена, сам он оказался в психиатрической больнице. В 1915 году предпринял попытку попасть в Зимний дворец и лично увидеть царя, которому хотел рассказать о перспективах развития авиационного дела в России. К царю его, конечно, не пустили. В декабре того же года заболел воспалением легких в тяжелой форме и вскоре скончался.

Владимир Слюсаренко, вылечившись от травм после падения своего самолета по пути в Москву (пассажир погиб), женился на своей ученице, первой российской летчице Лидии Зверевой. А когда через недолгое время она скончалась от сыпного тифа, женился во второй раз. С новой женой сразу после революции уехал в Харбин, оттуда перебрался в Австралию. Умер в 1968 году на 80-м году жизни.

Летун на свободе

Блестящим авиатором, а также талантливым инженером слыл один из первых русских лётчиков Лев Мациевич. Он родился в Киевской губернии. С отличием окончил механическое отделение Харьковского технологического института и Николаевскую морскую академию. С 1904 по 1908 гг. принял активное участие в разработках важнейших военно-морских проектов, предложив два варианта противоминных заграждений, проект защиты боевых кораблей от торпедных атак и проект броненосного крейсера. Участвовал в строительстве нескольких боевых кораблей, в частности броненосца «Иоанн Златоуст» в Севастополе.

Особенно много сделал Мациевич для отечественного подводного флота. Успевал при этом внимательно следить и за развитием авиации. В октябре 1909 года он представил начальнику Морского генерального штаба первый в мире проект авианосца, способного нести на борту до 25 самолётов. Проект предусматривал навесную палубу для взлета и посадки аэропланов, электрическую разгонную лебедку (прообраз нынешней катапульты), которая могла бы выстреливать аппарат с нужной скоростью, и особые тормозные сети (аналог нынешнего аэрофинишера), предназначенные для погашения скорости самолетов. Таким образом, россиянин первым в мире сформулировал основные принципы построения авианосца и разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, учитывая особые условия посадки летательного аппарата на корабль. Однако, несмотря на положительные отзывы специалистов, проект авианосца в России до революции так и остался нереализованным. В морском ведомстве его финансировать отказались.

В марте 1910 года Мациевича направили во Францию для изучения мирового авиационного опыта. Кроме того, он стал руководителем авиационной комиссии по закупкам аэропланов. За несколько месяцев командировки Мациевич успел побывать на семи аэродромах и изучить устройство аэропланов 13-ти типов. Свой первый самостоятельный полет совершил после 45 минут обучения с инструктором. В августа того же года Мациевич получил в школе француза Фармана лицензию пилота под номером 176. В России стал тридцать первым летчиком по счету и в числе первых — по лётному мастерству.

Погиб Мациевич во время Всероссийского праздника воздухоплавания на Комендантском аэродроме в сентябре 1910 года. Оставался в небе последним на своем «Фармане» с цифрой «20» на борту. Его аппарат был на высоте около 400 метров, когда зрители на трибунах услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся и стал разламываться на части. Фигура пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. По заключению врачей, смерть наступила уже на земле.

Лев Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в России. О причинах трагедии ходило много версий — от самоубийства из-за супружеской неверности до мести эсеров, к партии которых принадлежал пилот. Он якобы отказался выполнить задание, «нечаянно» выронив в полете во время праздника своего высокопоставленного пассажира- премьер-министра России Столыпина. И к следующему полету его самолет намеренно повредили.

Поэт Александр Блок, бывший в тот роковой день на аэродроме, откликнулся на гибель Мациевича стихотворением «Авиатор»: «…Летун отпущен на свободу».

Непризнанный гений

Евгений Руднев окончил в 1907 году Николаевское инженерное училище, затем офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка и получил чин поручика. После непродолжительной службы в Новогеоргиевском крепостном воздухоплавательном отделении его отозвали в Петербург, направили в пригородную Гатчину для обучения полетам на аэроплане. Со временем он стал одним из лучших авиаинструкторов дореволюционной России. Готовил военных летчиков, участвовал в окружных маневрах, испытывал самолеты. Написал книгу «Практика полетов на аэропланах», где среди прочего изложил теорию техники пилотирования. Писал, в частности: «…Многие говорят, что головоломные трюки бесполезны в серьезной авиации. По-моему, они глубоко ошибаются».

С началом Первой мировой войны Руднев уже в чине штабс-капитана командирован на Комендантский аэродром для освоения четырехмоторного воздушного гиганта-бомбардировщика «Илья Муромец». Но с «Муромцем» у летчика «не срослось». Уже к осени 1914 года он вернулся на привычный «вуазен», став командиром группы из двух авиационных отрядов. За время боевых действий (до октября 1915 года) Евгений Руднев совершил 157 вылетов, был удостоен ордена Станислава с мечами и бантом, получил Георгиевское оружие. В октябре 1915 года прикомандирован к авиазаводу для наблюдения за постройкой аппарата инженера Слесарева.

Большевистскую революцию 1917 года он не принял, как и она его. Работы в новом социалистическом государстве Рудневу не нашлось. Сведения о его жизни на Родине на этом обрываются. Как и когда он оказался в эмиграции — неизвестно.

Известн лишьо, что вскоре безработный пилот обосновался во Франции, был шофером парижского такси. Голодал, но за помощью ни к кому не обращался. Только часто мечтательно смотрел в небо: «Взлететь бы мне, в последний раз взлететь!».

Скончался в июне 1945 года от туберкулеза. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. На его могиле установлен бетонный крест с надписью: «Военный летчик полковник Евгений Владимирович Руднев. 1886−1945». К нижней части креста прикреплен пропеллер.

Иллюстрация в открытие статьи: К. Булла/Открытка с участниками Первого группового перелета из Петербурга в Москву, 1911 год.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня