18+
вторник, 30 мая
Общество

ОДКБ без Беларуси: 600-километровая брешь в обороне

В «молочной войне» со своим главным союзником Россия несет тяжелые потери

  
69

14 июня впервые без участия делегации Беларуси состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ на уровне глав государств. Президенты России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении обсудили ряд насущных проблем коллективной безопасности и подписали соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Президент Беларуси категорически отказался от участия в заседании, соответственно, важнейший для всех членов ОДКБ документ не подписал.

Как известно, незадолго до заседания Совета ОДКБ глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко начал так называемую «молочную войну» с Беларусью, запретив ввоз в Россию белорусского молока по достаточно формальным причинам. Многие политики считают отказ Александра Лукашенко от участия в заседании Совета ОДКБ ответом на экономические санкции России. Реакция в высших эшелонах российской власти оказалась противоречивой. Глава МИД Сергей Лавров заявил, мол, в России очень удивлены тем, что руководство Беларуси увязывает экономические вопросы с военными и политическими. А в администрации президента РФ, наоборот, высказались в том плане, что не удивлены поведением Александра Лукашенко и даже ждали такого поворота событий.

Между тем, то, что решение Лукашенко — это не каприз и не эмоциональный всплеск мятежного «батьки», как пытаются представить реакцию Минска некоторые политики, свидетельствует официальный комментарий пресс-секретаря МИД Беларуси Андрея Попова:

— Беларусь исходит из необходимости комплексного подхода к укреплению коллективной безопасности на пространстве ОДКБ. Все ее аспекты неразрывно связаны между собой. Одним из императивов должны стать меры по укреплению взаимной экономической безопасности членов ОДКБ. В этом контексте мы особо приветствуем прорывные решения по ускорению формирования Таможенного союза, достигнутые на днях в рамках ЕврАзЭС. В то же время, к нашему большому сожалению, на пространстве ОДКБ стали реальностью весьма негативные явления в сфере экономического сотрудничества. В настоящее время мы являемся свидетелями открытой экономической дискриминации со стороны одного из государств — членов ОДКБ против Республики Беларусь по важной товарной группе. Подобные действия объективно подрывают экономическую безопасность государства — члена Организации — то есть основу основ стабильности и, соответственно, комплексной, всеобъемлющей безопасности.

…Российская сторона 6 июня 2009 года запретила ввоз белорусского молока и молочной продукции без проведения заблаговременных консультаций с уполномоченными ведомствами с белорусской стороны, как это предусмотрено Соглашением 2003 года, а также Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 13 ноября 1993 года. Одновременно российская сторона потребовала проведения сплошной экспертизы всей номенклатуры поставляемой продукции в лабораториях Роспотребнадзора. Такое требование не соответствует положениям Соглашения и тем более неправомерно, что белорусские поставщики уже получили в 2009 году новые разрешительные документы российских лабораторий на всю поставляемую молочную продукцию. Российская сторона заявила о непризнании, таким образом, российских же сертификатов, потребовав тотального переоформления их в ином российском ведомстве.

К качеству поставляемой в настоящее время молочной продукции претензий не имеется.

У нас не имеется информации о введении российской стороной аналогичного запрета на ввоз молочной продукции в отношении каких-либо других государств, кроме Республики Беларусь, и российских производителей, не оформивших новых сертификатов.

В сложившейся ситуации Республика Беларусь, ожидавшая до последнего момента отмены дискриминационного запрета и урегулирования вопроса в установленном действующими международными соглашениями порядке, была вынуждена принять решение об отмене своего участия в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 14 июня 2009 года в Москве.

Что теряет и еще может потерять Россия в результате ставшей уже легендарной выборочной принципиальности Онищенко? Вот что думает по этому поводу президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов:

— Всего четыре месяца назад президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко подписали в Москве соглашение «О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны». В боевой состав единой системы ПВО вошли пять авиачастей, десять зенитных ракетных частей, пять радиотехнических частей и одна воинская часть обеспечения.

В сегодняшних условиях обе братские страны заинтересованы в кооперации оборонных усилий. Североатлантический альянс вблизи российских границ создаёт сеть военных баз, на территории новых членов блока интенсивно готовится инфраструктура для быстрого развёртывания натовских контингентов, активизируется космическая, воздушная и радиотехническая разведка российской территории. Радиус действия стратегической авиации альянса уже достигает Урала. Начали осуществляться планы размещения на территории Польши и Чехии элементов американской НПРО.

В этой ситуации многократно возрастает значение военного сотрудничества с Белоруссией, территория которой на 600 километров врезается в натовское пространство, ломая овальный изгиб недружественной нам Балто-Черноморской дуги и примыкая вплотную к окружённой силами НАТО Калининградской группировке российских войск.

Руководство Белоруссии не раз заявляло, что готово разместить на своей территории российские «Искандеры». Источник в российском военном ведомстве сообщает, что одним из ответов России на развертывание объектов американской системы стратегической ПРО в Европе могло бы стать размещение в Белоруссии также и мобильных ракетных комплексов «Тополь».

Реальность таким планам придает хороший уровень военно-стратегического партнёрства, достигнутый двумя нашими странами. Военные основательно потрудились для того, чтобы крепло военно-техническое сотрудничество, проводились совместные учения (очередное намечено провести под кодовым названием «Запад-2009»), чтобы наращивался консолидированный оборонный потенциал.

Что касается «Искандеров», то до 2020 года планируется поставить в Белоруссию 27 таких комплексов, которые, в первую очередь, заменят старый ракетный комплекс «Точка-У» в 465-й бригаде ракетных войск и артиллерии ВС Белоруссии.

Выдвинутый на территорию Белоруссии «Искандер» может наносить весьма болезненные удары по территории близлежащих натовских государств, поражая объекты систем ПРО и ПВО, авиатехнику на аэродромах, командные пункты, огневые средства.

Надо сказать, что договорённость о закупке «Искандеров» является лишь «первой ласточкой» в начавшемся переоснащении белорусской армии. Министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев неоднократно заявлял, что Белоруссия готова приобрести у РФ самолеты Су-30, Су-34 и Як-130, ударный вертолет Ми-28Н, зенитный ракетный комплекс С-400. Минск стремится к приобретению самого современного вооружения, что также является фактором повышения общей обороноспособности Союзного государства.

Первые даже не кирпичики, а мощные плиты заложены и в основание совместной системы ПВО: Минску безвозмездно переданы четыре дивизиона зенитно-ракетных систем С-300. Между Россией и Белоруссией происходит непрерывный обмен информацией об аэрокосмической обстановке и перемещениях войск НАТО.

Наконец, важнейшей составляющей обеспечения безопасности наших стран является сама белорусская армия, которую многие эксперты считают наиболее боеспособной на всём постсоветском пространстве. В сущности, армия Белоруссии являет собою образец для Российской армии: небольшая, компактная, хорошо вооружённая, материально обеспеченная, дисциплинированная. Понятно, что в силу своего географического расположения именно белорусская армия будет вынуждена выступить авангардом вооружённых сил Союзного государства в случае неблагоприятного развития событий на западном направлении.

Всего этого система обороны России может лишиться, если будет продолжаться, мягко говоря, далеко не братская политика в отношении Беларуси.

Конечно, белорусско-российское военно-техническое сотрудничество еще далеко не во всем эффективно и достаточно. Прямо скажем, требуется «немного»: проявить политическую волю с тем, чтобы экономические отношения между Россией и Белоруссией не мешали, а способствовали развитию ВТС.

В такой ситуации, формально, может быть, и безукоризненные действия Онищенко накануне заседания ОДКБ выглядят провокационными. Чувствуется, что за этим демаршем стоят силы, которые стремятся не допустить создания Коллективных сил безопасности.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня