Общество

На доброте не экономят

Что думают о благотворительности в нашей стране победители программы «Лучшие социальные проекты»

  
2003
На доброте не экономят

В начале марта в Москве прошла торжественная церемония подведения итогов национальной программы «Лучшие социальные проекты». Программа была создана в поддержку курса правительства России на укрепление социальной политики на основе партнерства государства, общества и бизнеса. И, на самом деле, очень важно, что у нас в стране есть крупные компании, для которых слово — благотворительность, не пустой звук, а целое направление в деятельности. Причем, большинство из них не просто помогают обездоленным деньгами, а создают рабочие места, образовательные программы, помогают развиваться, расти профессионально. Сегодня частные компании принимают участие в образовании и воспитании детей, их профориентации, они не забывают стариков и инвалидов. Все это — для нашего общества имеет огромное значение.

Связывают свою судьбу с Россией

— Есть большой слой людей в бизнесе, которые сделали нечто новое и хотят тиражировать свой успешный опыт на страну. Немалый слой таких людей есть и в общественно-социальной сфере. Это люди неравнодушные, активные, нацеленные не только на извлечение прибыли. При этом они однозначно связывают судьбу свою и своих детей с Россией и, соответственно, стремятся улучшить в ней жизнь. Мы обязаны отыскать таких людей и поддержать их начинания, — заявил Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив, открывая пленарное заседание.

На пленарном заседании выступили также Мария Черток, директор CAF в России; Искандер Султанов, ответственный секретарь либеральной платформы партии «Единая Россия»; Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций; Надежда Сурова, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Плеханова.

Затем состоялась конференция, на которой участники обсудили проблемы социального развития России.

Самым приятным моментом работы конференции стало награждение проектов программы, которую открыла Эвелина Бледанс — актриса театра и кино, певица, телеведущая, которая была в восторге от происходящего:

— Когда меня пригласили вести это мероприятие, я ни секунды не сомневалась, потому что знала — я окажусь в компании единомышленников и коллег. Однако я и представить себе не могла, что увижу столько представителей совершенно различных организаций изо всех отраслей жизни экономики и общества, заявила Бледанс.

И это действительно так. По словам Риммы Погодиной, старшего преподавателя кафедры интегрированных коммуникаций факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ, появились не только новые номинации, темы, но что еще более важно — увеличилось количество участников и география. Это говорит о заинтересованности не только власти, но и самого бизнеса и власти в построении социального диалога с обществом.

А что по этому поводу думают сами представители бизнеса? Компании, которые развивают не только благотворительность, но активно создают новые социальные программы. Это тем более важно в условиях экономического кризиса, когда бюджет страны стал дефицитным и многие социальные направления ставятся под сомнения.

«Свободная пресса» пообщалась с представителями компаний-победителей программы «Лучшие социальные проекты» и узнала, что они думают о своем участии в ней:

— «Футбольный клуб Динамо всегда выделял особое место именно детским проектам в своей социальной деятельности. Создание позитивной и здоровой атмосферы в школах, воспитание молодежи и студентов через физическую культуру и спорт, пропаганда здорового образа жизни — были и остаются одними из главных задач московского Динамо, не желающего оставаться в стороне и оказывающего влияние на формировании ценностей нового поколения». — Говорит Ирина Тихомирова, директор по маркетингу и коммуникациям ФК «Динамо».

— В этом году наша компания впервые приняла участие в программе «Лучшие социальные проекты», и я хочу отметить, что организаторам удалось создать отличную площадку для обмена практическим опытом и выстраивания партнерства между ответственным бизнесом, некоммерческим сектором и государством. Мы благодарим за признание и высокую оценку нашего проекта «Рождественский Караван Coca-Cola», который является частью корпоративной волонтерской программы, направленной на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подопечных детских домов и школ-интернатов. Это, пожалуй, самый любимый волонтерский проект в Компании — каждый шестой сотрудник лично участвует в его подготовке и реализации", — отмечает Наталия Серегина, руководитель направления корпоративной социальной ответственности, Coca-Cola HBC Eurasia.

— Мы благодарны программе за то, что сегодня, отмечая наш проект наградой, общество признает и поддерживает наши скромные заслуги в призыве всем социально-ориентированным компаниям подключиться к нашему движению памяти «1941−1945 г. г. Истории очевидцев», — говорит Заур Балагов, президент холдинга «Даймонд».

— Увеличение количества участников ежегодной программы «Лучшие социальные проекты России» по сравнению с прошлым годом безусловно демонстрирует заинтересованность российских компаний во внедрении в свою деятельность принципов социальной ответственности. Стоит отметить, что подобные мероприятия формируют теоретическую и практическую базу КСО, дают бизнесу возможность открытого диалога с государственными органами и гражданским обществом в отношении передовых методов работы в области социальной ответственности, — считает Павел Самиев, управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX)

Сделать мир чуточку лучше

Понятно, что компании начинают благотворительные программы не ради участия в различных мероприятиях. У каждой из них — свой путь в этом направлении. Наш корреспондент поинтересовался у представителей некоторых из них, как все начиналось.

Наша собеседница — Марина Пнева, координатор социальных и благотворительных программ «Берингер Ингельхайм».

«СП»: — Что побудило компанию Берингер Ингельхайм заняться поддержкой социального предпринимательства?

— Как и многие международные компании в России, мы активно занимались благотворительностью, в основном направленной на помощь детдомам по всей России. Несколько лет назад мы начали активную поддержку социального предпринимательства, которое начало развиваться в нашей стране. Всем известная китайская пословица: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, дайте удочку и научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь», как нельзя лучше объясняет желание нашей компании взять курс на социальное предпринимательство.

Мы считаем, что в современной России благотворительность необходима, и мы продолжаем ею заниматься, только теперь на уровне волонтерских начинаний сотрудников, для которых компания создает все условия (акции «Старость в радость» по сбору подарков и вещей первой необходимости для домов престарелых, акции «Стань донором, не выходя из офиса», благотворительные ярмарки и т. п).

Что касается, социального предпринимательства, мы, как компания, работающая в сфере здравоохранения, выбрали для себя помощь людям с ограниченными возможностями. Началось все с эпизодической помощи социальным предпринимателям, работающим в этой области — например, грант социальной компании Либерти, организующей турпоездки для людей в инвалидных колясках. На эти деньги компания смогла приобрести второй автобус, оснащенный всем необходимым для перевозки людей, лишенных возможности передвигаться.

Наш проект Акрополь, который мы осуществляем совместно с некоммерческим центром «БезГраниц Кутюр» направлен на работу с людьми с ампутациями.

Второй большой проект мы осуществляем совместно с Университетом им. Баумана (отделением для студентов с нарушениями слуха) и Центром содействия социальным инновациям «Технологии возможностей».

Одной из главных проблем инвалидов в России является трудоустройство. Нашим скромным вкладом в ее решение стало заключение договора с социальной компанией ID-express, в которой работают люди с инвалидностью. Качество их курьерских услуг — выше всяких похвал.

«Это философия нашего бизнеса»

К руководителю по бизнес-коммуникациям ОАО «МегаФон» Максиму Мотину мы обратились со следующим вопросом:

«СП»: — Как вы оцениваете состояние благотворительности в нашей стране?

— Благотворительная отрасль в последние годы развивается активными темпами. Появляется все больше компаний, которые системно занимаются благотворительными проектами, вкладывают ресурсы в развитие института благотворительности. Но, конечно, в общемировом масштабе нам есть куда расти. Именно поэтому важны образовательные мероприятия для Фондов и НКО (например, в начале февраля мы провели первую образовательную конференцию «Добро» для 135 представителей НКО из 50 городов России). «МегаФон» в 2013 году систематизировал благотворительную деятельность, утвердил Политику благотворительности, определил направления помощи и системно занимается помощью детям-сиротам и их социализацией, а также проектами, направленными на помощь людям с инвалидностью.

«СП»: — Что побудило компанию «МегаФон» заняться благотворительностью?

— Это философия нашего бизнеса: он развивается не только для того, чтобы получать прибыль, а ради развития общества. Миссия нашей компании — устранять барьеры в общении. В том числе и барьеры общественного непонимания. Помочь тем, кто в этом нуждается.

Мы утвердили политику благотворительной деятельности, определив критерии того, кому мы помогаем. Это помощь детям-сиротам в детских домах и помощь инвалидам. Мы работаем только с прозрачными НКО и благотворительными организациями и не работаем с государственными структурами, религиозными организациями и политическими партиями. Любой фонд может обратиться к нам и представить свой проект. Наши коллеги на местах проведут первую проверку. Мы стараемся помогать тем проектам, которые действительно решают проблемы общества.

Филиалы высылают проекты в головной офис, а после собирается наш Благотворительный комитет: юристы, служба безопасности, финансисты, HR, топ-менеджмент. Если вопросов нет, мы финансируем программу. Разовые мероприятия мы не поддерживаем, интересны именно системные проекты.

В России — уникальные традиции

Следующий наш собеседник — Виктор Благовещенский, ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ»

"СП": — Как обстоят дела с благотворительностью в России сегодня?

— Сейчас в России дела с благотворительностью обстоят, на мой взгляд, не очень. Статистика удручает: наша страна «плетется» в хвосте развитого мира по данному социальному явлению. Отличительная черта любой прогрессивной страны — широкое развитие благотворительности, которая призвана уравновешивать жестокость свободного рынка. Там законы поощряют благотворительность, существенно снижая налоги. В России пока иначе.

При этом именно у нас уникальные традиции по благотворительности. Поразительно, но известная благотворительница Варвара Алексеевна Морозова, когда-то пославшая в школу яблок, велела доложить ей, по сколько штук досталось каждому ученику. А члены попечительских советов учебных заведений знали по имени всех своих учеников! Сейчас же зачастую благотворительность — это просто «списывание» денег со счета, банальная отмашка для успокоения совести.

Стоит отметить, что ГК «РОСВОДОКАНАЛ» рассматривает благотворительность, как часть социальной политики. В компании выработана комплексная программа.

К примеру, «Росводоканал Барнаул» помогает Школе биатлона олимпийского чемпиона Сергея Тарасова, где занимаются самые талантливые дети-воспитанники Центра стрелковой подготовки «Биатлон».

"Росводоканал Краснодар" в 2014 году выделил 7 млн. рублей благотворительному фонду поддержки слепоглухих людей.

В Оренбурге, Твери и Воронеже Группа компаний сделала упор на детей. Водоканалы шефствуют над детским садом и домом, школами.

«Росводоканал Тюмень» помогает Тюменской областной общественной организации ветеранов боевых действий правоохранительной и военной службы.

Омский водоканал проводит бесплатные экскурсии на объекты предприятия. В апреле «Росводоканал Омск» ждет в гости кадетов старейшего учебного заведения России — Омского кадетского военного корпуса. Это совместный проект с международным экофондом «Чистые моря».

На мой взгляд, в скором будущем Россию ждет возрождение отечественных традиций благотворительности.

В 60 — пора садиться за парту

Компания МТС свои соцпроекты направила на людей старшего возраста. Об этом мы говорим с Еленой Серегиной, директором департамента корпоративной социальной ответственности МТС.

«СП»: — С 2012 года компания МТС реализует проект «Сети все возрасты покорны». Насколько он эффективен для людей старшего возраста в адаптации к современной жизни?

— Образовательный курс «Сети все возрасты покорны» разработан специально для аудитории 50+. В очень доступной форме ученикам наших курсов рассказывают о пользе Интернета для жизни. Как найти расписание электричек, записаться к врачу, создать свой личный кабинет, оплатить за услуги. Все это очень облегчает и делает более качественной жизнь людей старшего поколения.

«СП»: — Какой средний возраст участников проекта и с какими трудностями они сталкиваются?

— Средний — 60 лет. Самого старшему нашему слушателю — 87 лет. Поверить в себя — основная трудность в этом. Если пришел на курсы — трудностей изучить азы интернета нет.

«СП»: — Сотрудничает ли компания МТС, организуя компьютерные курсы, с региональными органами социальной защиты?

— Да, в регионах обязательное сотрудничество и с пенсионными организациями, и с местными министерствами соцзащиты.

«СП»: — Кто ведет курсы для пенсионеров и как происходит отбор преподавателей, ведь в работе с пенситонерами есть свои специфика и сложности?

— Везде по-разному. Например, в Казани мы используем ресурсы преподавателей действующего вуза-партнера. В Обнинске ресурсы студентов-волонтеров и библиотекарей. Но наша надежда, что главными помощниками в изучение Интернет-грамотности станут родственники и близкие людей зрелого возраста. И тогда наши уроки выполнят еще большую социальную миссию — они подарят не только знания, но и оградят от одиночества. Уроки в прямом доступе можно посмотреть на сайте «Сети все возрасты покорны».

А вот что о благотворительности думает Вероника Фомичева, организатор Такс Парада (г. Санкт-Петербург):

— Такс Парад показал, что сбор благотворительных средств может носить позитивный характер: можно не только «просить», но и одновременно «развлекать», принося хорошее настроение. В мероприятии «Такс Парад» принимают участие более 1,5 тысяч человек. Праздник носит городской статус и уже стал доброй традицией Северной столицы. Такс Парад также позволяет зарабатывать, продавая сувениры и тематическую продукцию. Все вырученные деньги идут на поддержку команд. В этом году, вы первые, кто об этом узнает — специально для марша такс в карнавальных костюмах на 20 минут перекроют Большой или Средний проспект Васильевского Острова.

Для тех кто не знает, скажем, что такс-парад пройдет 30 мая на Васильевском острове и он будет третьим по счету и будет посвящен Дню защиты детей. Этот праздник организован администрацией Василеостровского района совместно с обществом любителей собак породы такса.

Умейте делать добро от души!

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня