История

Черный день авиакатастроф

О самой мистической дате в истории гражданской авиации

  
26738
Черный день авиакатастроф

26 сентября в разные годы и в разных странах по какому-то фатальному стечению обстоятельств произошло сразу несколько крупных авиакатастроф, в которых в общей сложности погибло около пятисот человек. Причины некоторых трагедий так и не были установлены.

Первый в списке — «Йозеф Гайдн»

1960 год. Самолет Vickers Viscount австрийской компании AUA, получивший имя Joseph Haydn, разбился под Шереметьевом. 31 человек погибли. Выжили только стюардесса и пять пассажиров.

Самолет выполнял рейс «Вена — Варшава — Москва». Приземлиться должен был в аэропорту Шереметьево, но за пять минут до посадки неожиданно оказался неподалеку от поселка Крюково, причем на высоте двадцати метров. Пилоты пытались исправить ситуацию, но лайнер столкнулся с деревьями, несколько сотен метров пролетел-проехал в буквальном смысле лесом и развалился. 27 человек погибли на месте, двое скончались в Крюковской больнице, еще двое умерли позднее в Боткинской больнице.

Комиссия по расследованию причин катастрофы пришла к выводу, что самолет был исправен за исключением высотомеров. До последнего пилоты были уверены, что летят на правильной высоте. А вот почему настройки высотомеров оказались не соответствующие установленным процедурам, выяснить не удалось.

Смерть в болоте

В 1991 году разбился «Ан-24», который перевозил грузы из Петербурга в Воронеж. Через пять минут после вылета из Пулково самолет рухнул в Финский залив. Погибли три пилота и семь пассажиров. Причина катастрофы так и не была установлена. Известно лишь, что вплоть до столкновения с водной поверхностью двигатели работали исправно.

В 1992 году под Лагосом (Нигерия) разбился военно-транспортный самолет С-130, который должен был доставить в город Кадуна курсантов Нигерийской военной академии, накануне принимавших участие в крупном турнире по сквошу. Несколько раз вылет откладывался из-за проблем с двигателем. Из-за этого некоторые курсанты предпочли добираться в Кадуну самостоятельно.

26 сентября самолет взлетел, но почти сразу один за другим отказали два двигателя. Экипаж принял решение садиться в канал, но тут вышел из строя третий двигатель, и самолет носом упал в болото. Одни пассажиры погибли при столкновении «С-130» с землей, другие утонули в болоте. Спасатели почему-то прибыли только утром. К тому времени выживших уже не было.

Причиной отказа двигателя стало плохое топливо. При этом не исключалась и версия о террористическом акте.

Не долетели до Ванавары

Скорбный список продолжает катастрофа самолета «Як-40», которая случилась 26 сентября 1994 года под Ванаварой (Эвенкийский автономный округ). Погибли четыре члена экипажа и 24 пассажира, в том числе три ребенка. Самолет, вылетевший из Красноярска, должен был приземлиться в Туре. Но погодные условия не позволили это сделать. Тогда экипаж принял решение лететь на запасной аэродром в Ванаваре, однако, не правильно рассчитал запас топлива. Примерно за сорок километров до Ванавары горючее закончилось, и двигатели остановились. Попытка совершить аварийную посадку на берегу реки Чамба закончилась столкновением с деревьями и полным разрушением самолета.

Интересно, что директор Туринского авиапредприятия распорядился стереть записи переговоров диспетчера с экипажем. Удивляет и выбор экипажем Ванавары, когда на сто километров ближе был аэродром Байкит.

Ошибка диспетчера

В 1997 году под Меданом (Индонезия) разбился Airbus A300B4−220. Это одна из крупнейших катастроф в истории авиации. Во время посадки самолет врезался в гору. Погибло 234 человека.

В трагедии виноват диспетчер, который одновременно вел несколько самолетов и в какой-то момент запутался. Накануне в Северной Суматре горели леса, атмосфера была задымленной, видимость не превышала 600 метров. Экипаж Airbus выполнил все команды с земли, последняя из которых была получена за десять секунд до столкновения с горой. У пилота, который на выходе из полосы задымления увидел покрытый лесом склон горы, шансов избежать столкновения не было.

Спасатели прибыли на место трагедии оперативно, но выживших среди двенадцати членов экипажа и 222 пассажиров не оказалось.

Отставленный муж

Особняком стоит катастрофа 1976 года, случившаяся в Новосибирске. Самолет «Ан-2» врезался в пятиэтажный жилой дом на улице Степной. Погибло пять человек, из которых трое детей. Все мальчишки в возрасте от четырех до шести лет.

Долгое время причины трагедии скрывались от населения. Лишь спустя несколько лет выяснилось, что всему виной семейный конфликт. Летчик Владимир Серков поскандалил с супругой Татьяной и та, забрав ребенка, ушла жить к родителям. Как раз в ту самую пятиэтажку на Степной. Владимир неоднократно приходил, чтобы помириться, но всякий раз тесть Самуил Васильевич спускал его с лестницы, а Татьяна пообещала, что подаст на развод.

Утром 26 сентября Серков пришел в аэропорт «Новосибирск-Северный» и произвел самовольный взлет. Никому не пришло в голову проверить у него документы, Владимира хорошо все знали. «Ан-2» под его управлением сделал два круга над площадью Станиславского. В 8.30 Серков направил самолет на жилой дом. Метил в окно на третьем этаже, где проживали родители жены, но немного промахнулся.

Дом загорелся, началась паника, жильцы выбегали на улицу, многие прыгали из окон и сильно калечились. С пятого этажа бросили 8-месячного ребенка, и его чудом поймали находившиеся внизу люди.

Интересно, что тесть с тещей и жена с ребенком Серкова не пострадали. Самуил Васильевич накануне почуял неладное и решил, что семье лучше переночевать в другом месте. Жертвами стали соседи. Например, женщина из 12-й квартиры привела помыться и переночевать двух маленьких племянников. Все они погибли.

Снимок в открытие статьи: самолет компании Hewa Bora Airways, на борту которого находилось 85 человек, загорелся при взлете и упал на жилой квартал/ Фото: ИТАР-ТАСС/ EPA

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня