Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Луна-26» поищет американские следы, если они были. Венеру посетим в конце десятилетия

Экспедиция на Марс — путь в один конец: космонавты погибнут от радиации. А по «утренней звезде» есть смысл прогуляться: там обнаружены интересные формы жизни

"Луна-26" поищет американские следы, если они были. Венеру посетим в конце десятилетия
Фото: IMAGO/Science Photo Library/TASS
Материал комментируют:

Российская лунная программа продолжится уже в этом году, но приобретет новый оборот: заодно посмотрим, что там делали американцы в начале 1970-х и какие оставили следы. Если оставили, конечно.

Крушение российской «Луны-25» изрядно подпортило настроение любителям космонавтики, хотя внесло большой вклад в развитие науки. Эта станция попыталась сесть на полюс спутника Земли, чего никто никогда не делал. В результате на практике доказано, что полюса Луны подвергаются непрерывном обстрелу астероидами и кометами, и все космические державы скорректировали свои планы: пока продолжат садиться в экваториальную зону, как это делали и раньше.

Российские «Луна-26» и «Луна-27» уже построены и стартуют либо в текущем, либо в будущем году. Они обследуют те зоны спутника Земли, о которых известно, что туда высаживались американские астронавты. Первая осуществит облет и подробную съемку изучаемого участка планеты, а «Луна-27» сядет в ту точку, которую выберет для нее предшественница, соберет артефакты и вернется с ними на Землю.

На фото: запуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с автоматической космической станцией (АМС) "Луна-25" с космодрома Восточный, Амурская область, 11 августа 2023 года. (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Об этом, и других межпланетных планах России, рассказали руководители ведущих исследовательских институтов на посвященной Дню космонавтики встрече в РИА «Новости».

Куда полетят космонавты

При всех качественных скачках в науке и технике уже ясно, что часть ранее намеченных планов реализовать не получится, а некоторые мечты пока представляются несбыточными.

Читайте также
Браво, "Ангара-А5"! Первый старт тяжелой ракеты с космодрома Восточный состоялся Браво, «Ангара-А5»! Первый старт тяжелой ракеты с космодрома Восточный состоялся Космонавт Павел Виноградов: «Союз» тоже делали долго, зато служит до сих пор. А эта ракета до Луны довезет

К последним относится посещение планет, условия на которых очень похожи на земные.

— За последнее время произошел научный прорыв от размышлений о том, есть ли жизнь на других планетах — к утверждению, что она наверняка есть. Учеными обнаружено уже более 4000 экзопланет (планет — находящихся вокруг других звезд), — рассказал директор Института космических исследований РАН, член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович.

Примерно десяток из числа экзопланет — «двойники» Земли, то есть имеют аналогичный размер, температуру и атмосферу, сходную с нашей. Вероятность существования жизни на них — стопроцентная.

— «Пощупать» эту жизнь мы, к сожалению, не сможем, но будем изучать ее удаленно и подумаем, как послать туда сигналы о своем существовании, — сказал Анатолий Пертукович.

Но главный враг пилотируемой космонавтики — вовсе не расстояния, а космическая радиация, причем — не солнечная.

На фото: солнечная вспышка — это мощный всплеск радиации. Вредное излучение не может пройти через атмосферу Земли и физически повлиять на людей на Земле, однако, если оно достаточно интенсивное, оно может нарушить атмосферу в слое, по которому распространяются сигналы GPS и связи. (Фото: ZUMA/TASS)

— Солнечная радиация — это враг, который хорошо известен, мы знаем способы борьбы с ним. А вот галактическая космическая радиация — мы даже не понимаем, откуда берутся пучки этих частиц. Зато знаем, как они действуют. Это излучение было воссоздано в лаборатории и испытано на умных, обученных мышах, которые знали выходы из лабиринтов и умели находить еду. При облучении этими частицами мыши почти мгновенно теряли все навыки. А проходимость этих лучей сквозь любую металлическую и композитную защиту очень велика, — рассказал директор Института медико-биологических проблем РАН, академик РАН Олег Орлов.

Хаотичные и абсолютно непредсказуемые вспышки таких излучений в огромном количестве регистрируются между орбитами Земли и Марса. Под их воздействием экипаж сначала утратит значительную часть мыслительных функций, а затем умрет от лучевой болезни.

— Лететь полгода при воздействии таких частиц, проникновение которых невозможно остановить — мы бы не советовали. Для космонавтов такая экспедиция на Марс представляется дорогой в один конец, — высказал свое мнение научный руководитель Института космических исследований РАН, академик РАН Лев Зелёный.

На фото: проекция планеты Марс.
На фото: проекция планеты Марс. (Фото: Stephen Chung/London News Pictures через ZUMA Wire/TASS)

По этой причине российская марсианская программа пока заморожена. Что касается пилотируемых полетов на Луну, то к ним академик относится со значительно большим оптимизмом:

— До Луны мы можем долететь за несколько дней, а там скрыться в «подземных» убежищах, которые следует заранее построить при помощи дистанционно управляемой техники. Если мы хотим прислать на Луну космонавтов не только для того, чтобы сделать селфи, а чтобы они там работали — нужно все самое необходимое подготовить заранее, — уверен Лев Зелёный.

«Аполлону-16» невероятно повезло

Какие радиационные ловушки ожидают космонавтов на пути к Луне, рассказал руководитель Центра анализа космической погоды Института ядерной физики им. Д.В. Скобельцына Владимир Калегаев.

— 4 августа 1972 года произошла мощная солнечная вспышка, которая вывела из строя все аппараты, которые участвовали в лунных экспериментах. Её никто заранее не мог предвидеть. «Аполлон-16» успел вернуться на землю после лунной экспедиции незадолго до этой вспышки. Иначе бы весь экипаж погиб, что доказало моделирование ситуации, проведенное позже.

На фото: астронавт Джон В. Янг, командир лунной миссии «Аполлон-16», на поверхности Луны во время первого выхода в открытый космос, 1972 год. (Фото: picture alliance/Consolidated News Photos/TASS)

Эта история стала одной из причин прекращения лунной программы в прошлом веке, а прогнозировать подобные вспышки никто не может до сих пор.

Электроника стала с тех пор надежнее, но и зависимость от нее у современных кораблей выше. А средства защиты человека от таких пучков жесткой радиации продвинулись вперед не столь значительно.

Читайте также
Россия, Китай или Маск: Кто лидер в космосе после старта "Ангары-А5" Россия, Китай или Маск: Кто лидер в космосе после старта «Ангары-А5» Космонавт Павел Виноградов: «Маск всю орбиту своими спутниками загадил, и теперь человечество ломает голову, что с этим мусором делать»

Как рассказал Лев Зелёный, пилотируемых миссий на другие планеты, за исключением, возможно, Луны, до конца десятилетия не планируется. Марс продолжат изучать наши аппараты, которые прибыли туда в прошлые годы.

— «ЭкзоМарс» передает информацию с орбиты, а с поверхности ее продолжают посылать российские приборы, установленные на двух американских атомных марсоходах. Национальная миссия к Марсу отменена, вместо нее будет другая инопланетная программа, — сообщил академик.

В настоящее время разрабатывается федеральная программа освоения Луны до 2036 года, которая предусматривает строительство на планете обсерватории.

Эта база позволит не только исследовать звезды и планеты, но и изучать сверхмощные космические лучи, что ускорит поиск защиты от них. Строительство полярной станции с повестки дня тоже не снимается, но откладывается, как и разработка неизвестного лунного металла.

— Отдельно хочу отметить планируемые экспедиции на Венеру, — сказал Лев Зелёный. — У нас спроектированы аппараты, предназначенные как для посадки на планету, так и для работы в толще её облаков, что, возможно, даже более интересно.

Что такого интересного можно найти в Стране багровых туч, рассказал Анатолий Петрукович:

— В облаках Венеры обнаружены следы возможной микробной жизни. Условия для простейших там вполне приличные: давление — одна атмосфера, температура — плюс 50 градусов.

Если аппараты там что-то найдут, то привезут на Землю, и ученые получат в руки альтернативную биологическую жизнь, которая имеет особые свойства.