Лидер движения «Единая Гагаузия» Федор Гагауз, только что избранный депутатом парламента республики Молдова от Партии Социалистов рассказал «Свободной прессе» о том, как украли победу у пророссийских сил, о предстоящем 20-летии Гагаузской автономии, о том, как сказались на её положении события «Русской весны» на Украине, и о политзеках, арестованных молдавскими спецслужбами за поддержку Новороссии
«СП»: — Как вы оцениваете результаты Партии Социалистов на парламентских выборах, учитывая, что шли разговоры, преодолеет ли она проходной барьер, а она внезапно оказалась на первом месте и в Гагаузии, и по всей Молдавии?
— По большому счету, результат — адекватный, мы его ожидали. И прогнозы, которые делались до выборов разными аналитическими службами, были связаны с тем, что в нас видели серьёзного конкурента, таким образом пытались воздействовать на электорат. Но, как видим, у них ничего не получилось.
Результат мог быть выше и у Партии Социалистов, и в целом у левоцентристских сил, если бы нынешняя проевропейская власть не пошла на грубое нарушение избирательного законодательства. Так, сотни тысяч молдавских граждан, находящиеся за рубежом были ограничены в праве на голосование, в частности на территории Российской Федерации. Оцените, за границей было открыто всего 95 избирательных участков, из которых в Италии — 25, в Румынии-15, США — 6, и только 5 в России — два участка в Москве и по одному — в Санкт-Петербурге, Сочи и Новосибирске. Это при том, что в России находятся на заработках свыше 700 тысяч молдавских граждан. Власть сознательно не создала условия для их голосования.
Также на общий результат левых сил повлияло и то, что накануне, за три дня до выборов, по сомнительным основаниям была снята с избирательного процесса партия «Родина» во главе с Ренато Усатым. Партия, которая по всем социологическим опросам имела поддержку не менее 10% избирателей.
В противном случае могло бы быть до 60% голосов, примерно столько граждан, согласно опросам, поддерживают вступление Молдовы в Таможенный союз.
«СП»: — И как вы собираетесь добиваться этой цели? Какие законы будете вносить? Ведь несмотря на ваше первое место, либеральная прозападная коалиция с небольшим перевесом в голосах остается у власти…
— В этом и парадокс, что политическая элита игнорирует мнение большинства народа и нарушает провозглашаемые ей же принципы демократии и свободы.
О конкретных законопроектах пока говорить рано. Но наши приоритеты обозначены — это денонсация соглашения об ассоциации с Евросоюзом, приоритет социальной сферы, в том числе — повышения пенсий нашим гражданам и экономическое развитие. В частности, решение вопроса со сбытом нашей продукции в РФ.
Введенные Россией ограничения после подписания Молдовой ассоциации с ЕС больно ударили по нашим экономическим агентам и простым гражданам, поскольку Молдова — сельскохозяйственная страна. Молдове необходимо проводить умную политику, исходя из необходимости защиты интересов своих товаропроизводителей. Для нас рынок сбыта на Востоке, в Таможенном союзе. Кроме того, нас связывает вековые исторические, культурные и политические связи с Россией, общая православная вера. С учетом позиции РФ возможно разрешение и Приднестровской проблемы.
Думаю, вопрос о денонсации ассоциации с ЕС будет вынесен на первое же заседание парламента. Будем в этом вопросе апеллировать и к Партии Коммунистов, которая тоже получила голоса пророссийски настроенных избирателей.
«СП»: — Однако лидер коммунистов Владимир Воронин уже заявил, что против отмены ассоциации с ЕС. И ранее, победив в 2001 году под лозунгами интеграции с Россией и став президентом, он потом развернулся на 180 градусов и стал усиленно «евроинтегрироваться». Нет ли опасности, что той же дорожкой пойдет и лидер социалистов Игорь Додон? Ему, например, припоминают голосование за униониста (сторонника объединения Молдавии и Румынии — ред.) Николая Тимофти при избрании президента, когда его голос стал решающим…
— Чтобы понять, зачем Додон голосовал за Тимофти, нужно вспомнить текущую ситуацию на тот момент. Тогда уже два года не был избран президент, парламент должен был сделать это или самораспуститься. На тот момент левые силы были к выборам не готовы и получили бы меньше голосов, чем сейчас.
Игорь Додон — молодой, но уже состоявшийся политик. У него есть качества, которых не хватает многим нашим политикам, качества, которые характеризуют его как человека — государственника. Это один из немногих политиков, который решительно выступает против поглощения Румынией Молдовы, кто прямо говорит о необходимости сохранения молдавской государственности и молдавской нации как этноса. Это важно для страны. Поскольку большинство нынешних политиков говорят о румынском единстве, позволили в школах изучать историю соседнего, румынского государства. А исторически молдавское государство состоялось раньше, чем румынское. Кстати, при Воронине румынизация продолжалась не меньшими темпами, чем при либералах. И важно, что Додон говорит о федерализации как о реальном способе сохранения молдавской государственности.
«СП»: — Во время предвыборной кампании много говорилось о возможности «молдавского майдана». Как вы сами сказали, у пророссийских сил украли победу, так может быть пора начинать массовые уличные протесты?
— Абсолютное большинство наших граждан не хочет никакого майдана. Его провоцировал как раз правящий альянс, сняв с выборов «Родину» Ренато Усатого. Но Ренато поступил правильно, не поддавшись на эти провокации. Надеюсь, что его проект останется долгосрочным, потому что такие политики востребованы народом.
«СП»: — Буквально на днях исполняется 20 лет автономии Гагаузии. С одной стороны, мы видим, что гагаузы — малый народ, который отстаивает свои права, свою идентичность, развивает культуру, и это вызывает уважение. С другой стороны, большие проблемы с занятостью населения, множество людей уезжает работать в Россию. Нет ли опасности, что через какое-то время гагаузы просто растворятся, исчезнут как нация?
— Действительно, 23 декабря исполняется 20 с момента официального признания наших прав, с момента, когда парламент Молдовы принял закон о статусе Гагаузии. Оценивая прошедшее время, хочу подчеркнуть, что это было крайне мудрое и положительное решение. Это позволило сохранить мир и согласие в нашей общей стране. На протяжении всего этого периода гагаузский народ, гагаузская автономия показала свою приверженность к сохранению и укреплению молдавской государственности, внося существенный вклад в ее развитие. Прошедший период однозначно подтверждает несостоятельность попыток некоторых политиков навесить на нас различные ярлыки сепаратизма.
Конечно, мы также подчеркиваем, что имеется еще много проблем во взаимоотношениях с центром. На протяжении всех этих лет центральные власти в отношении Гагаузии проводили политику сужения предоставленных полномочий, политически и финансово ограничивая наши права, в частности, не предоставляя гарантированного представительства в парламенте страны. Но мы продолжаем диалог с центром и рассчитываем, что шаг за шагом имеющиеся проблемы будут сняты.
Да, мы малый народ и имеющийся поток миграции опасен для нас потерей гагаузского этноса. Мы это осознаем. Особенно опасно, что уезжает наиболее активная и молодая часть нашего населения — от 19 до 40 лет. Поэтому одной из главных задач всех уровней власти является создание новых, достойно оплачиваемых рабочих мест.
Пользуясь случаем, обращаемся к представителям российского бизнеса — вкладывайте деньги в Гагаузию. Мы производим качественную, экологически чистую сельскохозяйственную продукцию — овощи, фрукты, вино — и в этом качестве можем быть интересны России. Наше региональное законодательство позволяет освобождать инвестора от уплаты налогов до пяти лет. Руководство Гагаузии окажет полную и всестороннюю поддержку любому инвестору.
«СП»: — Как вы отметили, гагаузов часто именуют сепаратистами, особенно после референдума, прошедшего 2 февраля в автономии. Вы с таким определением, по-видимому, не согласны?
— Мы категорически не согласны, для этого нет никаких реальных аргументов. В настоящее время на постсоветском пространстве и в нашем регионе происходят серьезные геополитические изменения. Нынешнее руководство Молдовы без совета с народом заявило о безапелляционном европейском пути, при этом о вступлении Молдовы в ЕС речь не идет. В их понимании, европейский путь — это разрыв с Россией и объединение с Румынией.
В этой связи в рамках своей компетенции народное собрание Гагаузии назначило 2 февраля 2014 года проведение референдума на территории автономии. Перед избирателем были поставлены два вопроса. Первый консультативный — о векторе развития, за вступление Молдовы в Таможенный союз или в Европейский. Второй — о принятии закона о порядке реализации Гагаузией права на отделение в случае утраты Молдовой независимости. Этот пункт был прописан ещё в законе о статусе автономии, но механизм такого выхода разработан не был. Была высокая явка, более 70% избирателей. 98% проголосовали за Таможенный союз и за принятие такого закона.
Мы поступили законно и демократично — спросили народ на референдуме, нас же обвинили во всех смертных грехах. Считаю, что нынешнее руководство страны фактически узурпировало власть. По нашему примеру необходимо было провести подобный плебисцит о векторе развития Молдовы по всей стране, ведь решается судьба развития нашей республики. Этого требовали граждане и политические партии.
Второй вопрос связан с усилением прорумынских сил, проводящих открытую политику слияния Молдовы с соседней Румынией. Высшее руководство соседнего государства заявляет о стратегии объединения в 2018 году, при этом молдавское руководство молчаливо поддакивает этому. Население Гагаузии выступает категорически против уничтожения молдавского государства и его поглощения Румынией. Поэтому и нами был поставлен второй вопрос перед избирателем — об отложенном статусе народа Гагаузии.
Важно отметить, что принятие на всенародном референдуме данного закона не является актом сепаратизма, а наоборот. Закон направлен на сохранение молдавской государственности и создает дополнительные препоны для ее ликвидации. По идее, политики в Кишиневе должны были поддержать нас, если сами не преследуют цели ликвидации Молдовы. На пути поглощения Молдовы Румынией стоит Гагаузия, поэтому центральная власть стала лепить на нас ярлыки «сепаратистов и террористов» по украинскому сценарию, используя подконтрольные СМИ, создавая крайне негативный образ автономии и предпосылки для ее ликвидации.
В истории, к сожалению, есть такие примеры. Так, когда Москва закрыла глаза на действия Чаушеску, в 1968 году была уничтожена венгерская автономия в Румынии. Такой сценарий вполне возможен, и мы осознаем, что без внешних гарантов нашу автономию вполне могут уничтожить. В качестве таких гарантов мы рассматриваем две дружественных страны — Россию и Турцию.
«СП»: — Какова была реакция в Гагаузии на события последнего года на Украине?
— Евромайдан и свержение легитимного президента Украины у нас в автономии были восприняты однозначно негативно. Хотя нынешняя центральная власть через подконтрольные СМИ активно поддерживала процессы украинского майдана. Присоединение Крыма к России мы в Гагаузии считаем законным и легитимным, поскольку был акт волеизъявления граждан на референдуме.
Сильное потрясение вызвали события в Одессе 2 мая, это нельзя назвать иначе как жестокое подавление и запугивание людей властями. Наверное, в каком-то смысле это удалось. Мы граничим с Одесской областью, там есть гагаузские села, там проживает часть нашего народа. И они испытывают особенное беспокойство.
Конечно, мы с тревогой наблюдаем за развитием ситуации на Украине. Надеемся, что в ближайшее время братоубийственные действия там будут прекращены, и стороны найдут способ взаимодействия.
«СП»: — Молдавские спецслужбы арестовали нескольких молодых жителей Гагаузии, якобы готовившихся поехать воевать в Новороссию. В каком состоянии сейчас эти уголовные дела и что происходит с обвиняемыми?
— В этом вопросе все довольно темно. Два человека — Василий Мавроди и Виктор Урум — были задержаны, потом условно осуждены на основании их собственных показаний. Затем на основании этих показаний были задержаны ещё двое — Вячеслав Бойко и Дмитрий Кузнецов — якобы за подготовку на территории России к осуществлению «террористической деятельности». Сейчас они сидят в тюрьме. Сложно давать оценку обвинениям, когда нет никакой фактуры. Но выглядят они абсолютно голословными.
Последний случай произошел с Артуром Кандидатовым, который был задержан при возвращении из Москвы в Кишинев. После трех суток ареста он был отпущен. По факту он тоже никуда не уезжал, оружия не приобретал и в руках не держал. Поэтому выдавать его за террориста — очередная провокация в цепи действий спецслужб, которые пытаются представить нас террористами и сепаратистами и подготовить общественное мнение к репрессиям против гагаузов. Хотя это смешно, когда выступающие за сохранение молдавской государственности обвиняются в сепаратизме, а обвинители сами хотят нашу государственность ликвидировать.
За симпатии нельзя задерживать, тем паче — осуждать. Поэтому мы будем бороться за свободу этих ребят, используя все возможности.
Снимок в открытие статьи: лидер движения «Единая Гагаузия» Федор Гагауз (слева)/ Фото: Вадим Кузьмин