История

Полвека назад санкции Запада против Москвы кончились провалом

  
2766
Полвека назад санкции Запада против Москвы кончились провалом

Чем завершится нынешнее экономическое противостояние России и Запада, возникшее из-за украинского кризиса? Способны ли все более жесткие санкции со стороны США и ЕС поставить Москву на колени? Иногда ответы на эти вопросы полезно поискать в истории.

14 августа 1958 года государства НАТО сняли ряд ограничений на торговлю с СССР и его союзниками — странами социалистического лагеря. Касались те санкции главным образом «стратегических товаров». А именно — составляющих для оборонной промышленности, тяжелой индустрии, некоторых сельхозпродуктов, лекарств.

Инициатором санкций было, как не трудно догадаться, правительство США. После Второй мировой войны американцы, вступившие в неё только после того, как наши войска погнали фашистов из страны, считали именно себя главными «творцами победы» над нацистской Германией. При этом решительно не хотели мириться с сильно выросшим в Европе авторитетом настоящего победителя фашизма — Советского Союза.

Не давало покоя американскому президенту тех лет Трумэну и появление на карте Старого Света стран, взявших курс на развитие социализма. Ведь таким образом они становились ближе к «Советам», чем к «истинно демократическим государствам».

Ровно за год до введения санкций, 12 марта 1947 года Гарри Трумэн выступил в конгрессе США с программой борьбы против сил демократии и социализма (так называемая «доктрина Трумэна»). Идею, к слову, подкинул ему ещё один «заклятый друг» СССР Уинстон Черчилль, в те годы — экс-премьер-министр Великобритании. В своей печально знаменитой «фултонской речи» 1946 года Черчилль вначале признал, что «военные победы выдвинули Советский Союз в руководящие нации мира», а затем стал критиковать Сталина за то, что его страна стремится к «безграничному распространению своей власти и своих доктрин». Что «представляет опасность для великих принципов свободы и прав человека англосаксонского мира». Отныне, горячо убеждал толстяк Уинстон собравшихся в колледже американского Фултона, США и Великобритания должны разговаривать с СССР с позиции силы.

В общем, не успели отойти от одной войны, как тут же стали призывать к другой — «холодной». Что из этого вышло? Как водится, ничего хорошего. Прежде всего, для самих организаторов санкций.

От «доктрины Трумэна» к «плану Маршалла«

В послании президента Трумэна конгрессу США были определены две стратегические задачи по отношению к СССР. Первая, минимальная: — не допустить дальнейшего расширения сферы его влияния («доктрина сдерживания социализма»). Вторая, максимальная — сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим довоенным границам («доктрина отбрасывания социализма»). Для чего необходимо: «оказать широкомасштабную помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»); создать военно-политический союз этих стран во главе с США (будущее НАТО); использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния; разместить у границ СССР (в Греции, Турции) сеть военных баз США; поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

Как всё это напоминает день сегодняшний, не правда ли? Словно разрабатывалось и принималось не шестьдесят с лишним лет назад, а буквально вчера. Или всё дело в том, что удалась американцам лишь малая часть из вышеперечисленного?

Что им удалось — так это включить в сферу действия плана госсекретаря США Маршалла Западную Германию. Крупные европейские страны договорились о создании нового немецкого государства на основе трёх западных зон оккупации: американской, британской и французской. Что было явным нарушением договорённостей с СССР о совместном решении германских проблем. СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина — первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками, продолжавшаяся 324 дня. В мае 1949 года в западных зонах влияния была образована Федеративная Республика Германии.

Под диктовку США

Американская «помощь» заключалась в предоставлении товарам из США свободного доступа в западноевропейские страны. А также отказ европейских правительств от национализации промышленности и предоставлении полной свободы частным предпринимателям; установление США выгодного для себя курса валют в этих странах; контроль над их внешней торговлей, подразумевающий полный запрет торговать с СССР и его союзниками. Словом, обложили со всех сторон. Благо, европейские партнеры Дяди Сэма к тому времени ещё толком не оправились от потрясений страшной войны.

Интересно, что Франция и Великобритания поначалу приглашали своих коллег из СССР на совещания по обсуждению «плана Маршалла». Одно из них проходило в Париже летом 1947 года. На нем выяснилось, что о какой-то конкретной американской помощи (финансами, ресурсами) европейским экономикам речь не идет. Главное, на чем настаивали «друзья из-за океана», — это создание некоего руководящего комитета из представителей нескольких держав, с функциями составления «всеобъемлющей программы экономического восстановления и развития» своих стран. При этом комитет должен был обладать широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Советская делегация со всем этим не согласилась и «выбыла из игры». Что, собственно, от неё и требовалось.

Где-то теряем. А где-то находим!

Что-то потеряла наша страна от всех этих доктрин, планов, санкций? Скорее, наоборот, приобрела. Во-первых, союзников. Благодаря тому, что стала активно содействовать коммунистическим партиям и движениям в разных государствах «капиталистического строя» и способствовать росту национально-освободительного движения, который привел в итоге к краху колониальной системы. А те же Франция и Великобритания имели огромные колониальные территории в Азии и Африке с богатыми сырьевыми и людскими ресурсами.

Во-вторых, военный блок «Варшавский договор», оперативно созданный в ответ на появление НАТО.

В-третьих, засучив рукава, взялась за восстановление своей экономики. Помогать-то было некому. Как результат — уже в 1950 году объём промышленной продукции превысил уровень предвоенного 1940 года на 73% вместо запланированных 48%; уровень сельскохозяйственного производства достиг довоенного.

Можно упомянуть ещё о появлении у СССР атомного, а потом и водородного оружия, что резко поубавило самомнения у янки.

Что касается пресловутых санкций, то уже к середине 1950-х гг. для многих на Западе стало очевидным, что такая политика в отношении СССР мало того, что не может остановить подъём народного хозяйства «Советов», но и наносит ощутимый ущерб их собственным интересам. Потому медленно, но неуклонно внешняя торговля с капстранами, как тогда их называли, стала восстанавливаться. К тому времени, как в НАТО решили «снять ряд ограничений», мы уже вовсю расширяли торгово-экономические связи с Англией, Францией, ФРГ, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Японией, другими странами «рангом» поменьше. Только в торговле с США серьезных сдвигов к лучшему в тот период не произошло.

Снимок в открытие статьи: президент Гарри Трумэн на встрече с Джорджем Маршаллом, Полом Хоффманом и послом У.А.Гарриманом при обсуждении плана Маршалла.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня