История

5 лучших советских авиалайнеров 60-х годов

  
45622
5 лучших советских авиалайнеров 60-х годов

29 июля 1963 года совершил первый полет пассажирский самолет Ту-134. Шестидесятые годы стали самыми бурными годами в развитии отечественной гражданской авиации. Именно тогда появилось больше всего лайнеров, некоторые из которых летают и поныне.

1. Ту-104

Советский Союз во время холодной войны соревновался с США не только в области военных технологий. Стремление опередить страны «загнивающего капитализма» распространялось буквально на все сферы науки и техники. Следуя этому принципу отечественный авиапром ввязался в середине 50-х годов в «гонку реактивных лайнеров».

Однако выиграть нам ее не удалось. Первой начала совершать регулярные рейсы британская «Комета». Но продолжались они недолго — самолет оказался «сырым», и после нескольких катастроф в 1954 году его полеты были приостановлены для превращения лайнера из убийцы неповинных пассажиров в безопасный летательный аппарат.

А в 1956 году в небо поднялся наш Ту-104, который почти два года владел титулом единственного в мире реактивного пассажирского самолета. К сожалению, к этому титулу добавился и другой — он стал самым аварийным советским лайнером.

ОКБ Туполева применила при его создании технологию, которую в 30-е годы продемонстрировала компания «Дуглас», переделавшая пассажирский самолет в бомбардировщик. Туполевцы же проделали обратную операцию. Взяли дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, увеличили диаметр фюзеляжа, опустили крыло под фюзеляж, расставили в салоне 100 кресел для пассажиров (в некоторых модификациях — 50) и в сентябре 1956 года выпустили на регулярные авиалинии.

А чуть раньше, летом того же года, был проведен перформанс, который, как писали в прессе, поразил западный мир. Во время визита Хрущева в Лондон в британскую столицу прилетели три Ту-104 с дипломатическими работниками, журналистами и обслугой.

Сам же Никита Сергеевич летал на Ил-18. К Ту-104 он не приближался и на пушечный выстрел. И это было логично. Из 200 самолетов, построенных с 1956 по 1960 год, с 37-ю произошли аварии. Причем в большинстве случаев с жертвами. Это самый высокий процент аварийности среди отечественных пассажирских самолетов.

Ту-104 имел два ТРД, развивал скорость до 950 км/ч, имел дальность 2700 км и потолок 11500 м. На нем впервые в СССР были введены современные стандарты обслуживания пассажиров: обеды на борту, вышколенные стюардессы, выбритые до синевы пилоты и все прочее.

Большая часть аэрофлотовского парка Ту-104 прекратила полеты и была передана в различные ведомства во второй половине 60-х. Однако ряд машин продолжал работать на внутренних рейсах до 1979 года.

2. Ил-18

Хрущев летал только на турбовинтовом Ил-18, появившемся в 1959 году. Будучи человеком практического склада ума, он свято верил, что в любой критической ситуации из четырех двигателей хоть один да сохранит работоспособность. Собственно, под Хрущева и делали этот самолет. До конца своей политической карьеры Никита Сергеевич летал с визитами в пределах СССР и Европы именно на Ил-18.

Неудивительно, что самолет получился не только надежным, но и комфортабельным. Причем комфортабельность имела место не только на борте номер один, но и в серийных машинах, рассчитанных на массового пассажира.

С 1959 по 1978 год было построено 719 самолетов. Из них 564 были переданы в «Аэрофлот». Ил-18 зарекомендовал себя как экономичная, надежная и комфортабельная машина. В связи с чем он имел большой спрос на внешнем рынке — более ста самолетов было продано иностранным компаниям.

До середины 70-х годов Ил-18 был основным лайнером, работавшим как на внутренних, так и на международных линиях. Его эксплуатация в гражданской авиации была полностью прекращена лишь в 2002 году.

В салоне Ил-18 размещалось от 80 до 122 человек. Его максимальная скорость 610 км/ч, а крейсерская — 570 км/ч. Он имел дальность в 6500 км и потолок в 10000 м.

3. Ту-114

Через два года после принятия в состав «Аэрофлота» Ил-18 в Советском Союзе появился еще один турбореактивный лайнер с четырьмя двигателями — Ту-114. ОКБ Туполева и в этом случае использовало прием перековки меча в орало. Этот самолет был сделан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95.

Мощность этого монстра равнялась 60 тыс. л.с. Он пожирал почти 6 тыс. тонн горючего в час. И грохот в салоне был почти такой же, как и при перевозке бомб. Однако «Аэрофлот» в нем крайне нуждался. Правда, в ограниченных количествах — всего были выпущены 30 машин. Лайнер имел дальность в 10 тыс. км и единственный был способен совершать беспосадочные полеты в Америку. Этим обстоятельством объясняется то, что в салоне было и определенное количество спальных мест.

К несомненным достоинствам лайнера относилось и его «пассажироемкость» — Ту-114 мог перевозить до 220 человек.

При этом машина первое время не стыковалась с оборудованием иностранных аэропортов из-за своего «роста» — для посадки необходим был трап нестандартной высоты. По этой причине случился любопытный казус во время прилета Хрущева в США. На американской земле трапа должного размера не нашлось, и Никите Сергеевичу пришлось выгружаться из лайнера с помощью пожарной лестницы. Однако через день американцы изготовили трап под русский размер.

Длина Ту-114 равнялась 51 м, высота — 15,5 м. Он развивал скорость 880 км/ч и на высоте 12 тыс. м летал на расстояние 10 тыс. км. Уровень шума достигал 112 дб.

В «Аэрофлоте» лайнер летал до 1976 года. В ВВС СССР в качестве транспортника — до 1983 года.

4. Ту-134

В 1967 году на авиалинии синхронно вышли два лайнера — туполевский и ильюшинский. Но на сей раз КБ поменялись ролями. Ильюшинцы сделал лайнер покрупнее, туполевцы поменьше — среднемагистральный самолет Ту-134. Он перевозил до 80 пассажиров в пределах 2000-километровой дальности. Но к нему в полной мере подходит термин «лайнер», поскольку пассажирам предоставлялись комфорт и обслуживание по высшему разряду.

Три первых года эксплуатации в «Аэрофлоте» лайнер работал исключительно на международных трассах. В связи с чем на первых порах советские граждане могли увидеть эту изящную машину исключительно на пачках сигарет «Ту-134», выпускавшихся, кстати говоря, в Болгарии. И уже затем, выйдя на бескрайние советские просторы, начал перевозить простых граждан СССР. Но опять же — весьма ограниченно, до 1973 года внутренние рейсы совершали лишь 12 машин, остальные летали за пределы страны.

Несмотря на размещение в салоне почти сотни пассажиров, самолет был компактен, имея длину 37 м и высоту 9 м. Салон имел прекрасную звукоизоляцию. Ту-134 обладал отменной крейсерской скоростью, равной 880 км/ч. Потолок находился на уровне 12 тыс. метров.

Самолет выпускали до 1989 года, постоянно модернизируя его за счет внедрения более совершенного приборного оборудования и улучшения характеристик двигателей. С 1970 года двигатели стали реверсивными, что позволило существенно сократить пробег при посадке.

Всего было произведено 854 машины двадцати модификаций. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатировалось 130 Ту-134. И 100 из них работало на российских региональных линиях.

5. Ил-62

Как было сказано, Ил-62 появился в том же 1967 году. Он продемонстрировал возможность полетов в Америку не только на переделанных стратегических бомбардировщиках. Одна из модификаций этого лайнера имеет дальность 11 тыс. км, что на тысячу больше, чем у Ту-114, из которого Хрущев в США выбирался по пожарной лестнице.

Для своего времени это был уже очень серьезный межконтинентальный лайнер, за один рейс обслуживающий 186 пассажиров. Его крейсерская скорость равна 850 км/ч, а потолок — 12 тыс. м. Имеет прекрасную управляемость и устойчивость в полете. Является первым советским лайнером с двигателями, имеющими реверс тяги. Обладает повышенной устойчивостью при посадке. Известен случай, когда во время перегона в Монинский музей авиации Ил-62 посадили на неподготовленную болотистую почву.

Всего было выпущено 289 самолетов. С 2009 года прекращена их эксплуатация на гражданских линиях. Из 17 сохранившихся машин 8 совершают полеты в России, находясь в составе воздушного парка ВВС и МЧС.

Ил-62М был бортом номер один в Советском Союзе, начиная с Брежнева и кончая Горбачевым. Также на нем в новом времени летал Ельцин.

При Брежневе был введен стандарт повышенной комфортности во время полета. При этом одним из главных требований, которое генсек выдвинул авиаконструкторам, было наличие удобного стола для игры в домино. Леонид Ильич был азартным и весьма эмоциональным игроком. После каждого полета стол приходилось полировать, чтобы затереть царапины.

Снимок в открытие статьи: Москва, 1979 год. Самолет Ту-134 заходит на посадку в столичном аэропорту «Внуково"/Фото Бориса Корзина /Фотохроника ТАСС/

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня