Сразу трое высокопоставленных сотрудников Госдепартамента США посетят в ближайшие дня столицу российского Приморья — Владивосток, сообщает дальневосточное ИА PrimaMedia. Официально поездка считается ознакомительной.
Предполагается, что посланники внешнеполитического американского ведомства проведут на российской земле деловые встречи с представителями общественности региона, а также с рядом официальных лиц. Программа выглядела бы вполне невинно, если бы все трое не имели богатый опыт работы с «новыми демократическими режимами» по всему миру.
Так, в «послужном списке» Беверли де Валд — аналитика отдела России и Евразии, которая прибудет во Владивосток первой, работа в представительстве миссии США в НАТО. Причем, как отмечает агентство, в ее обязанности входило взаимодействие с членами альянса в направлении возобновления стратегии НАТО на расширение.
Также Валд являлась сотрудницей посольства США в Приштине, и приложила немалые усилия для отделения Косово от Сербии. В частности, помогала с написанием декларации независимости непризнанной республики. Кроме того, в сфере ее профессиональных интересов в 2008 года был Афганистан.
Следом за ней на пару дней в край приедет Пол Джоунс, первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд — той самой, что год назад раздавала пирожки на Майдане в Киеве.
Будут ли в его багаже на этот раз «печеньки» от шефа? Это — вопрос. Но известно, что и Джонс тоже неоднократно посещал Украину в дни переворота, где активно «обрабатывал» противников Януковича. А до этого он «приносил пользу» на Балканах — как раз в тот период, когда НАТО активно бомбило Белград.
Последней в череде американских гостей будет заместитель посла США в России Линн Трейси — тоже с опытом работы в Грузии, Киргизии, Пакистане и Афганистане.
Чем можно объяснить такое повышенное внимание этих «вестников демократии» к нашему Владивостоку? И как стоит реагировать на подобные визиты?
— В теории, действительно, возможно, что американские дипломаты посещают Владивосток, как самую близкую к ним (или, по крайней мере, одну из самых близких) цивилизованную точку России, — рассуждает генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев. — На Чукотку трудно ехать. Там холодно, и смотреть особо не на что.
Но это в теории. Если не знать, кто эти люди, и какой у каждого из них послужной список.
Потому что если бы это приехал человек с опытом работы в торгпредстве, тогда можно было бы сказать, что это ознакомительная поездка ради укрепления межрегиональных связей. Действительно, очень нужное и важное дело. Межрегиональные связи — это всегда приятно, это хорошо, быстро, эффективно.
Но никто из этих, так сказать, «гостей» никогда не занимался внешней торговлей. Все они люди, связанные с политикой.
Причем, человек, который работал в Приштине, скажем, он заведомо никогда не работал по России. Он не знает страну — просто по определению. Значит, он сюда приехал не для того, чтобы использовать свои знания для развития отношений. А использовать те знания, которые у него есть, т.е. знаниями по установлению американских режимов в разных странах.
Потому что более проамериканского, чем косовский режим, сегодня, наверное, нет в мире. Они бы с удовольствием стали колонией США, если бы Штаты согласились их принять.
Понятно, что это люди, специализирующиеся именно в политическом влиянии на страны для того, чтобы эти страны двигать в нужном США направлении. Просто таково их историческое лицо. Значит, ничего другого они скорей всего делать не будут.
«СП»: — Но почему они едут во Владивосток, а не в Калининград, например?
— Здесь возможно несколько объяснений. Первое — это то, что рядом Китай, раскачать который тоже, видимо, хочется, судя по тому, что в Гонконге происходило. Поверить в то, что последние гонконгские события произошли без участия американцев, я никак не могу. Поэтому, может быть, хочется как-то «пощупать» Восток для того, чтобы потом скоординировать действие в двух соседних странах.
Во-вторых, вполне возможно, что, поскольку у них в Москве ничего не получилось, не получилось поднять протестную волну, они теперь методом «научного тыка» ищут слабое звено в регионах.
Это вполне возможно, хотя вряд ли они нашли то, что искали. Потому что не Дальний Восток — наше слабое звено, если оно вообще есть. Дальний Восток, конечно, имеет свою специфику, но для них важно быть частью России.
Поэтому выбор не очень удачный для «раскачивания лодки», если можно так сказать. Но американская дипломатия всегда поражала совмещением очень тонких и красивых каких-то действий с порой удивительной наивностью.
Да, это очередная попытка прощупать Россию на стабильность. Но мне кажется, что они ошибаются, делая ставку на Владивосток.
Член Комитета Госдумы по обороне, депутат Вячеслав Тетёкин считает, что визит сотрудников Госдепа в приморскую столицу предполагает, прежде всего, сбор определенной информации:
— Американцев всегда стремятся к комплексному анализу. То есть, несмотря на то, что сейчас наиболее острые мировые конфликты развиваются на Ближнем Востоке и в Европе (на Украине), тем не менее, они стараются держать руку на пульсе, чтобы владеть ситуацией в комплексе.
«СП»: — Можете пояснить?
— Конечно, они собирают информацию о состоянии российских вооруженных сил: не перекидываются ли части с Дальнего Востока в сторону Украины. Разумеется, их очень интересуют российско-китайские отношения. Поскольку это как раз точка, где мы довольно сильно соприкасаемся. Состояние российско-японских отношений их тоже очень интересует. То ест, конечно, это комплексный анализ военно-стратегической, военно-политической обстановки.
Я бы не стал говорить, что они готовят новый очаг дестабилизации. Но то, что изучение наших возможностей, состояния нашей промышленности, социальной сферы, вооруженных сил направлено не на добро, не на укрепление наших отношений, а на поиск уязвимых мест, это совершенно очевидно.
Они ищут именно болевые точки у нас. Горячие точки, где можно чуть-чуть подлить бензинчику, чиркнуть зажигалкой и что-нибудь запалить. Где нас можно прижать каким-то образом.
Поэтому никакого энтузиазма и никакой радости такие визиты, естественно, не должны у нас вызывать.
«СП»: — И как нам реагировать?
— Запретить мы не можем. Тут ведь действует принцип взаимности: если мы их не пустим на Дальний Восток, они нас не пустят в Калифорнию — условно говоря.
Но я убежден в том, что нужно создавать некое общественное мнение. Разъяснять, что общение с этими джентльменами к добру не приводит. Западное вмешательство в наши внутренние дела совершенно не допустимо, и нет никакой необходимости помогать им в их планах, которые, вне всякого сомнения, не соответствуют нашим национальным интересам.
У американцев интерес к Дальнему Востоку традиционно очень большой, — говорит советский и российский историк, дипломат, академик РАН Сергей Тихвинский, — Во время Гражданской войны американские войска, как известно, участвовали в интервенции Дальнего Востока. И на Сибирь засматривались… Не получилось…
Наверное, с тех пор и проявляют неподобающее любопытство к этим регионам. Их там, к примеру, всегда очень интересовали настроения сепаратизма — это они подчеркивают всячески. Но опереться особенно не на кого.
И эта поезда, видимо, не столько ознакомительная, сколько инспекционная — узнать о настроениях «на местах».
Фото: Геннадий Шишкин/Коммерсантъ