Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Кому «сливают» родное ЖКХ

И почему иностранцы могут получить возможность влиять на коммунальные тарифы

7481

Эксперты признают, что без частных инвестиций коммунальное хозяйство страны едва ли выживет. По каким причинам российские предприниматели не торопятся вкладывать деньги в эту сферу? Кто может занять вакантное место и к чему это может привести?

Когда в товарищах согласья нет

Как заявляют представители российского бизнес-сообщества, инвесторы в сферу ЖКХ вообще и в отрасль теплоснабжения в частности сегодня в достаточной степени социально ориентированы и ответственны для того, чтобы понимать: им необходимо отпускать ресурсы эффективно. Потому что время делать это без их соответствующей оплаты, без источника у населения, уже прошло.

Однако, как подчеркнул в начале июня Петр Зарубин, исполняющий обязанности гендиректора ОАО «ТГК-2», желающих вложить в отрасль свои средства заметно напрягают две вещи. Первая — неэффективность законодательных инициатив, принятых в последние годы, а вторая — их неисполнение на местах.

В частности, у регионов, обращал внимание специалист в ходе недавнего круглого стола, посвященного проблемам сферы теплоснабжения, нет инвестора и нет плана, а есть желание остаться в ситуации статус-кво. То есть заморозить ситуацию на какой-то период времени, оставить все как есть и «сидеть на потоках». А вот инвесторы, как люди, вкладывающиеся, предположим, в энергетику, так поступать не могут, потому что ежегодно несут убытки.

Действительно, по свидетельству Яна Горелова, директора по развитию федеральной независимой экспертной компании «Промтехэкспертиза», в процессе инвестирования в те же тепловые сети однозначным образом наличествует дисбаланс в защите групп бенефициаров, где первая — это, естественно, поставщик топлива, а вторая — государство с обязательными налоговыми платежами. С ними, отмечает специалист, ничего сделать нельзя, поскольку здесь имеет место быть жесточайшее администрирование. А ведь есть еще и коллектив, и фонд оплаты труда, а это отнюдь не маленький объем в бизнесе.

Читайте по теме

«Таким образом, — констатировал он, — инвестор, вложившись в создание собственного объекта или в рамках выполнения концессионного соглашения, один на один остается со всеми коммерческими рисками».

Но каким путем следует эту ситуацию исправлять, чтобы в систему коммунального хозяйства страны пришли так необходимые для ее модернизации средства (три года назад, по оценкам экспертов Минрегиона, минимально необходимые вложения должны были составить порядка 10,5 триллиона рублей), представители российского бизнес-сообщества (и, по совместительству, собственники многих коммунальных предприятий) решить никак не могут.

Одни говорят — «дайте мне дешевые деньги, и у меня будет дешевый бизнес». Вторые — «дайте мне средний тариф и выкиньте из этой сферы всех конкурентов, тогда будет у меня и счастье, и классный бизнес». Одни, чтобы решить проблемы дебиторской задолженности, просят разрешения на доступ к конкретному жильцу и конкретному потребителю, к квартире и к квартиросъемщику. Вторые, наоборот, отказываются от этого и говорят — «пускай мне платит управляющая компания».

Правда, все они сходятся в одном — власти не хотят идти им навстречу. Соответственно, инвесторы также не горят особым желанием бросаться в «омут» российской системы ЖКХ «с головой», считая, что рентабельность там будет нулевая или даже отрицательная.

При этом в рамках проходившего 9 июня круглого стола «Инвестиционная ловушка в теплоснабжении» под эгидой Либеральной платформы «Единой России» эксперт Открытого Правительства РФ Андрей Лихачев призвал депутатов и руководителей государственных служб и ведомств не думать о том, что цель, задача или желание бизнеса — как можно больше «наколоть» потребителей или государство. Крупные компании, подчеркнул он, прежде всего страдают от неплатежей, следовательно, получают убытки, а не доходы.

Свято место пусто не бывает

В ответ на звучащий из многих уст вопрос «а чем занимается у нас правительство» замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис четко отвечает:

— У нас есть документ под названием «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства». И правительство, внимательно относясь ко всем новым идеям, инициативам и нюансам, последовательно ее реализует.

Как человек, который отвечает за отрасль в государственном органе, чиновник заявляет: у государства нет никакой задачи обеспечить на 10−15 лет вперед условия для устойчивого роста тарифов. Перед ним стоят другие задачи — обеспечить действительный приток инвестиций, устойчивое развитие отрасли, надежность этой системы и повышение качества работы.

При этом Андрей Чибис отмечает, что имеющиеся к сегодняшнему моменту результаты концессий в сфере жилищно-коммунального хозяйства выглядят довольно эффектно. В частности, аварийность в сетях снизилась на 47%, а потери — на 18%.

Правда, следует отметить, что количество концессионных соглашений пока не так уж и велико — к концу мая этого года, отметил глава российского Правительства Дмитрий Медведев на прошедшем 28 июня в подмосковном Ногинске совещании «О внедрении энергоэффективного оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве», их насчитывалось 736.

Но, похоже, власти делаю все, чтобы ситуацию исправить. Как ответственно заявил Андрей Чибис, позиция правительства относительно переходов на прямые договоры сформирована. И введение этой схемы правительство в виде поправок будет предлагать после полуторагодовой дискуссии. Также, по его словам, в этом году буде поднята и тема исключения посредника из цепочки оплаты. Более того, уже сейчас, отметил он, законодательно предусмотрена беспрецедентная норма: если есть долгосрочные параметры тарифного регулирования, но государство их нарушает и принимает иное тарифное решение, то оно принимается одновременно с внесением изменений в закон о региональном бюджете по компенсации этой суммы в рублях.

Конечно, рассуждал замминистра ЖКХ, если бы у муниципалитетов были бы большие ресурсы, о пришлось бы меньше ориентироваться на частных инвесторов. К тому же, помимо ресурсов, у муниципалитетов еще и должна быть большая мотивация работать на долгую перспективу. Но мэры, посетовал Чибис, слишком часто меняются.

Так под кого же расстилается такая «соломка», если российские инвесторы, которые тем или иным путем узнают о новациях в этой сфере гораздо раньше простых смертных, не выстраиваются в очередь на получение концессий?

Ответ на этот вопрос можно поискать, например, в новостных рассылках пресс-службы Минстроя. Так, 27 июня ведомство распространило сообщение, в котором говорилось о том, что в российскую систему жилищно-коммунального хозяйства на условиях концессии уже готовы вложиться бизнесмены из Франции. Речь идет, в частности, об организации «МЕДЕФ», объединяющей самых значимых французских предпринимателей. И Андрей Чибис уже пообещал, что министерство ЖКХ окажет французским коллегам максимальную поддержку. Кроме того, сам Михаил Мень заявил, что теперь в процессе реализации жилищной политики в России не только будут учитываться рекомендации ОЭСР, но и внедряться стандарты этой международной организации, в состав которой входят многие страны Евросоюза, решая через нее свои экономические проблемы.

Читайте по теме

Примечательно, что за яркими примерами того, как работают на российской земле иностранные концессионеры, далеко ходить не надо. Пожалуй, редкий автолюбитель центральных регионов страны не назвал грабительскими тарифы, установленные за проезд по платному участку скоростной автотрассы «Москва — Санкт-Петербург» от столицы до Солнечногорска ее концессионером, ООО «Северо-Западной концессионной компанией». Одной из совладельцев которой является, на минуточку, французская группа VINCI.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня