Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
22 сентября 2014 19:25

«Акула» против Америки

Несколько фактов о самой большой подводной лодке в мире

66252

23 сентября 1980 года в Советском Союзе года была спущена на воду атомная субмарина «Акула», которая и сегодня остается главным морским исполином. Это был симметричный, но более мощный ответ на то, что в ВМС США поступили подлодки класса «Огайо».

От нее не скрыться

Работы над проектом 941 по созданию подводной лодки «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун») начались 19 декабря 1973 года, когда правительство СССР приняло постановление, предусматривающее строительство нового ракетоносца. Проект разработало Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» (Санкт-Петербург), которое возглавлял генеральный конструктор Игорь Спасский.

Строили подлодки класса «Тайфун» в Северодвинске, на местном судостроительном заводе «Севмаш». Первый подводный крейсер стратегического назначения был заложен 30 июня 1976 года. 23 сентября 1980 года он был спущен на воду, а еще через три месяца вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.

Всего было заложено семь «тайфунов», но один не был достроен. В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, три из шести построенных кораблей проекта были утилизированы. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Мощность подлодки такова, что ракеты ее способны пролететь около десяти тысяч километров. Иными словами, из зоны Северного полюса для нее доступны любые цели до экватора.

Девятиэтажка и Царь-пушка

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса «Акула» — ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск».

Чтобы лодки могли нести дежурства в холодных водах и проламывать лёд толщиной в два с половиной метра, ограждение рубки выполнено из очень прочного материала. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Внутри подлодка имеет катамаранное устройство. В стальном брюхе «Акулы» располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м. Каждый из них разделен на восемь отсеков. Утверждают, что трагедии, подобной случившейся на «Курске», на «Акуле» быть не может, поскольку торпедный отсек надежно изолирован.

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил.

В сущности, «Акула» — это огромный подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом. Про нее говорили, что если эту лодку выставить рядом с Царь-Пушкой, то, глядя на нее, человечество навсегда откажется вести какие-либо войны.

Плавучий «Хилтон»

Считается, что экипажи подводных лодок класса «Тайфун» размещены в необыкновенно комфортных условиях, за что «Акулу» прозвали плавучим «Хилтоном». Что-то подобное мог вообразить только Жюль Верн, но перенести написанное на бумаге в реалии XX века казалось невозможным. Советские проектировщики и строители субмарин сказку сделали былью.

Матросы отдыхают в маломестных кубриках. Командный состав размещается в каютах по два, четыре и шесть человек. В каждом из «номеров» есть умывальник, телевизор, письменный столик и даже книжные полки. Спортивную форму на «Акуле» можно поддерживать в спортзале, где имеется шведская стенка, боксерская груша, а также различные тренажеры. Можно покрутить педали, поработать веслами или пробежаться на беговой дорожке.

Отдельно следует сказать о том, что на подлодке девять гальюнов. Сауну обшили дубовыми досками. Рассчитана она на пять человек, но набивается туда до десяти. После сауны приятно окунуться в бассейн. На субмарине он небольшой: четыре метра на два. И два метра глубиной. Заполняется пресной водой или забортной соленой. При необходимости воду можно было подогреть.

Из других развлечений отметим «живой уголок» и солярий, а также две кают-компании — для командного состава и для матросов и мичманов.

Основное вооружение

На подлодках проекта 941 размещены ракетные комплексы с двадцатью трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39. Вместе с пусковой установкой одна ракета весит 90 тонн. 17-метровая ракета Р-39 — самая длинная из принятых на вооружение в мире. Каждая боеголовка по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте. Каждая имеет индивидуальное наведение. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска.

Старт всего боекомплекта ракет может быть осуществлён одним залпом. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет.

Запустить ракеты можно как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Разработка новой ракеты Р-39УТТХ «Барк» предусматривала даже пуск из-подо льда. Но в 1998 году после третьего неудачного пуска Минобороны РФ решило прекратить работы над комплексом.

На лодке также установлено шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Радиоэлектронное вооружение «Акул»:

— боевая информационно-управляющая система «Омнибус»

— аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»)

— гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»

— эхоледомер МГ-518 «Север»

— радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»

— навигационный комплекс «Симфония»

— комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»

— телевизионный комплекс МТК-100

— две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Технические характеристики субмарин класса «Тайфун»

Длина — 172 м

Ширина — 23,3 м

Осадка — 11 м

Водоизмещение надводное — 23200 тонн

Водоизмещение подводное — 48000 тонн

Глубина погружения подводной лодки — 500 м

Рабочая глубина погружения — 380 м

Скорость хода надводная — 12 узлов

Скорость хода подводная — 25 узлов

Экипаж — 160 человек

Автономность — 120 суток (по другим источникам — до 180 суток)

Подводная лодка «Акула» занесена в книгу рекордов Гиннесса.

Снимок в открытие статьи: атомная подводная лодка «Акула» у пирса «Севмашпредприятия"/ Фото: РИА Новости/ Алексей Куденко

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня