Все обсуждают ролик про «русского оккупанта», вирусное видео — то, которое для того и снимают, чтобы все его обсуждали, и есть такая форма снобизма, когда люди нарочно отказываются смотреть вирусные видео, чтобы не становиться объектом манипуляции. Я такого комплекса лишен, мне всегда интересно, когда кто-то манипулирует большим количеством людей, и я с удовольствием посмотрел этот ролик и даю на него ссылку. Студия, которая его сделала — вероятно, самая известная в этом бизнесе, они действительно умеют делать такие ролики и делают их с душой, я знаю многих людей, которые были их поклонниками еще в те времена, когда их видео касались каких-то отвлеченных тем, но это было очень давно, а потом случилась Росмолодежь, роль которой в развитии и порабощении многих милых и талантливых «интернетчиков» до сих пор не изучена и не воспета, и ту студию чаша тоже не миновала, мои знакомые ее поклонники перестали восторгаться ее роликами года три назад, когда содержание этих вирусных видео окончательно свелось к тому, что Болотная несет смерть и разрушения, Навальный вор, Удальцов большевик и так далее, и мне тоже на каком-то этапе надоело смотреть эти видео, но вот проходят годы, и опять все обсуждают их новый ролик. Значит, все в порядке, никто никуда не пропал.
В распространении вирусного видео какую-то роль играют всякие рыночные хитрости (кажется, это называется «засев»), но все равно главное — это чтобы содержание могло задеть какие-то струны массовой души. И этот ролик их задевает, в нем есть что-то, о чем многие, наверное, думают.
О чем это видео? О том, что «русский оккупант» на самом деле не оккупант, а наоборот. В Средней Азии, Прибалтике и на Украине с ним было хорошо, а без него стало плохо. А вот когда на Россию на саму нападали, ей как раз было плохо, но каждый раз у России получалось всех победить, и еще получится не раз, дорогой властелин мира, — и письмо, обращенное к этому властелину, отправляется по адресу Барака Обамы, конец ролика.
Что не так на этой картинке? Да все так, наверное — и врагов, которые на нее нападали, Россия действительно побеждала, и в колониях строила заводы и театры, тут спорить не с чем. Что-то не так не по ту, а по эту сторону монитора, в офлайне, там, где живут миллионы благодарных зрителей ролика и его заказчик, кем бы он ни был.
Две тысячи пятнадцатый год, большой мир, в котором есть война на Украине, ИГИЛ*, Эппл вотч, вирус Эбола, фильм «Игра в имитацию» и летательный аппарат на солнечных батареях — много всего, чем жив человек и что будет приходить в голову через десятилетия людям, когда они где-то увидят цифру «2015».
И вот в этом большом мире есть какое-то статистически значимое количество людей, которым почему-то важно, что узбеки не сказали им спасибо за ташкентский авиазавод, а латыши — за производство микроавтобусов «Рафик». Люди, которым не все равно, что украинцы сносят памятники Ленину. Люди, которые думают об Обаме. Короткая жизнь, столько всего сделать надо, а ты сидишь и думаешь — Обама, Гитлер, неблагодарные прибалты, узбеки, какую страну потеряли. Чего ты хочешь, мой милый соотечественник — чтобы в Киеве поставили нового Ленина? Чтобы узбеки выстроились на конопляном поле, выложив своими телами слово «Спасибо, Россия»? Чтобы латыши возродили производство «рафиков» и поставляли их нам? Зачем?
Знаменитое стихотворение Светлова про Гренаду когда-то почти однозначно зазвучало грустной пародией — казалось, что внуки героя стихотворения поняли, что формула про покинутую хату и землю в Гренаде работает плохо, потому что в итоге нет ни хаты, ни Гренады, и, наверное, стоило как-то разумнее расходовать жизнь, тем более что гренадским крестьянам на тебя наплевать. Но наступает две тысячи пятнадцатый год и, по дурацкой заголовочной присказке, интернет взрывает видео с тем же посылом, что у героя Светлова — оказывается, важнее всего разобраться с Обамой и отомстить узбекам и латышам за их воображаемую неблагодарность. У тебя земля лежит в ржавчине, у тебя под стенами Кремля бородатые боевики убивают известного политика, у тебя в отделениях полиции люди каждый день умирают, у тебя рубль упал, твое будущее туманно как никогда — что ты обо всем этом думаешь, соотечественник?
А ты думаешь об Обаме. Ты без запинки произносишь слово «геополитика», тебя волнует снесенный на Украине Ленин, и ты жалеешь латыша, который уехал в Англию сантехником. Ты добрый, конечно, соотечественник, но, черт тебя возьми, будь добр и к себе. Вон, посмотри — в Советске Калининградской области в больнице по непонятной причине умерли четверо детей, Следственный комитет ищет причину их смерти. В тех странах, которые кажутся тебе средоточием зла, такая новость стала бы главным первополосным событием, о ней бы говорили и писали все, а ты, соотечественник, узнаешь об этом от меня, потому что тебя больше интересует Обама и украинский Ленин. И вот здесь что-то не то. Обама через два года выйдет на пенсию и напишет толстые мемуары. Украинцы на месте снесенного Ленина поставят своего лысого Шевченко и будут плясать вокруг него в вышиванках. Хозяева студии вирусных видео на полученные от своих заказчиков деньги купят по дому на Лазурном берегу или где-то еще, где у них принято покупать дома. Найди себя в этой картине, чем будешь занят ты — умрешь в больнице города Советска, поссоришься с охранниками супермаркета «Магнит», уедешь в Новороссию, посмотришь по телевизору героический фильм про сорок первый год? Может быть, тебе просто некуда себя деть, только вот туда — в тот нарисованный прямоугольник ролика с тем «русским оккупантом», который может быть каким угодно добрым, но ты в любом случае не он. Я тебе скажу больше — ты сейчас вообще никто.
Найди себя, мой соотечественник. «Ты найдешь себя, любимый мой, и мы еще споем».
*"Исламское государство Ирака и Леванта" («ИГИЛ»; также «Исламское государство») — исламистская террористическая организация. Образована в 2006 году в Ираке путём слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением «Аль-Каиды». 29 декабря 2014 года Верховный суд России признал организацию «Исламское государство» террористической и запретил её деятельность на территории России.
Снимок в открытие статьи: Олег Кашин/ Фото: Светлана Привалова/ Коммерсантъ