Строить будем из мусора, а за ЖКХ платить копейки?

Как в ближайшие 15 лет планируют «лечить» российское строительство

  
21071
Строить будем из мусора, а за ЖКХ платить копейки?
Фото: Николай Малышев/ТАСС

Министерство строительства и ЖКХ опубликовало проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года. В чем чиновники видят корень всех бед в этой сфере и как собираются спасать ситуацию?

Признание очевидного

Документ, размещенный на сайте ведомства, довольно пространно и достаточно подробно расписывает состояние строительной отрасли России в сравнении с положением дел аналогичных сфер стран Запада. И по всему выходит, сейчас она находится, мягко говоря, далеко не на высоте.

Во-первых, авторы документа приводят удручающие факты: индекс предпринимательской уверенности в сфере строительства по итогам I квартала 2016 года опустился до уровня в минус (!) 16%. А только за первые 6 месяцев 2015 года статус банкрота получили более тысячи компаний (тогда как за весь 2014 год таковых было максимум 700) со стажем работы свыше 5 лет.

Во-вторых, они, со ссылкой на представителей РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), констатируют: на внешних рынках российская строительная отрасль практически неконкурентоспособна (исключением являются лишь страны СНГ и государства, имеющие планы по развитию энергетики, а также нефте- и газодобывающей промышленности). Потому что выпускает она хоть и много продукции, но в массе своей не соответствующей требованиям рынка, потому что технологии производства давно устарели.

Читайте также

При этом в официальной статистике по инновациям, которую ежегодно публикует Росстат, никаких данных об инновационной деятельности российских компаний и организаций в сфере строительства не содержится. Главные причины такого положения дел чиновники видят, помимо прочего, в следующих нюансах:

  • 86% всех строительных предприятий в России приходится на микроорганизации с персоналом не более 15 человек;
  • риск причинения вреда имуществу и здоровью граждан и юрлиц из-за возможных недостатков новой продукции слишком велик, а Федеральных исследовательских Центров для всестороннего исследования сложных строительных технологий нет;
  • отечественные компании предпочитают заимствовать технологии и в последующем предлагать улучшения, а не вкладывать средства в разработки и исследования;
  • в сегменте строительства имеет место быть коррупция;

Также в Стратегии подчеркивается: у застройщиков отсутствует коммерческий интерес к восприятию инноваций, потому что высокая прибыль ими может быть получена (при благоприятной, конечно, рыночной конъюнктуре) и без этого. Да и бизнес-мышление у них весьма ограничено, поскольку, как правило, за рамки плана-графика по конкретному проекту не выходит. Соответственно, и последующая судьба возведенного объекта застройщиков тоже не интересует.

Кроме того, остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров. Увеличивается количество работников пенсионного возраста, а число сотрудников до 40 лет сокращается. В течение последних десятилетий (!) число специалистов, имеющих высшее образование, сократилось в полтора раза. Дефицит такого персонала среднего и высшего руководящего звена на данный момент составляет порядка 100 000 человек (и в ближайшие 5 лет вырастет еще в связи с демографической ситуацией). В этом свете довольно любопытен такой факт: в прошлом году профильными ВУЗами страны был осуществлен массовый выпуск бакалавров, но единого качество их подготовки было разнородным, а отрасль оказалась попросту не в состоянии адекватно включить молодых специалистов в производственный процесс.

Громадье планов

Какие же конкретно механизмы и в каких сферах предполагается реализовать до 2030 года, чтобы вывести российское строительство из кризиса и сделать его конкурентоспособным на мировой арене? А главное, каким же образом планируется обеспечивать национальные интересы в этой сфере и заботиться о безопасности и комфорте граждан (а именно эти цели заявлены в проекте Стратегии как приоритетные)?

Во-первых, разработчики Стратегии с некоторым сожалением говорят о ликвидации системы типового проектирования, принятой в Советском Союзе. А ведь сейчас, свидетельствуют они, есть определенный общественный запрос на типовые малоэтажки и образовательные учреждения (как дошкольного, так и высшего). Учитывая, что внедрение типовых решений позволит значительно сократить сроки строительства, а расходы бюджета — на 20%, стоит продолжить работу по возрождению этой системы.

Для этого, в частности, непосредственно в сфере строительства предлагается:

  • по максимуму выносить за пределы стройплощадки технологические операции, собирать элементы зданий на площадках укрупнительной сборки или доставлять их в готовом виде для монтажа;
  • основную часть строительных работ перенести на заводской конвейер;
  • применять модульно-блочную и каркасную (в том числе из легких металлических конструкций) технологии сборки зданий;
  • осуществить индустриализацию производства железобетонных панельных модулей для зданий.

Также предполагается активно развивать деревянное домостроение. Кстати, 17 августа пресс-служба Минстроя сообщила: ведомством разработан и направлен на согласование проект, предполагающий в рамках федеральных и региональных целевых программ строить из дерева школы, детские сады и дома для переселения граждан из аварийного жилого фонда

Во-вторых, существующая технология производства цемента, стекла, теплоизоляции и ряда других базовых материалов является слишком трудоемкой. И снизить затраты (а следовательно, по версии разработчиков Стратегии, сделать этот процесс более эффективным) может активное использование вторсырья. А именно — отходов черной и цветной металлургии, химпрома, а также горнодобывающих предприятий (в совокупности на данный момент — свыше 80 миллиардов тонн).

Если говорить о конкретике, то предлагается, в частности, до 35% клинкера в цементе заменять металлургическими шлаками и золами с теплоэлектростанций. ТЭС. А в качестве топлива, необходимого в некоторых производственных процессах, использовать промышленные и твердые бытовые отходы.

При этом предприятия, которые не будут отвечать требованиям в части потребления ресурсов, предлагается принуждать к этому на государственном уровне.

Ожидается, что в ходе реализации Стратегии вообще и вышеуказанных мер в частности качество жизни населения улучшится и будет способствовать демографическому росту, причем граждане будут удовлетворены доступностью безопасного жилья и уровнем оказания коммунальных услуг. Да и вообще сфера строительства будет выглядеть гораздо более привлекательно (в том числе для зарубежных инвесторов и партнеров).

В переложении на конкретные цифры и показатели разработчики Стратегии полагают, что:

  • доля строительной продукции в общем объеме ВВП вырастет до 8% (вместо прошлогодних 5,9);
  • производительность труда в отрасли вырастет в 2 раза (относительно 2015 года);
  • вдвое возрастет доля экспорта отраслевых товаров, работ и услуг, а доля инновационных продуктов в них достигнет уровня 20%;
  • в строительных комплекс будет привлечено более 1 миллиона человек.

Помимо этого, налогооблагаемую базу задействованных в сфере строительства компаний рассчитывают увеличить как минимум вполовину, эксплуатационные расходы по зданиям и сооружениям — сократить на 30%, а стоимость услуг ЖКХ для населения — понизить в среднем на 20%.

Читайте также

При этом авторы Стратегии честно предупреждают: развитие строительной отрасли страны может пойти по инновационному сценарию (и все, в конечном итоге, будет хорошо), а может и по базовому. В последнем случае, само собой, итоги будут печальными, если не сказать — плачевными. Вкратце: трудовые ресурсы сократятся из-за старения населения, международный рынок по-прежнему будет слабо доступен из-за санкций, а жилой фонд начнет устаревать быстрее.

Но даже если случится чудо, и реализовываться начнет сценарий инновационный, то позитивные изменения будут заметны только лет через 10. Потому что планами Министерства строительства на ближайшую пятилетку предусмотрена лишь так называемая мобилизация, в ходе которой предусматривается создание государственного научного центра с целью контроля и координации планов Стратегии. А непосредственное развитие строительной отрасли, если концепция не изменится, ожидается никак не ранее 2026 года.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня