Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
4 июня 2015 12:45

Толоконный лоб и женщина с бородой

Лев Пирогов о богословии Ксении Собчак

19528

От госпожи Собчак получены объяснения по поводу её давешнего появления с фальшивой бородой и в священническом облачении. Почему я, такая красивая, в этом наряде вас раздражаю, а толстые мужчины нет? — спрашивает она у общественности через последнее прибежище интеллигентного человека — твиттер. И ещё: как вы не понимаете, что вера в Бога и уважительное отношение к священникам — это разные вещи? И что-то ещё третье, не помню.

Многие люди, мнению которых мне хотелось бы верить, утверждают, что госпожа Собчак при личном с нею общении производит впечатление умной женщины. Гораздо более умной, чем можно о ней подумать, — уточняют они. Почему же тогда информационные поводы, по которым мы о ней вспоминаем, столь далеки от этой келейно расточаемой не для всех репутации? Что за мимикрия такая? Зачем умный человек стремится выглядеть как простой смертный?

У меня есть одна версия. Согласно Закону Старджона, 90 процентов людей — дураки. (По уточнённым для России данным, всего 86 процентов.) И хотя сама Ксения Анатольевна является представительницей оставшихся четырнадцати, чтобы нести свет в электорально жирные 86, ей приходится говорить с ними на их языке. Например: «Какое ВООБЩЕ это все имеет отношение к Вере? Не верить в то, что эти люди-ставленники Божьи, еще не значит НЕ верить в Бога».

Всё прекрасно в этом умственном рассуждении, кроме одного — непонимания дурака.

Все беды России оттого происходят, что умные люди у нас слишком умные. До понимания того, как устроен дурак, как ни кряхтят, опуститься не могут. Вот и начинают для удобства его до себя подтягивать, — а дураку в воздухе ногами болтать непривычно, он злится, нервничает… Получается непонимание и взаимная обида. А ведь могли бы жить!

Вот взять эту «Веру» с большой ксениианатольевниной буквы «В». У умного человека — и театры, и распродажи, и поездки в Италию — кругозор! Конечно, он лучше всякого попа (особенно толстого) знает, как надо верить. А дурак наломался на своей дурацкой работе, на которой ничего, кроме коровьих хвостов, не видел, дополз до дому, а тут ещё приготовь, да постирай, да жену побей — совсем на духовный рост сил не остаётся. Вот и норовит этот вопрос специалисту передоверить.

И то, что умному человеку кажется русской тупостью и поклонением начальству (в данном случае, начальству церковному), на самом деле никакое не поклонение, а крестьянский прагматизм (типа как хрюшку любим, спинку ей почёсываем, зовём Хавроньей Христофоровной, а как вес нагуляла — ножом чик!.. — и смолить. Умный человек не смог бы так, у него «Маленький принц» — «ты в ответе, за тех, кого», там про это ничего нету).

Писатель Вячеслав Яковлевич Шишков в романе «Угрюм-река» описал довольно характерный для русских случай отношения к духовенству. Был там в одном селе поп-забулдыга. Крестьяне и поругивали, и даже побивали его, когда заслуживал, но в храме во время службы, во время таинств относились к нему очень даже почтительно и серьёзно. Его персональные качества в этот момент для них значения не имели. Почему?

Умному человеку это можно так объяснить: вот вы же, когда читаете прекраснейшие стихи или наслаждаетесь игрой гениального актёра, способны отрешиться от того факта, что стихи эти написал человек не очень хороший, что актёр — в жизни самодовольный пошляк и бабник? Человек искусства для вас — медиум, проводник между искусством и вами, средство. Глядя в окно, стекла не замечаешь… Ну, так примерно и тут.

Теперь смотрите. Умный человек со вкусом, когда стихи закончил читать, разве скажет: «Так, стихи мы почитали, спасибо, понравилось, а теперь давайте-ка покричим, что поэт — скотина, — дочь полуторагодовалую за ногу верёвкой к кроватке привязывал?» Нет, конечно. Ну что там дочь. И похуже вещи не замечали — например, соус на скатерти. Нет, воспитанный человек ничего такого орать не будет. Разве что вздохнёт украдкой — о том, как жизнь поэтов неоднозначна. Не из уважения к ним. Из уважения к себе и к искусству.

Так что же заставляет воспитанного человека к служителям муз подходить с одной меркой, а к слугам Божьим с другой? «Вера» с большой буквы? Или что-то ещё?

Мне кажется, что-то ещё. Например, умный человек (то есть, как правило, ошибочно считающий себя таковым) не терпит между собою и Богом посредников, потому что это посредничество слишком ко многому его, такого свободолюбивого и самоуважительного, обязывает. Оно обязывает к дисциплине, труду, смирению, а «умный» этого страсть как не любит. Он же, как правило, не ракетчик — филолог. Какая в филологии дисциплина? Это ракета без неё не взлетит… А в том, чтобы землю копать или коровам хвосты крутить, тоже нужно много терпения, самопринуждения и дисциплины, — вот простачьё 86-процентное и не гнушается священноначалия.

В общем, бытие определяет сознание. У одних оно свободное, у других полезное; хорошо, что первого меньше.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня