С приходом весны с небывалой силой пробуждается не только природа. Монтажники-ремонтники всех мастей не менее энергично предлагают в это время свои товары населению. На этот раз «СП» решила выяснить, где заканчивается правда и начинается откровенный вымысел в словах установщиков пластиковых окон.
Мифы и реальность
Если принимать на веру заявления менеджеров по продажам любой организации, торгующей окнами из ПВХ, у обывателя может сложиться мнение, что эти все эти конструкции — высочайшее достижение человеческой цивилизации и, пожалуй, единственным их недостатком является только неумение подать кофе в постель. Но так ли это на самом деле?
Главный «конек» распространителей этой продукции — ее позиционирование в качестве наиболее эффективного средства борьбы с теплопотерями. Иногда клиентам даже демонстрируют графики и прочие сравнительные таблицы, призванные окончательно убедить покупателя том, что после установки именно этих окон в доме будет тепло как в тропиках. Особенно если это последний «писк моды» — так называемые i-стекла и k-стекла с напылением (которое, по уверениям распространителей, «заворачивает» внутрь свыше 90% уходящего через окна теплового потока), заключенные в шестикамерный профиль.
Да, говорит строитель, экс-прораб одного из подмосковных ДСК Александр Гладышев, после старых советских окон, простоявших в доме не один десяток лет и перекосившихся без должного ухода, пластиковые конструкции действительно могут показаться кому-то панацеей от продувания, но всерьез верить в то, что проблему сохранения тепла можно решить только их заменой по меньшей мере наивно. «Не стану оспаривать степень развития современных технологий, позволяющих напылять что угодно на что угодно, — утверждает эксперт, — однако по своему опыту могу сказать, что любое окно будет препятствовать теплопотерям, только если оно будет грамотно установлено. Так есть ли смысл ставить какие-то супернавороченные (и, естественно, такие же дорогие) стекла, если профессиональный уровень современных монтажников оставляет желать лучшего? Зачем тратиться на сверхстекло, если роль „мостика холода“ возьмет на себя непосредственно пластиковый профиль, будь в нем хоть сто воздушных камер, а из-под подоконника будет сифонить? Наконец, для чего отрывать от своего бюджета значительную сумму денег, если даже в новостройках каждый угол, по своей сути, является одним сплошным вентиляционным каналом? Снизить теплопотери так, чтобы это реально отразилось на кошельке, потребитель может только одним способом: построить термос без окон и без дверей, но в этом случае затраты на строительство возрастут до небес».
К тому же, добавляет эксперт, прежде чем поддаваться на уговоры менеджеров заплатить больше именно за «суперстекло», не стоит забывать о том, что хороший товар в рекламе не нуждается:
-Если бы эти напыления действительно были настолько эффективны, как заверяют рекламные проспекты, то все собственники уже давно бы поставили себе такие, невзирая на стоимость. И в числе первых ими оборудовали бы государственные учреждения в целях перспективной экономии бюджета. Но столпотворений и очередей я лично в офисах продаж пластиковых конструкций не наблюдаю, из чего делаю вывод, что все это не более чем маркетинговый прием. Да и проверить, есть ли на самом деле пресловутое напыление на проданном экземпляре, нелегко, ведь сами же рекламщики не скрывают, что визуально это сделать невозможно.
Каждый российский старшеклассник знает, что звук не распространяется только в абсолютном вакууме. Но не каждый среднестатистический россиянин в зрелом возрасте помнит о том, что создать его в быту в земных условиях невозможно. Поэтому отдельные «гении рекламы» на полном серьезе убеждают покупателей пластиковых окон в том, что «в процессе производства из пространства между стеклами, и из полостей профиля полностью откачивается воздух, поэтому наши окна не проводят звук». Но если бы это было действительно так, посмеиваются учителя физики, то окна с профилем вместе сразу бы расплющило атмосферным давлением, ведь природа не терпит пустоты.
Более изобретательные продавцы, наоборот, уверяют клиентов в том, что все пустоты в пластиковых окнах в этих же целях заполняются инертным газом (чаще всего — аргоном). Сказать, что они грешат против истины, в принципе, нельзя, поскольку этот инертный газ является третьим по количеству присутствия в земной атмосфере после кислорода и азота. Но и проверить, в каких именно количествах закачивается аргон в стеклопакеты, тоже весьма затруднительно, поскольку качественное его содержание определяется только в процессе дорогостоящего спектрального анализа, а количественно — с использованием специфических поглотителей.
При этом многие специалисты, так или иначе связанные с изучением вопроса распространения звуковых колебаний в воздушной среде, отмечают, что аргон как звукоизолятор имеет настолько незначительное превосходство перед обычной земной атмосферой, что на практике оно практически не ощутимо. Максимум, чего можно добиться при использовании аргоновых стеклопакетов, уверяют знатоки вопроса, так это того, что шум оживленной автострады под окном станет немного тише. А от низкочастотных колебаний типа звука работающего компрессора или стука колесных пар трамвая по рельсам не смогут защитить даже они. Да и закон сохранения вещества никто еще не отменял, так что если «внешние» шумы и уберутся, то на их место тут же придут «внутренние» — соседские разборки, топот ребенка этажом выше
В чем действительно и безоговорочно правы представители оконного бизнеса, так это в том, что ПВХ-конструкции гораздо непритязательней своих деревянных или металлических собратьев в вопросах обслуживания и содержания. Такие окна не надо расклеивать-заклеивать по сезону, их герметичность, хоть и далеко не идеальная, превращает изделия в достойную преграду сквознякам в большинстве российских регионов. Задумываться о долговременном сохранении первоначальной окраски их обладателям также не приходится, современный пластик уже давно не желтеет. К тому же конструкции отлично вписываются в интерьер или экстерьер любого объекта и в меру сил справляются с возложенными на них задачами даже в самой минимальной комплектации, например, с однокамерным стеклопакетом и трехкамерным профилем не самого высокого ценового сегмента.
Фото: Марина Лысцева/ТАСС