История / День в истории

Ту-50, Су и МиГи против F-22 и F-35

С какими самолетами встречают свой день ВВС России

  
32196
Ту-50, Су и МиГи против F-22 и F-35

12 августа Военно-воздушные силы России отмечают свой праздник. В конце прошлого века они находились на голодном пайке. Однако развалить столь мощный род войск оказалось невозможно. В последние 10 лет отставание от ВВС США стремительно сокращается. А где-то мы уже и опережаем первый военно-воздушный флот мира.

Стратегическая авиация

Согласно экспертным оценкам, ВВС России по ударной мощи догонит американцев лет через 5−6. Это справедливо, пожалуй, в основном для истребительной авиации, где у нас наращивается производство машин поколения 4++, в то время как у США есть истребители пятого поколения.

Что же касается стратегической авиации, то лет через пять мы окажемся далеко впереди. Сейчас же ситуация в лучшем случае для США паритетная. У нас на вооружении находятся 89 стратегических бомбардировщиков, у них — 132.

Однако у нас выше качество. Почти половину американского стратегического воздушного флота представляют послевоенные перестарки — В-52. Количество наших аналогов - Ту-95 — не достигает 20%. И та, и другая машина, разумеется, периодически модернизировались на протяжении полувека. Но замену В-52 предполагается выпустить не ранее 2040 года. Что же касается Ту-95, то и он, и более современный сверхзвуковой ракетоносец Ту-160 в начале 20-х годов планируется заменить новой разработкой ОКБ Туполева — ПАК ДА. Это околозвуковое «летающее крыло», невидимое для радаров, имеющее взлетную массу до 200 тонн.

Наиболее массовыми (70%) у нас являются сверхзвуковые (более 2М) дальние бомбардировщики Ту-22М. Их «соперник» — В-1 В, проигрывает по скорости (1,25М), и в соответствии с СНВ-3 не является носителем ядерного оружия.

Ну, а аналогов у Ту-160, который также постоянно модернизируется, у американцев нет.

Правда, и у нас нет аналога американскому В-2 Spirit, который изготовлен по стелс-технологии. Но этот самолет дозвуковой. Следует также учесть значительную разницу в дальности полета российских крылатых ракет с ядерным зарядом и американских. У нашей Х-102 она достигает 5500 км, у американской AMG-129ACM — 3500 км.

Ударная авиация

По ударным самолетам фронтовой авиации мы даже впереди США: 324 против 260. Но среди них 125 явно устаревших фронтовых бомбардировщиков Су-24, возраст которых превышает четверть века. Не намного моложе штурмовик Су-25 (150 машин). Однако он весьма успешно модернизируется, в связи с чем его производство продолжается и по сей день. Причем он идет не только на экспорт. ВВС периодически заказывает новые партии этого самолета. Его последняя модель — Су-25УБМ — начала поступать на вооружение в 2012 году.

С Су-24 совсем иная ситуация. После целой серии аварий на него махнули рукой, и планы модернизации эксплуатирующихся машин были отменены. Бомбардировщик будет полностью списан к 2020 году. Ему на смену уже начал поступать Су-34. Самолет совсем «свежий», его опытная эксплуатация в частях началась в марте 2011 года, а на вооружение он был принят в марте 2014 года. В строю на данный момент находятся 45 самолетов. Их производство предполагается довести до 20 машин в год. А всего ВВС предполагает получить в обозримом будущем до 200 Су-34.

Эта машина может оснащаться высокоточными тактическими ракетами «воздух-земля» с ядерным зарядом. На 12 узлах подвески размещается до 8000 кг боевой нагрузки. Имеет максимальную скорость 1,8 М, боевой радиус 1100 км и потолок 17000 м. Дальность обзора РЛС наземных целей — от 30 до 100 км. Одновременно сопровождается до 10 воздушных и наземных целей. Относится к поколению 4++.

Су-34 «противостоит» американский F-15E поколения 4, принятый на вооружение в 1988 году. В ВВС США сейчас находится 138 таких машин. Предполагается замена этого бомбардировщика на менее заметный F-15SE поколения 4++. Однако сроки пока еще не определены, поскольку компания Boeing на данный момент имеет лишь одну такую демонстрационную летающую машину.

Истребители

В сегменте истребителей, как и положено, картина более пестрая. Тут и моделей самолетов намного больше, и парк многочисленней. На 738 российских истребителей приходится чуть больше тысячи американских. В количественном отношении основой нашей истребительной авиации являются Су-27 различных модификаций (ок. 300 ед.), МиГ-29 различных модификаций (254), МиГ-31 (120). Все это разработки советского периода. У США подавляющее большинство истребителей представлены F-16 (700 ед.). Его эксплуатация началась в конце 70-х годов. Они модернизируются, однако дни их сочтены. Ставка была сделана на более поздние разработки: F-22 (85 ед.) и F-35А (44 ед.). При этом следует учитывать, что производство F-22 в связи с его большой стоимостью было прекращено. Один истребитель стоит $ 150 млн., а программа его разработки обошлась почти в $ 70 млрд.

И, следовательно, в обозримом будущем роль самого эффективного истребителя будет играть F-35, представляющий пятое поколение. Стоящие на вооружении ВВС США машины пока еще проходят этап освоения и периодической корректировки приборного оборудования.

У нас последнее слово авиационной техники поколения 4++ представляют Су-30СМ (21 ед.) и Су-35С (22 ед.). В ближайшее время количество этих машин будет возрастать с целью замены «советских ветеранов».

Су-30СМ — самолет уникальный. Как по своим летным качествам, так и по судьбе. Это «русифицированный» Су-30МКИ — аббревиатура МКИ расшифровывается как «модернизированный коммерческий индийский». Действительно, он уже десять лет поставляется в ВВС Индии. Однако Су-30СМ является совсем «свежим» истребителем, его первый полет состоялся в 2012 году. В нем существенно усилены системы ведения огня, навигации, борьбы с локаторами противника. Машина относится к поколению 4++. Возможности российского комплекса управления вооружением на основе многофункциональной радиолокационной станции Н011М «Барс» обеспечивают сопровождение до 15 целей на проходе и точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. Дальность захвата «Барсом» истребителя — 140 км, группы танков — 50 км.

Помимо систем собственной разработки в Су-30СМ используются израильские, индийские и французские электронные системы.

Уникальность этой машины состоит в том, что в ней реализована функция изменяющегося вектора тяги. Поэтому Су-30СМ (как и Су-35С) является сверхманевренным истребителем. В то же время он способен наносить мощные удары по позициям противника, имея большую ракетно-бомбовую нагрузку.

Су-30СМ актуален еще по той причине, что он двухместный и может использоваться не только для решения боевых задач, но и для подготовки пилотов самолетов «предпятого поколения».

К 2015 году ВВС России получит 50 многоцелевых истребителей Су-35С. По своим характеристикам машина приближена к истребителям пятого поколения за исключением стелс-технологии.

К пятому поколению относится перспективный многофункциональный истребитель ОКБ Сухого Т-50, который с 2014 года проходит государственные испытания и должен поступить на вооружение в 2016 году. В нем использована стелс-технология. По уровню малозаметности он аналогичен F-35: эффективная поверхность рассеяния равна 0,005 кв.м. У Су-35С — 0,5 кв.м. При этом истребитель оснащен полным комплектом новейшего электронного оборудования. Ну, а двигатели уникальны, как и у последних моделей истребителей ОКБ Сухого, они имеют изменяющийся вектор тяги.

ЛТХ Т-50:

Длина — 19,7 м

Высота — 4,8 м

Размах крыла — 14 м

Площадь крыла — 90 кв.м.

Нормальная взлетная масса — 30610 кг

Тяга двигателя — 2×10900 кгс

Форсажная тяга — 2×18000 кгс

Максимальная скорость — 2600 км/ч

Скороподъемность — 330 м/с

Практическая дальность — 4300 км

Продолжительность полета — 5,8 час

Практический потолок — 20000 м

Вооружение — 30-мм пушка

Боевая нагрузка — до 10000 кг.

Особо следует подчеркнуть, что горизонтальная маневренность у Т-50 в полтора лучше, чем у F-35, что следует из разницы в таком важнейшем параметре как нагрузка на крыло.

Снимок в открытие статьи: Ту-95 и Су — 29 на параде/ ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня