Почему платежи за «коммуналку» выросли в несколько раз

И кто а самом деле не дает сделать тарифы ЖКХ прозрачными

  
13684
Почему платежи за «коммуналку» выросли в несколько раз
Фото: Антон Вергун/ТАСС

Большинству людей в стране сейчас живется трудно. И ежегодное повышение платы за услуги ЖКХ только усугубляет ситуацию. Когда все точно знают, что с 1 июля в России, вне зависимости от обстоятельств тарифы возрастут, начинается их закладка в стоимость абсолютно всех товаров и услуг. В результате маховик инфляции начинает раскручиваться еще быстрее.

По сути, получается замкнутый круг: тарифы поднимаются из-за инфляции, а инфляция растет из-за повышения тарифов. Можно ли в принципе разорвать такую порочную традицию? И каким именно образом это сделать? Об этом «СП» побеседовала с членом Общественной палаты РФ, исполнительным директором Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ-Контроль» Светланой Разворотневой.

«СП»: — Правительство утверждает, что плата за услуги ЖКХ поднялась не выше уровня инфляции. В июне, согласно официальным данным, она составила 4,4%. Однако в той же Московской области только тарифы на воду выросли на 4,9%. Это уже больше…

— В среднем по стране действительно получается рост платежей за ЖКХ в пределах 4%. Но для каждого региона предельный коридор устанавливается отдельно ноябрьским постановлением правительства. А какие именно тарифы и на сколько вырастут в этих границах, устанавливают региональные власти.

Читайте также

«СП»: — Наш читатель Павел Мокшанов приводит интересные цифры. В Оренбургской области, пишет он, плата за «коммуналку» в однокомнатной квартире составляет 1700 рублей в месяц. А в соседней Самарской за аналогичное жилье — уже 2150 рублей в месяц. Чем объяснить такой большой разброс?

— В этом вопросе скрывается сразу два нюанса. Во-первых, что касается роста тарифов относительно предыдущего платежа, то здесь на самом деле очень много непонятного. Например, в Москве и Подмосковье тариф растет заметнее всего. Хотя тут и сети сравнительно новые, и производственные мощности есть. По идее, высокого роста здесь быть не должно, но он есть.

В то же время на Северном Кавказе плачевная ситуация с сетями, изначально заниженные тарифы. Однако там платежи практически не растут. И когда смотришь на все это со стороны, появляется ощущение, что чиновники берут с региона не столько, сколько нужно на самом деле, чтобы привести дела с «коммуналкой» в порядок, а просто в зависимости от платежеспособности населения. Где могут заплатить, там и повышают.

Лично для меня большой вопрос: почему же тарифы должны повышаться одновременно и по всей стране? Наверное, было бы правильней провести аудит каждого конкретного предприятия, рассмотреть программу модернизации его мощностей, и уже исходя из этого определять тариф. У нас же принято совершенно по-другому.

Справедливости ради стоит отметить, что есть и обратные случаи. Например, в Воронеже в прошлом году снизили тарифы на воду, в этом году понизили тарифы на тепло в Тамбовской области. Правда, это редкое исключение из общего правила. В целом же у нас тарифы растут, а качество услуг не повышается.

Второй нюанс: сколько на самом деле стоит ресурс в той или иной области? Разброс на самом деле колоссальный.

Возьмем, например, тепло, плата за которое составляет более 50% конечной цифры в платежке. Есть регионы, где гигокалория стоит примерно тысячу рублей, а есть районы, где ее цена доходит до 7−8 тысяч. Тот же Дальний Восток. И получается интересная вещь. В целом по стране тарифы ЖКХ ниже, чем в странах с сопоставимым климатом — Канаде, Швеции. Но платят россияне больше.

«СП»: — Почему?

— Потому что мы платим в том числе и за потери, за неэффективную инфраструктуру, за отсутствие приборов учета и контроля. Минстрой считает, что ситуацию спасут частники, но ведь им же надо как-то компенсировать затраты. Поэтому тарифы и растут.

«СП»: — Так как же исправить ситуацию?

— Только деньгами частников и граждан ситуацию не спасти, нужны бюджетные вливания. Я всегда с завистью смотрю на страны Восточной Европы. Ведь первое, на что им дал денег Евросоюз после принятия в свой состав, так это на перевооружение и модернизацию коммунальной системы. Первое, что сделала Западная Германия после объединения с Восточной — полностью переложила трубы и осовременила источники тепла.

На Западе прекрасно понимают, что это обязанность государства. Оно может оставить на усмотрение частников судьбу многоквартирного дома, но обеспечить поставку туда коммунальных ресурсов обязано именно оно. У нас же все это возложено законодательно на органы местного самоуправления. Но им либо не на что это делать, либо они банально не умеют. В результате 70-летнюю история воровства и потери ресурсов пытаются закрыть деньгами граждан.

«СП»: — Вы говорите, что органы местного самоуправления в определенных вопросах ЖКХ не могут, не умеют наладить работу. Возникает вопрос — а кто у нас в стране определяет обоснованность тарифов? С ними как?

— Теоретически этим должны заниматься региональные подразделения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), где-то они называются тарифные комитеты, где-то службами по тарифам. Но на самом деле никто точно не знает, насколько платежи реально обоснованы.

В 2013 году с просьбой создать системы контроля за тарифным регулированием обращался к Путину даже Дерипаска. В итоге было принято решение о создании в каждом регионе межотраслевых Советов потребителей из числа общественности, бизнеса и политических партий. Но они так толком и не заработали.

Стандарт раскрытия информации о тарифах надо менять. Сейчас ситуация такова, что подобную информацию, конечно, раскрывают, но ее трудно найти. Она разорвана, разобщена.

Кроме того, это еще и разный формат. Кто-то ведь размещает проект постановления, кто-то прикрепляет файлы PDF. И относительно недавно финская компания «Фортум» вышла на экспертный совет при правительстве с конкретным предложением: давайте мы сделаем единый стандарт раскрытия информация. Это будет выглядеть как та же заявка, которую предприятия подают в комитеты по тарифам, а размещать ее будем в каком-то конкретном месте. Скажем, на портале ФАС. И тогда все смогут проанализировать, сделать выводы.

Но это предложение не встретило понимания. И те же коллеги-тепловики сказали «Фортуму»: вы же понимаете, что мы договариваемся с комитетами по тарифам. Где-то мы им идем на уступки, где-то — они нам. Если все это раскрыть, сразу же все обо всем догадаются.

«СП»: — По вашим словам выходит, что если даже погруженные в тему специалисты не могут разобраться в тарифах, то рядовым россиянам и не стоит пытаться? Или все же какие-то механизмы для этого есть?

— Я думаю, что все-таки тарифы у нас устанавливает государство. И здесь, конечно, можно протестовать, возмущаться, но это действительно все очень сложно. Так что гражданам лучше все-таки сосредоточиться на учете коммунальных ресурсов, которые поступают в дом. Тут ведь тоже все не «слава богу». Тарифы могут быть и невысокими, но количество поданного ресурса все время завышают. Например, постоянно топят, как будто за окном тридцатиградусный мороз.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня