На прошедшей 21 марта в Москве межрегиональной конференции партии «Демократический выбор» партийцам вручили своеобразный презент — футболки и шевроны батальона «Гайдар». В одной из них гордо поднялся к микрофону и лидер партии Владимир Милов.
Созвучие с карательным батальоном «Айдар», отличившимся на Луганщине такими зверствами против мирных жителей, что содрогнулись даже в Киеве, конечно, случайное, хотя создатели бренда явно должны были понимать, что все на это обратят внимание. Но, в общем-то, название выглядит знаковым и без этого. Ведь именно Егор Гайдар, портрет которого красуется на изделиях бренда, осенью 1993 года собирал вооруженных бойцов для расправы с защитниками «Белого дома». Об этом он затем с гордостью поведал в 1994 году в «Известиях», этот фрагмент есть и в вышедшей в 1998 году книге воспоминаний Гайдара «Дни поражений и побед»: «В воскресенье, 3 октября, утром… нахожу Алексея Долгалева, одного из руководителей организации защитников Белого дома (в августе 1991 года. — авт.) „Живое кольцо“. Прошу начать срочный сбор его людей… звоню Шойгу, председателю комитета по чрезвычайным ситуациям. Знакомы с 1992 года. Вместе тогда бывали в горячих точках… Прошу доложить, какое оружие в подведомственной ему системе гражданской обороны имеется в районе Москвы и, на случай крайней необходимости, срочно подготовить к выдаче 1000 автоматов с боезапасом. По голосу чувствую: переживает, прекрасно понимает огромную ответственность. Вместе с тем ясно — поручение выполнит… Даю команду А. Долгалеву сосредоточить своих дружинников к Моссовету. Прошу крупных предпринимателей, имеющих свои охранные структуры, по мере сил поддержать обученными людьми… Около полуночи ситуация в городе наконец стала меняться… К этому времени абсолютно уверен, что власть в России в руки анпиловцев и баркашовцев не отдадим. Даже если к утру руководству МВД не удастся привести в порядок свои силы, а армия останется пассивной. Тогда раздадим оружие демократическим дружинникам и будем решать вопрос сами. В том, что сможем это сделать, сомнений нет». Пустить в ход боевиков-демократов Гайдар не успел — Ельцин предпочел справиться сам, расстреляв Белый дом из танков. Но факт подготовки таковых к боям и похвальбы затем этим — весьма красноречивый.
12 мая 2014 года, на следующий день после референдума о независимости Донецкой и Луганской народных республик, Владимир Милов разместил в Facebook следующий пост: «Чего-то вот я так тут смотрю, как советские вольготно расхаживают с автоматами, заложников берут, референдумы под дулами проводят… Дорогие советские, если вам не особо досталось в 91−93-м, когда относительно мирно все кончилось, то вы не спешите выводы скоропалительные делать. Не спешите махать автоматами перед камерами — вы не единственные умеете их держать. Если вас за 25 лет особо не трогали, то это не значит, что мы вам возьмем и так легко нашу страну отдадим. Нет, не отдадим… Если вы рассчитываете, что против вас тут интеллигенты одни пикейные собрались, которые в обморок падают в нештатной ситуации, то можете просчитаться… Рука не дрогнет». «То, что сейчас происходит в Восточной Украине, очевидно свидетельствует о реальной перспективе гражданской войны в России, — написал затем в комментариях к этому посту Милов. — Если таковая случится — я приму участие… Воевать мы будем с советскими, и победим». Удивительная оценка, ведь в Донбассе русские коммунисты и националисты были на одной стороне, созданная нацболами «Интербригада» воевала в ЛНР плечом к плечу с последователями «белого дела» в мундирах Корниловского полка, ибо всех их воодушевила и объединила «Русская весна». Против народных республик, за их антифашистский характер, выступали в России разве что только нацисты, ряд которых затем пополнил ряды батальона «Азов». Почему-то, такую же логику отрицания «Русской весны» как «советской», заняли и некоторые либералы.
Сходство позиций, возможно, объясняется наличием контактов этих сред. «Я, либерал, действительно лучше знаю правую молодежь, чем «русский мир», — заявил 27 марта с.г. заместитель председателя «Демвыбора» Сергей Жаворонков, комментируя статью о том, что российские неонацисты поддерживают Украину против России. В общем-то, это и не удивительно — в 2011 году «Демвыбор» совместно с националистами проводил кампанию «Хватит кормить Кавказ!» Собирались на эти акции порой весьма радикальные внешне персонажи. 2011 год остался в прошлом, зато в 2014 году Жаворонков применил знакомые наработки уже по отношению к Крыму. «Скорее всего, сценарий будет разворачиваться, как в случае с Южной Осетией. И регион превратится в черную дыру, куда будут просто вбухиваться деньги», — это из его комментария 20 марта 2014 года «Новым Известиям». Легко выделяемые заметными отсылки к Кавказу, очевидно, рассчитаны на все ту же правую аудиторию.
В свою очередь, на странице в Facebook вождя молодежного отделения «Демвыбора» Олега Снова присутствует фотография, запечатлевшая его 4 ноября 2014 года на Русском марше рядом с девушкой, одетой в футболку с символикой «Азова»! Этой девице, кстати, «демвыборовцы» сделали и ответный презент — на днях появилось ее фото уже в футболке батальона «Гайдар». Этакая перекличка ультраправых и ультралибералов. Ее же иллюстрирует и фотография, приведенная с презентации изделий батальона в блоге еще одного зампредседателя «Демвыбора» Кирилла Шулики, где запечатлен некто, одетый в футболку батальона «Гайдар», на которую надета толстовка — с шевроном «Гайдара» — известного немецкого бренда Thor Steinar, популярного среди неонацистов и в середине нулевых даже запрещавшегося в ФРГ за символику, копирующую эсэсовскую.
«То, что их отношение к либералам стало значительно лучше, это славно», — говорит по поводу проукраински настроенных российских ультраправых Жаворонков. В этой связи можно вспомнить вывод по влиянию Майдана на российских экстремистов, высказанный в беседе с автором политическим аналитиком Владимиром Киреевым: «Либерал протянул руку националистам, а националисты и исламисты — либералам. Внутренняя борьба этих протестных групп уходит в прошлое, они делают шаги навстречу друг другу, говоря, что противоречия-то между ними не такие уж и существенные».
— Новороссия стала своеобразной лакмусовой бумажкой, проявив проблемы России, то, что у нас нельзя допустить Майдан, — отмечает глава благотворительного фонда помощи Новороссии «Своих не бросаем» Глеб Корнилов. — Воспрял русский дух, а это значит, что воспрянет и Россия, а либералам нужна Россия, зависимая от Запада, поэтому они любым путем пытаются «притормозить» этот процесс. Точно так же в свете событий на Украине мы можем уже иначе взглянуть и на нацистские группировки в России, действовавших до сих пор, вызывая одобрение какой-то части патриотов в связи с их действиями против наркоторговцев
— Тренд на радикализацию среди либералов действительно существует, это заметно, -сообщила «Свободной прессе» президент общественной организаций «Центр поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» Наталья Бурлинова. — Это связано с тем, что они ощущают себя в России загнанными в угол, как будто затравленные звери. Убийство Немцова стало для таких настроений неким спусковым крючком. Именно поэтому их лагерь подвержен сейчас шатаниям и разброду, там появляются даже такие чуждые либералам идеи, как сотрудничество с праворадикалами
Я думаю, что задача нашей власти сейчас — предоставить тем либералам, кто настроен на конструктивное сотрудничество, возможность для политической деятельности, чтобы они не выходили на улицы, блокируясь на маршах с праворадикалами. Интегрировать их, пусть и со своим особым мнением и позицией, в российскую политическую систему. Что же касается тех из них, кто выбрал для себя путь маргинализации, я думаю, рано или поздно он доведет их до личной катастрофы. Ведь чаще всего это люди, не способные трезво оценивать окружающую их действительность. Они имеют огромные амбиции, которые не могут быть реализованы не то что в современной российской, а даже в некоей идеальной политической системе. Из-за этого они и живут какими-то воинствующими настроениями, не задумываясь о том, что в какой-то момент окажутся из-за этого в полной психологической изоляции даже в своем окружении.
Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС