18+
понедельник, 23 января
Общество

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

В первые выходные сентября, когда Москва празднует день города, в знаменитом подмосковном местечке проходит ежегодная Бородинская баталия.

  
210

Тысячи зрителей, приезжающие посмотреть на реконструкцию Бородинской битвы, задаются вопросом: «Кто эти люди? Актеры или переодетые в костюмы военные?» Не те, и не другие. Реконструкторы — это фанаты истории, люди, которые не играют в эпоху Наполеоновских войн, а живут в ней. Большинство из них выросли на книгах Александра Дюма, да так и остались мальчишками, верящими в идеалы чести, совести и благородства. Они сами, собственными руками шьют мундиры по старинным выкройкам, откопанным в пыльных архивах библиотек, сами отливают пушки по чертежам, кропотливо изучают факты истории, чтобы потом воспроизвести их до мельчайших подробностей, разыграть ход сражений, как они проходили двести лет назад.

Бородинское сражение для зрителей разыгрывается в воскресенье, но военно-исторический лагерь разбивается на бородинских полях за неделю до битвы. И всю эту неделю реконструкторы живут в тех же условиях, в каких жили солдаты во время боевых действий в те далекие времена. Они полностью воссоздают быт ушедшей эпохи: живут в шалашах или специально сшитых исторических палатках, спят на сене, готовят на кострах, едят из деревянной посуды. Находиться в лагере в современной одежде запрещено, точно так же запрещено оставлять в лагере машины. На эту неделю все реконструкторы переходят на гужевый транспорт: ездят верхом на лошадях, а все тяжелое перевозят в телегах. Хорошо, если с погодой повезет, как в этом году, а ведь часто бывает, что всю неделю льет дождь и по ночам холодно, а никаких одеял реконструкторы с собой не берут — это неисторично!

Рассказывает Кудряшов Илья, участник военно-исторического движения, командир 8-ой полубригады:

-В первые наши выходы палаток у нас не было, мы делали навес или же спали вообще под открытым небом, завернувшись в шинели. Один из наших солдат спал у костра и сжег себе шинель и весь бок. Потом уже начали ставить палатки.

Один год был очень морозный, вода за ночь превращалась в лед. Один из бойцов спал у края палатки, в углу было сыро, а утром он не смог поднять голову, потому что волосы примерзли к земле".

Но мало того, что сами бойцы добровольно подвергают себя тяготам походно-полевой жизни, они все-таки мужчины, но в рядах военных историков есть и дамы, и их немало. С одной из таких боевых девушек нам удалось поговорить.

«СП»:  — Светлана, что делают здесь женщины? Разве женщины воевали?

— Нет, не воевали, были, конечно, исключения, как Надежда Дурова, которая сбежала из дома и поступила в гусарский полк, долго скрывая, что она женщина. Но это единичные случаи. Среди реконструкторов есть строевые девушки, но их мало, и бойцы их не любят. Говорят, что женщина-солдат, это либо не женщина, либо не солдат.

Чтобы убедиться, мы спросили мнение по этому вопросу у мужчины — командира 32-го линейного полка Виктора Иванова.

«СП»: — Виктор, вы действительно не жалуете женщин в своих рядах?

— Конечно. Была у меня в полку одна строевая барышня. Так у нее сил не хватало ружье носить, приходилось все время кому-то за нее нести. Ну и что это за боец? Женщина должна носить юбку и бояться выстрелов. А иначе кого же тогда защищать мужчинам? А маркитанток мы очень любим!

«СП»: — А кто такие маркитантки?

Рассказывает Светлана Мокшина, маркитантка 18-го линейного полка: «Маркитантки — это девушки, которые сопровождали армию с обозом и снабжали ее все необходимым: едой, питьем, могли чинить амуницию. Не на до путать маркитанток с девушками легкого поведения, ничего подобного, маркитантки этим не занимались. В русской армии все маркитантки были с мужьями, а во французской армии девушки вели свой маленький бизнес самостоятельно. Начиная поход босоногими бедняками, возвращались разбогатевшими дамами, ведь награбленное в ходе завоеваний добро солдатам больше некуда было девать, кроме как расплачиваться с маркитантками. Сначала любой солдат мог купить все, что угодно, у любой маркитантки, но поскольку бизнес был прибыльным и девушки стали бороться между собой за рынок сбыта, вскоре за каждым полком закрепили одну маркитантку, и девушки стали одеваться в полковые цвета. Сегодня маркитантки в основном кормят и поют солдат, помогают пришивать пуговицы, ухаживать за лошадями и вести прочий лагерный быт.»

Военно-историческое движение было основано более 30 лет назад тогда еще студентом Политехнического института, а ныне кандидатом исторических наук, доцентом Санкт-Петербургского университета Олегом Валерьевичем Соколовым и группой его ближайших друзей. С тех пор движение охватило всю страну, объединяя под флагами обоих армий романтиков всех возрастов. Каждый новобранец в первую очередь должен решить для себя, в ряды какой армии он хочет вступить. За кого сражаться: за русских или за французов. Русская армия, конечно несколько больше, но и встающих под французские флаги достаточно. Почему же люди надевают на себя вражеские мундиры? На этот вопрос нам ответил Павел Суслов, командир одного из полков Французской армии.

«Не важно, какой мундир на тебе надет, важно, что ты несешь в себе, за какие идеалы ты выступаешь. В далеком 1990 году мы поехали в Бельгию на реконструкцию сражения при Ватерлоо. Накануне дня баталии произошел показательный эпизод, который наглядно иллюстрирует, что для многих значит реконструкция. В большом крытом ангаре был устроен банкет. За столами собралось около двух тысяч человек. Что творилось! Там были люди множества национальностей, шум, гам на всех языках! Вдруг встал один из старших английских офицеров и произносит такой тост: „Господа! завтра бой, но сегодня день рождения английской королевы!“ И в этот момент поднялись все, кто носил английский мундир, а это были не только англичане, но реконструкторы со всего мира, занимающиеся английской армией. Они все подняли бокалы и стоя прослушали гимн „Боже, храни королеву“. В этот момент они все были подданными своей королевы. Реконструкция — это то, что объединяет людей, вне зависимости от того, кто они есть в этом мире со своими бытовыми проблемами и сиюминутными сложностями современного мира. В ответ раздался гром аплодисментов. За англичанином встал француз с возгласом: „Да здравствует император!“ И все, кто был во французском мундире: и русские, и французы, и англичане, и немцы — в едином порыве подхватили тост, и по ангару прокатился рев. В ответ опять овации. И так далее… Сейчас, по прошествии лет я воспринимаю этот эпизод как один из символов реконструкции как объединяющей силы, которая стирает границы и перемешивает национальности».

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня