Не выходя из СИЗО СБУ, Игнат Кромской по прозвищу Топаз пропал незнамо где, а следствие ищет его по месту жительства!.. Украинское правосудие зашло в тупик, получив ответ спецслужб: у нас Топаза нет. 28 октября Киевского районный суд, расписавшись в собственном бессилии, постановил: на следующее заседание 6 ноября доставить Кромского принудительно.
Простой харьковский парень стал заметным раздражителем для министра внутренних дел, который «волевым усилием», демонстрируя правовой нигилизм, отменил решение суда об освобождении Кромского под личное обязательство. Арсен Аваков не раз посвящал узнику гневные записи в Фейсбуке. Хотя Топаз заслуживает большего. Судебная одиссея Кромского — готовый сюжет для авантюрного романа. (Чего стоит хотя бы история с его апрельским задержанием украинскими силовиками в Донецке, во время интервью российским телевизионщикам! Российскую съемочную группу тогда же выдворили из Украины.)
Топаз сидит в СИЗО уже полгода, как и многие другие активисты движения «защитники Харькова».
Дело Игната Кромского — не только яркая иллюстрация к странностям сегодняшней украинской Фемиды, выполняющей личные пожелания или указания силового министра. Топаз — это еще и кривое зеркало украинской интеллигенции. Он ведь расплачивается именно за то, что позволяли себе украинские писатели Юрий Андрухович и Сергей Жадан. Он сидит ровно за то же, что украинская интеллигенция делала, провоцировала или благословляла.
На каком-то этапе следствия (с его неисповедимыми путями и ответвлениями) Топазу вменяли в вину его телеинтервью с обращением к Путину: защитите жителей Юго-Востока от беспредела. Но ведь точно так же минувшей зимой украинская интеллигенция и прочие сторонники евромайдана писали коллективные письма Госдепу США: защитите нас от кровавого Януковича.
К слову, Юрий Андрухович еще несколько лет назад публично предлагал отпустить Крым и Донбасс в Россию (из тех соображений, что жители автономии и двух областей во время выборов портят Украине «картину маслом», мешают установлению полной и безоговорочной демократии). И вот сбылась мечта Андруховича. Эти несознательные избиратели не участвуют в выборах. Новый парламент — просто на загляденье. Вот только людей, материализовавших идею писателя, украинская власть готова убивать и бросать в тюрьмы. Под поощрительные газетные реплики того же Анруховича…
В марте Топаз был задержан за участие в массовых беспорядках. То есть в штурме здания обладминистрации. Но там сидели десятки «левых пассажиров», харьковских активистов евромайдана и гастролеров из других областей Украины. И завел их туда лидер харьковского майдана Сергей Жадан. Гости целую неделю грелись в администрации, сушили там онучи, устраивали фотосессии в кабинетах губернатора и других чиновников… Кое-какое оружие у них тоже имелось. В вестибюле вывесили плакат с портретом Януковича в виде мишени и призывом: «Топаз, дай команду!» (цитата из видео в ютубе, благодаря которому активист антимайдана Кромской стал популярен и узнаваем). Но Янукович именно в эти дни испарился. А захватчики обладминистрации таки накликали Топаза: он вместе с сотнями харьковчан участвовал в освобождении здания от самозванцев и боевиков…
Со временем в его деле появилось новое обвинение: посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, ст. 110 УК.
Для украинской интеллигенции Топаз — исчадие ада. Но я знаю интеллигентную русскую женщину из Полтавы, которая носила продуктовые передачи для Кромского в тамошнее СИЗО, где он находился летом. Мне кажется, еще один житель Полтавы, русский писатель Владимир Короленко, известный своей правозащитной деятельностью (настоящей, а не в нынешнем понимании), тоже не прошел бы мимо проблем, свалившихся на Топаза.
В сентябре имя Игната Кромского фигурировало в списках политзаключенных, которых планировалось обменять на украинских военнопленных. Затем 12 сентября Киевский районный суд Харькова изменил меру пресечения Кромскому на личное обязательство. Обвинительный акт был возвращен прокурору. Но освобождения под личное обязательство не последовало. Конвой доставил Топаза из зала суда в изолятор временного содержания СБУ. Министр внутренних дел Аваков разразился фуйсбучными филиппиками: «Мы дважды ловили и сажали в тюрьму негодяя Топаза. После первого раза харьковский суд освободил его под домашний арест, с которого он сбежал и участвовал в поджоге Харьковской ОГА, захвате луганского СБУ, воевал в банде Гиркина. Мы его поймали еще раз. Вернули в тюрьму. И сегодня суд, по ходатайству прокуратуры (!), освободил Топаза „под личные обязательства“. Я все понимаю, но всему есть грань… решения, принятые таким образом уничтожают мир и веру в стабильность в Харькове, да и в стране. Глупость, ошибка, просто простите б… во… Я, министр украинского правительства, харьковчанин — не понимаю и не принимаю ТАКОГО решения. Не понимаю механизма его принятия». Но спустя несколько дней Аваков «разобрался» с «механизмом принятия» и похвастался на своей фейсбучной странице: «На 24.00 СБУ меня проинформировало еще раз — „Топаз“ в изоляторе СБУ. Мои и Наливайченко взгляды на ситуацию совпадают».
Подвиги Топаза, перечисленные Аваковым (который известен своей любовью к фантастике и даже некоторым фестивальным меценатством в этой области), — в некотором роде фантастическая литература и юридическая самодеятельность министра. Вспоминается белогвардейский «генерал Харьков», придуманный британским премьером Ллойд Джорджем…
И потом… «Негодяй» — нет такой статьи в УК. Есть роман «Молодой негодяй», написанный Лимоновым, известным земляком Топаза. (Кстати, Топаз — житель Салтовки, огромного жилмассива, в который превратился Салтовский поселок, где жил подросток Савенко.) И есть решение суда, обязательное к выполнению. И отменять решение суда на том основании, что ты министр, а кто-то негодяй, — более чем странно. Ведь при опросе жителей Харькова, кого они считают негодяем, министра или Топаза, вполне может оказаться, что вовсе не Топаза.
Ну, вот провести хотя бы сравнительную характеристику некоторых биографических моментов. Весной 2014 года Топаз спилил электронный браслет и сбежал в Донбасс, стал ополченцем. Хотя безопаснее было бы уйти в Россию, благо граница рядом.
Экс-губернатор Аваков свое время скрывался в Италии от украинского правосудия, когда против него было открыто уголовное дело по статье 365 (злостное превышение власти и должностных полномочий) за незаконное изменение целевого назначения и передачи в частную собственность 55 гектаров государственных земель…
Как видим: если у Топаза с внутренним стержнем всё в порядке, то есть ли таковой у министра внутренних дел, сменившего множество партий, — это вопрос дискуссионный…
Дело Топаза привлекло внимание международных наблюдателей. Ведь исчезновение человека в СИЗО — это изобретение нового украинского режима. При прежних властях там всё же был строгий учет и контроль… На двух последних заседаниях Киевского районного суда по делу Кромского присутствовали представитель ООН по правам человека и представитель мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине.
Дело Кромского игнорируется украинской журналистикой, несмотря на огромное количество вопиющих деталей. А моя публикация — не апология Топаза. Она скорее — о ничтожестве и лицемерии сегодняшних лидеров общественного мнения Украины…
Адвокат Дмитрий Горшколепов, защитник Топаза, прокомментировал ситуацию «Свободной прессе»:
— Последний раз мы видели его 12 сентября, когда была изменена мера пресечения Кромскому на личное поручительство. Но «своими ногами» он не вышел из здания суда, а был выведен конвоем СБУ. И доставлен в следственный изолятор СБУ города Харькова, где и находится, по нашим данным, на сегодня. Правовой абсурд продолжается. Достоверно располагая сведениями о его местонахождении, суд рассматривает какие-то нелепые ходатайства и утверждения прокурора, его отчеты о невозможности осуществить привод Кромского в связи с его непроживанием по месту жительства, о невозможности доставить его в судебное заседание, так как он, получается, скрывается от суда и следствия. И это все на фоне того, что суду Киевского района г. Харькова достоверно известно, что еще 8 октября матерью Кромского Мариной Петровной было подано заявление в органы милиции о похищении сына неизвестными лицами (то есть работниками СБУ) из здания Киевского районного суда 12 сентября. Данное заявление рассматривается Киевским райотделом милиции с 8 октября. На сегодня по нему никаких решений процессуальных не принято. Суд об этом знает.
Фото: скриншот www.youtube.com