История

3 факта о легендарной «Летающей крепости»

  
39709
3 факта о легендарной «Летающей крепости»

28 июля 1935 года совершил первый полет американский бомбардировщик В-17. Он был назван «Летающей крепостью» за способность давать отпор истребителям противника. Хотя ему подошло бы и прозвище «Непотопляемый крейсер».

1. Воздушный защитник Западного полушария

В-17 появился на свет в результате смены военной стратегии США, которая произошла в начале 30-х годов прошлого века. Прежде считалось, что США, защищенные от «всего мира» двумя океанами, должны опираться на сугубо оборонную доктрину. В связи с бурным развитием военной техники, но прежде всего с возникновением потребности расширения зоны влияния в Америке родилась концепция «обороны полушария».

Для реализации этой концепции в частности потребовалась дальняя авиация, которой у США прежде не было. Эта задача решалась поэтапно. Вначале появились тяжелые бомбардировщики среднего действия, которые работали в регионах Аляски, Гавайских островов и Панамы. И уж потом, но с небольшим временным интервалом взлетел дальний В-29. А затем и такой монстр как В-52,который до сих пор среди главных носителей высокоточного и ядерного оружия американцев.

В 1933 году на вооружение ВВС США поступил бомбардировщик Martin B-10. Однако он недотягивал до предъявляемых к эффективной машине требованиям, имея максимальную скорость меньше 350 км/ч и дальность порядка 2000 км. Самым слабым его местом была низкая ударная сила — B-10 брал на борт лишь 1025 кг бомб. Да и вооружение было слабым — три 7,72-мм пулемета.

И в августе 1934 года ВВС США объявили конкурс на создание тяжелого бомбардировщика, который заменил бы B-10. В нем приняли участие лидирующие компании-производители тяжелых самолетов: «Боинг», «Дуглас» и «Мартин». Была установлена планка, которую соискателям военного заказа необходимо было преодолеть: 400 км/ч, 10 часов полета и 3200 км дальности.

2. Трудный путь в небо

У В-17 на первых порах была нелегкая судьба. Во время испытания самолетов всех трех претендентов на заказ ВВС он буквально разбил конкурентов по основным показателям — скорости, высотности и дальности. Однако на третий день испытаний, когда на бомбардировщике решили «прокатиться» представители заказчика, механик забыл перед взлетом разблокировать рули и элероны. Машина рухнула на землю, погибли и члены экипажа, и высокопоставленные «пассажиры». В результате заказ достался «Дугласу», который представил на испытания В-18, переделанный из пассажирского самолета.

Однако «Боинг» все же не был изгнан с позором, а получил «утешительный приз»: в январе 1936 года ему предложили построить 13 бомбардировщиков, усовершенствованных по результатам испытаний, и представить комиссии обновленную машину.

Самолет нарастил «мускулатуру». Четыре 750-сильных двигателя заменили 850-сильными. Увеличили объем топливных баков. Установили более совершенное оборудование. Но на испытаниях в декабре произошла еще одна авария. После взлета отказали два двигателя. И при посадке еще и заклинило колеса. В результате чего самолет перевернулся через нос.

«Дуглас» еще больше укрепил свои позиции, получив заказ на производство новой партии В-18.

Однако лишь В-17 был способен решать предъявляемые тяжелым бомбардировщикам боевые задачи. ВВС США в нем остро нуждались. И машине дали еще один шанс. После доработки оставшиеся 12 В-17 передали для войсковых испытаний во 2-й бомбардировочный полк. В 1938 году на этих машинах безаварийно налетали 9293 часов, добиваясь невозможных для других самолетов показателей: пересечение США от побережья до побережья за рекордное время, полеты в Южную Америку и обратно… В результате был получен долгожданный заказ на 119 бомбардировщиков.

3. Ударная мощь, помноженная на живучесть

Работы по совершенствованию самолета проходили, можно сказать, беспрерывно. В результате на свет произведено семь его модификаций — от A до F. У каждой имелись свои достоинства. Например, В-17С был самым скоростным, способным развивать скорость до 515 км/ч. И при этом от модели к модели происходило постоянное наращивание вооружения, повышение живучести самолета и веса бомбовой нагрузки.

Имя Flying Fortress («Летающая крепость») как нельзя лучше подходило этому бомбардировщику. Он возвращался на аэродром даже при повреждениях, «несовместимых с жизнью» других боевых машин. Скажем, на одном из четырех двигателей, с огромными пробоинами от снарядов, с почти полностью разрушенным хвостовым оперением, с потерей изрядного фрагмента крыла. Это достигалось как за счет массированного использования бронезащиты и противозенитных экранов в количестве более 30 плит, так и применением специальных инженерных решений, компенсирующих полученные в бою повреждения. Так, например, самолет был оснащен топливными баками, покрытыми слоем специальной резины, которая набухала при контакте с керосином и затягивала пулевые пробоины. Широко было применено дублирование жизненно важных агрегатов и приборного оборудования.

При этом бомбардировщик мог эффективно защищаться от атак истребителей с любого направления при помощи 13-и пулеметов, имеющих большие сектора обстрела.

В-17 в то же время был способен наносить точные бомбовые удары с высоты до 8000 метров. Причем это возможно было даже вслепую, благодаря дальней навигационной системе «Гобой». Ее наземная радиостанция («мышь») посылала сигнал в направлении цели. Пилот строго шел по этой линии. Импульс «мыши» отражался самолетом, и его улавливала другая наземная станция («кошка»). Тем самым определялось расстояние до цели. Когда В-17 оказывался точно над целью (при этом учитывалась и скорость полета, и другие факторы), «кошка» передавала в наушники командира экипажа последовательность сигналов, в конце которой необходимо было привести в действие бомбосбрасыватель.

Бомбовая нагрузка достигала 8000 кг.

С 1937 по 1945 год было выпущено 12730 «Летающих крепостей». При этом самым массовым бомбардировщиком стал B-17G, начавший поступать в американскую, а также в британскую армию в 1943 году. Его производство было столь совершенным в технологическом отношении, что одна «крепость» стоила всего лишь 187 тыс. долларов.

ЛТХ В-17G

Длина — 22,78 м

Высота — 5,82 м

Размах крыла — 31,62 м

Площадь крыла — 132 кв.м.

Масса пустого — 17237 кг

Максимальная взлетная масса — 32659 кг

Мощность двигателей — 4×1380 л.с.

Максимальная скорость — 486 км/ч

Крейсерская скорость — 362 км/ч

Практическая дальность — 5472 км

Практический потолок — 10850 м

Экипаж — 10 человек

Вооружение — тринадцать 12,7-мм пулеметов с общим боекомплектом в 6380 патронов

Бомбовая нагрузка — до 8000 кг

Снимок в открытие статьи: Boeing B-17E в полете/ Фото ВВС США/wikimedia.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня