По итогам встречи «большой двадцатки» в Австралии глава британского правительства Дэвид Кэмерон опубликовал статью, в которой предрек миру новую волну финансового кризиса. «Встреча с лидерами „двадцатки“ в Брисбене помогла мне увидеть существующие проблемы. Еврозона балансирует на грани третьей волны экономического спада, которая повлечет за собой высокий уровень безработицы, уменьшение темпов роста и реальный риск снижения цен. Развивающиеся рынки, ранее выступавшие локомотивами мирового роста на первых этапах выхода из предыдущего кризиса, сейчас замедляют динамику», — написал Кэмерон.
В качестве выхода из ситуации автор предлагает сделать мировые рынки более открытыми, а государствам продолжить политику экономии на социальной сфере. По сути, речь идет о продолжении неолиберальной политики, которая и привела к сегодняшнему состоянию мирового хозяйства.
Нынешний кризис начал развиваться в середине 2008 года. Тогда ряд экспертов предупреждали, что урон человечеству не ограничится падением платежеспособности в отдельных странах. Последовавшие события подтвердили это. «Арабская весна» дестабилизировала весь Ближний Восток и Северную Африку. А теперь никто не знает, как справиться с «Исламским государством». На Украине разгорелась гражданская война. Даже в ЕС люди с каждым годом живут всё хуже. Новая волна кризиса ожидается не после некоторого улучшения, а только после бесконечного ухудшения.
Стоит учитывать, что всем конфликтам и экономическим решениям сопутствуют действия по переделу сфер влияния между государствами и корпорациями. Очевидно, что Украина стала лишь поводом для введения Западом санкций против России. Нынешнее снижение цен на нефть похоже на запланированную акцию. Всё это говорит о том, что кризисы могут устраиваться умышленно, с далеко идущими планами.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов полагает, что спасти мир от последствий кризиса может только отказ от неолиберальной политики:
— Кэмерон прав, что Еврозона входит в третью волну спада. Притом, что с 2008 года там не было никакого периода восстановления. В рецессию сейчас входит и экономика Германии, которая долго держалась. Что касается остальных стран, то оценка Кэмерона несколько запоздала. Некоторые экономики БРИКС вошли в режим спада. В частности — российская. Китай теряет темпы развития. Произошел спад в экономиках, на которые возлагали надежды, как на спасителей глобального народного хозяйства.
«СП»: — С 2008-го года прошло уже шесть лет. Сколько же может длиться кризис?
— Нынешний кризис действительно необычный. Он имеет все черты торгового, производственного и финансового кризиса, но более глубокий. Он чем-то похож на кризис 1970-х годов, когда падение сменялось небольшой стабилизацией и затем новым падением. Такой кризис может продолжаться свыше 10 лет. Сейчас мы подошли к самой тяжелой его фазе.
Надо отказываться от свободы торговли и проводить протекционистскую политику. Без этого уже невозможно. Верность свободной торговле, призывы к которой мы слышим от англо-саксонского мира, не позволят активировать внутренний спрос. Да и главная причина кризиса в России — это излишняя открытость экономики.
Неолибералы говорят, что альтернатива открытости — полная закрытость. Это совершенно не так. Поддержка собственного производства, развитие своей науки, своего рынка — не изоляционизм. Но правильные решения нам не дают принимать. И, я думаю, рекомендации оставить открытость экономики мы еще услышим от МВФ и Всемирного банка.
«СП»: — Чем новая волна кризиса грозит людям?
— Сложно сказать, какова будет глубина падения. В каком-то смысле, экономическую ситуацию в будущем в России можно увидеть на модели Украины. По экономическим процессам Украина опережает Россию примерно на год-полтора. Происходящее сейчас у нас украинцы прошли еще в 2013 году. Скорее всего, нас ждет серьезное ослабление рубля, сворачивание производства.
Единственное отличие — наша экономика более развита. Но по Украине мы можем судить о своем будущем.
Доктор исторических наук профессор Юозас Ермалавичюс полагает, что нынешний кризис — только проявление давно идущего процесса изменения мировой системы взаимоотношений:
— По сути, весь XX век был веком кризисов. С того самого момента, как капитализм достиг своей высшей стадии в виде империализма. Важно понимать, что кризис охватывает не только экономику, но и нравственные ориентиры, религию, социальные отношения, все сферы жизни общества. Мы постоянно наблюдаем обострения противоречий. Два раза в XX веке они привели к мировым войнам.
Нынешний кризис берет начало в 1971 году, когда доллар США был официально «отвязан» от золота. Сейчас мы видим кризис, охватывающий всю человеческую цивилизацию. Обострение началось при разрушении Советского Союза. Ведь США не могут существовать без своей противоположности. Фактически американский империализм противопоставил себя человечеству. В результате мы получили дефолты, вооруженные конфликты, распространение международного терроризма.
Сейчас идет новый передел мира. США и их сателлиты собираются изменить ход мировой истории. Всё последнее время самым мощным был финансовый капитал, но он представляет из себя фикцию. Всемирный рынок оборота промышленной продукции превращен в арену международных спекуляций и грабежа. Но справедливого глобального рынка без денег, имеющих реальную стоимость, быть не может. Следовательно, грядет обвал всего материального производства.
«СП»: — Есть ли выход из ситуации?
— Выход уже обозначен. Он связан с социалистической инициативой, которая из разрушенного Советского Союза перебазировалась в Китайскую Народную Республику. КНР оказалась на высоте исторических задач человечества. Китай сделал ставку на использование достижений науки в реальном производстве. Это обеспечило прорыв, в ближайшее десятилетие Китай станет недосягаемым для других государств. Хотя ничего нового там не придумали, просто учли объективные законы развития. К тому же китайцы славятся трудолюбием и гармоничным использованием ресурсов.
«СП»: — Потенциал для развития есть и в нашей стране.
— Нельзя умалять и менталитет русского народа, его коллективистских и гуманистических черт. Не случайно опыт советского социализма заимствуется всеми странами, которые хотят найти выход из кризиса.
«СП»: — Скоро человечество переборет кризис?
— Верхушка финансового капитала, устроившая кризис 2008 года, не может овладеть ситуацией. В этом причина того, что кризис продолжается. Глобальные провокаторы сами стали заложниками своей авантюры.
Народы, которые из кризиса хотят выйти, сейчас укрепляют связи с КНР как с локомотивом правильного пути развития. Решение проблемы лежит не в плоскости финансовых махинаций, а в освоении достижений мирового научно-технического прогресса. Надо переводить народное хозяйство на наукоемкое производство. На этой основе будет формироваться новый союз народов.
«СП»: — Некоторые прообразом такого союза народов называют объединение БРИКС.
— После Октябрьской революции Ленин высказал мысль, что перспектива социализма в союзе России, Индии и Китая. «Исход борьбы зависит, в конечном счёте, от того, что Россия, Индия, Китай
Прочный союз народов возможен только на социалистической основе. Для овладения наукоемким производством требуется общественная собственность. Только она может обеспечить гармоничное развитие, о чем и мечтает человечество. Частная собственность порождает лишь стихию социально-экономического развития. Отсюда и кризисы. Экономический, сырьевой, финансовый, экологический, нравственный, культурный и так далее.
«СП»: — Могут ли произойти большие изменения в мироустройстве в ближайшие годы?
— Серьезные перемены мы увидим в 2015−17 годы. Мы уже пережили разрушение Советского Союза. Сейчас идет утрата государственности народами постсоветского пространства (Грузия, Молдавия, Украина — тому пример).
Но агрессор в лице американского империализма не может удержать ситуацию под контролем. Спад скоро захлестнет и Америку. И тогда изменения мироустройства станет очевидными.
Но изменения будут сопровождаться большими потерями. Будет хуже, чем при «великой депрессии». Мы еще не видели такого кризиса в истории. Старая система уходит, меняется мировой лидер. Ориентация капитализма на самосохранение противоречит ходу истории, следовательно, будут разрушительные последствия. Гибель старой античеловеческой цивилизации пройдет в трагических формах.
«СП»: — Не получится ли так, что на смену американской гегемонии придет какой-нибудь «всемирный халифат»?
— Не исключено повторение «темных веков» раннего Средневековья. Мы видим политизацию ислама, которая иногда приводит к настоящему озверению. Но люди не могут жить по законам «халифата». Если в одной части планеты наблюдается спад в развитии, то в другой — подъем. Мировой научно-технический прогресс сформулировал свои требования к человечеству. Для выживания требуется, как минимум, распространение высшего образования на всех людей, научное понимание действительности, научное обоснование жизнедеятельности. Человечеству требуется качественно новый уровень образования, культуры, нравственности. Нет другого пути, как движение к осознанию каждым индивидуумом ответственности за всё человечество.
Но мировая реакция выступает носителем прямо противоположных ценностей. Так что рассчитывать на бескровный выход из кризиса не приходится.
Снимок в открытие статьи: премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон/ Фото: PA Photos/ ТАСС