Общество

Детям-эвенкам учителей выписывают из Парижа

Профессор Сорбонны Александра Лаврилье создала кочевую школу на Дальнем Востоке

  
2813
Детям-эвенкам учителей выписывают из Парижа

5 октября мы отмечаем День учителя. «СП» рассказывает о самом необычном педагоге России, которая появилась в северном поселке Усть-Нюкжа 20 лет назад.

Кто в чуме хозяин

Когда я впервые увидел эту блондинку на Амурском Севере, то ни за что бы не отличил ее от других девушек Усть-Нюкжи, если бы местные жители бесхитростно не указали пальцем — вот она наша достопримечательность — парижанка Саша, жена охотника-оленевода Паши Васильева. Девушка в китайском пуховике и с фингалом под глазом в моем представлении никак не тянула на выпускницу Сорбонны, в лучшем случае, какого-нибудь местного ПТУ, но она действительно оказалась иностранкой. По словам жителей поселка, скандалы — обычное дело для молодой семьи. Таким способом Паша прививал Саше элементы туземной этики на тему — кто в чуме хозяин. А Саша, прибывшая из страны трех революций с их бессмертными лозунгами: свобода, равенство, братство, умело противостояла домострою. В ее бойцовском активе — опыт хождения на судах матросом в Атлантике, владение ненормативной лексикой на трех европейских, двух языках аборигенов Западной Африки, где она работала в этнографической экспедиции, а также одним мертвым языком. Кроме того Саша побывала замужем за представителем именитого русского рода Мусиных-Пушкиных, который не отличался покладистым характером. Поэтому в столкновении двух цивилизаций доставалось и Паше. Но сегодня речь не только об удивительной француженке, а о том, как Саша Лаврилье проблему коренных народов Севера подняла на мировой уровень и занялась образованием таежных школьников.

Как это было

Студентка Сорбонны (старое название Парижского университета) появилась на российском Дальнем Востоке в составе группы французских журналистов в качестве переводчика ровно 20 лет назад, осенью 1994 года. Французские кинематографисты тогда снимали фильм о жизни кочевых охотников эвенков. Съемки продолжались несколько дней. Все это время Александра фотографировала, записывала свои наблюдения в блокнот, делала рисунки из бытовой жизни эвенков. Самым внимательным из них оказался молодой эвенк Паша Васильев. Позже она родила от него ребенка и стала экзотическим цветком на амурских северах. И пока мы не устаем восхищаться необычной француженкой, она всерьез занимается, тем, чем заниматься должны мы, а в частности, наши чиновники. Судите сами.

Численность эвенков резко сокращается. По данным Амурского управления статистики в 1967 году их насчитывалось 2500 человек, а сейчас всего около 1000 человек. Речь идет о спасении целого народа. По словам Александры Лаврилье, теперь все зависит только от самих эвенков, их упорства, удачливости. Они живут в тайге, охотятся при любой погоде, добывают зверя. Природа для них важна как никогда. Вся их жизнь зависит от природы. А это очень сильное чувство. Но спасет ли природа эвенков?

Вы спросите, а откуда же такой жгучий интерес к проблеме чужой страны у эксцентричной француженки? Первые три года на факультете восточных языков, она изучала русский язык, который французы относят к группе восточных языков. Затем стала параллельно с заниматься на факультете этнографии. Практиковалась в разговорной речи с представителями Саха-Якутии, работающими при ЮНЕСКО. По рекомендации друзей от «Сахи» и попала в журналистскую экспедицию для поездки на Дальний Восток. К 25 годам жизни Александра защитила в университете диплом магистра антропологии, совершила поездку с экспедицией на африканский континент в республику Сенегал, бывшую французскую колонию, побывала замужем, разочаровалась в семейной жизни, слетала на российский Дальний Восток и там нашла свое счастье.

Паша Васильев

Александра объездила многие кочевья, но для постоянного места жительства и научных наблюдений выбрала род Васильевых. Особый интерес вызвал у молодой женщины Павел, удачливый охотник и оленевод, к тому же представитель некогда знатного и богатого эвенкийского рода Ингелас, имевшего в свое время крупные стада оленей и пастбищ в долине реки Чильчи. Как видим, на знатных людей Александре везло с юности. То Пушкин, то Васильев. И это без иронии, ведь Паша в тайге, как Пушкин в Болдино.

Два года с перерывами на поездку в Париж палатка была их общим домом. Потом брак Саши и Паши зарегистрировали в Усть-Нюкжинской поселковой администрации. В мае 2000 года, когда впервые прозвучал голос кукушки и эвенки отпраздновали свой Новый год, у них родилась дочь. Ее назвали Надежда-Александра Васильева-Лаврилье. Потом она отправилась с ребенком в Париж через Москву. В Москве в посольстве Франции были решены протокольные формальности о двойном гражданстве дочери. Дочери, которая наполовину является представителем вымирающего народа Севера. И о котором так печется ее мама Саша Лаврилье.

Шаманизм и наука

Первая монография Александры Лаврилье называется «Шаманизм эвенков-оленеводов, охотников, рыбаков как форма взаимоотношений человека с природой». По словам Александры, шаманизм — это особая система мировоззрения, включающая в себя элементы рационального, иррационального и художественно-образного познания мира. По утверждениям эвенков, существуют белый и чёрный шаман. Белый — добрый, помогающий людям в тяжелых жизненных ситуациях; чёрный — злой, коварный, опасный. Шаманские души, по представлениям эвенков, выглядят как птенцы перелетных птиц (орлов, лебедей, гагар, куликов), тогда как души простых людей выглядят как птенцы синицы. Сейчас она уже доктор антропологии, признанный в Европе специалист по малым народностям. К 2006 году после 10-летнего сбора материала у разных кочевых групп южной Якутии и севера Амурской области Александра подготовила и издала аналитическую монографию объёмом более 700 страниц текста, под названием: «Кочевой образ жизни и оседлой адаптации у эвенков постсоветского периода в Сибири и на Дальнем Востоке». И интригующий подзаголовок: «Как играть, чтобы выжить с шаманами и без шаманов». По словам антрополога, она хочет дать глобальную картину эвенкийского общества сегодня. Она многому научилась у эвенков. Культ охотничьей магии так привлекателен, по словам Александры, что и свидетель, далекий от обрядов, впадает в транс. Эвенки собираются перед началом промыслового сезона у родового камня. В первый день к нему идет шаман, ведет с духами беседу, просит об удаче. Охотники изготавливают из дерева фигурки лосей и оленей, совершают ритуал охоты на животных. Ведь промысел для охотников — источник существования. Культовое отношение к животным формировалось тысячелетиями. Эвенки делят оленей по их хозяйственному назначению: верховой (учак), под вьюк (намован), передовой (брегин), несущий люльку с младенцем (намонки), плохо идущий под седлом (эмник). Оленей различают по форме рогов, экстерьеру.

Несмотря на наличие простых русских фамилий Ивановых, Петровых, Поповых и крещение по православному обряду, в своих верованиях эвенки остаются язычниками. Они делят вселенную на три мира: верхний, средний и нижний. Вход в верхний мир через Полярную звезду. Её эвенки почитают особо. В верхнем мире расположены солнце, луна, звезды. Млечный Путь на звездном небе — это тропа, по которой охотник на лыжах гонится за небесным лосем, похитившем солнце, это след космической охоты.

В Париже

Когда Александра возвращается в Париж, выступает с лекциями в университете, бывает в обществе единомышленников. К эвенкийскому народу в Париже, благодаря Саше, отношение самое лучшее. Друзья во Франции узнают по кинокадрам, слайдам, рисункам, фотографиям ее друзей-эвенков, спрашивают о здоровье, передают приветы, подарки. Очень теплое и уважительное отношение, что редко, по словам Александры, встречается в России. Русские живут в поселке рядом, но мало что знают об эвенках. Нет любопытства. Но есть обида, непонимание, недоброжелательность. У эвенков высоко ценится гостеприимство, открытость чужому человеку, доверительность. Прежде всего человеческие законы — делиться с ближним, не оставлять в беде. Александра, по ее словам, хотела бы жить по таким законам.

— Даже старики эвенки знают, где находится Париж, — говорит Саша, так ласково ее называют в Усть-Нюкже, — кто такие Александр Дюма и Виктор Гюго. Они о многом спрашивают. Я только не могу ответить на вопрос молодых эвенков — почему их огромная родина Россия оказалась очень маленькой для малых народов Севера?

Сериал «Таежная школа»

Зная неподдельный интерес к коренным народам Севера за границей, Александра Лаврилье решила сама искать средства для поддержки вымирающего народа, к которому относятся и ее близкие люди. Муж и дочь. Неожиданно она нашла помощь и понимание у швейцарской фирмы «Ролекс». Производители легендарных часов даже отправили свою киногруппу в Усть-Нюкжу. Сняли кино, которое потом показали высокому руководству компании. Все настолько вдохновились увиденным, что единогласно решили выделить спонсорскую помощь амурским эвенкам в размере 100 тысяч долларов. Сумма предназначалась для развития уникального учебного заведения. Так Александра продвинулась в своей мечте — открыть свою школу в северном поселке.

Кроме оборудования для кочевой школы за счет гранта Александра создала мультимедийные пособия по изучению эвенкийского языка и распространила их по всем национальным селам. Также организована запись на диск эвенкийских песен. С этим проектом школа участвовала в фестивалях национальных культур, который проходил в России.

Если ты полюбишь Север

Итак, что из себя представляет кочевая школа, которую создала в Тындинском районе Амурской области доктор антропологии, профессор Парижского и Версальского университетов Александра Лаврилье?

Справедливости ради следует заметить все же, что модели таежной школы и школьного охотничьего дома были придуманы еще в конце 80-х — начале 90-х годов. Александра Лаврилье здесь не совсем первооткрыватель. По замыслу организаторов, жизнь ученика в таежной школе происходит в семье, а не в интернате. Как это было в советские времена, когда детей кочевых народов определяли в детдома и интернаты, в то время, как родители продолжали охотиться в тайге. В кочевой школе дети живут своей привычной жизнью: уход за оленями, изготовление ловушек, охота на пушных зверей, обучение обработке шкур, шитье меховой одежды и обуви, участие в так называемом «северном многоборье» — бег с тиясуном, прыжки через нарты, метание маута, стрельба. Таежная школа — один из рациональных и возможных путей формирования гармоничной личности, воспитания человека без комплексов, с нормальной психикой. Уверена Лаврилье. Маленьких эвенков оставляют в привычной среде, не отнимают от мам и пап, и это главное.

Александра привнесла в таежную школу, кроме всего прочего, новые технологии в виде информационных и компьютерных знаний, иностранный язык, культуру международных отношений. Цель проекта Александры Лаврилье — дать возможность эвенкийским детям получить образование, живя в семейном кругу, ведя традиционный образ жизни. Доказано, кстати, что дети в атмосфере «безмикробной» тайги не болеют. Их рацион богат витаминной пищей: олениной, ягодами, грибами, рыбой. Одной из главных задач, по мнению автора проекта, является развитие способности ребенка самореализоваться в условиях кочевой жизни и внешнем социальном мире. В таежной школе вместе с о всеми обязательными предметами начального образования изучают традиционные эвенкийские игры и ремесла. На уроках информатики дети создают национальную мини-энциклопедию, куда помещают отснятые в тайге фотографии. Предварительно юные эвенки обрабатывают снимки на компьютере и затем дают описание на трех языках: эвенкийском, русском и английском, французском

Как считает Александры Лаврилье, эвенкийские дети очень талантливы, они уже от природы знают два языка: родной и русский, поэтому им легче изучать и другой язык. В школе ребята постигают азы французского: его преподает носитель языка — сама Лаврилье. Сейчас Александра планирует организовать обмен между воспитанниками Усть-Нюкжинской школы и учебными заведениями Франции, Великобритании. Разрабатывается проект сотрудничества с коренными народами Чили.

Александра, и своего мужа, охотника Павла Васильева, привлекла к работе в школе. Он здесь — воспитатель. В этом необычном образовательном учреждении обычно занимается группа из 10−20 детей-эвенков с первого по четвертый класс. Француженка обучает их русскому, французскому и эвенкийскому языкам. А воспитатель Паша Васильев, признанный охотник и оленевод — всему что знает и умеет с учетом особенностей детей, их интересов и пожеланий родителей. Супруги подолгу кочуют вместе с оленеводами. Наиболее надежный вид транспорта — олени. По свидетельству специалистов образования, дети «таежники» много читают, среди них нет отстающих, все они собранные, аккуратные. Это даже отмечают чиновники от образования. Сейчас в школе работают последователи Лаврилье. Сама француженка продолжает заниматься научной работой в Париже, бывая на амурском севере, приглашает туда педагогов из Парижа, которые тоже кочуют вместе с эвенкийскими детьми. Она и свою дочь приучает к кочевой жизни, воспитывая и в эвенкийских традициях, и во французских. Еще Александру приглашают читать лекции в Амурском университете, в основном они посвящены проблемам лингвистического многообразия, языкам, находящимся под угрозой исчезновения. Александра на этом языке говорит свободно. А главное, что родной язык стали учить и эвенки. Значит, не все потеряно.

Фото автора

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня