Наталья Зарубина, мама шестилетней Сандры, отсудившая дочь у приемной португальской семьи, не хочет уезжать из России. Сейчас она с Сандрой, старшей дочерью Валерией и бабушкой девочек Ольгой Ивановной живет в селе Пречистое Ярославской области, в полуразвалившемся доме. В Португалии семье Зарубиных обещают предоставить комфортное жилье и кафе, в котором Наталья сможет работать, но женщина боится, что их обманут и снова попытаются отобрать дочь. Вчера Ольга Ивановна Зарубина должна была поехать в Португалию, чтобы посмотреть, какие условия для приезда на постоянное место жительства им там предлагают. Но поездка сорвалась. По сообщениям некоторых СМИ, причина в том, что она побоялась оставлять надолго Сандру с пьющей матерью.
Как живет сейчас Сандра и почему не состоялась поездка бабушки в Португалию, Наталья Зарубина рассказала «Свободной прессе».
«СП»: — Почему ваша мама не поехала в Португалию смотреть дом, в котором вам предлагают жить?
— Передумала. Слишком уж пристальное внимание все уделяли этой поездке. Вот она и не хочет уже никуда ехать. Да и вообще, не хотим мы туда.
«СП»: — В СМИ сообщали, что бабушка Сандры отказалась от поездки в Португалию, потому что накануне вы устроили гулянку с друзьями и теперь она боится оставлять с вами внучку…
— Какой бред! Абсолютно не эта причина! Все переврали, перекрутили… За мной здесь установили тотальную слежку. Я не могу появиться на улице в компании со своими друзьями. Сразу появляется кто-то из органов опеки или еще каких-то комитетов и отчитывает, что, вот, я ребенка оставила, что дети сейчас без материнской заботы.
Недавно я была в гостях у подруги. Сандра осталась с бабушкой, Валерия гуляла с подружками. Мы сидели на кухне, спокойно разговаривали и тут прибегают контролеры, кричат мне: «Почему ты не дома, почему оставила детей без должной материнской заботы?» Теперь из-за того, что я посидела в гостях у подруги, меня 9 сентября вызывают на комиссию по делам не совершеннолетних.
Еще такой случай был: в прошлые выходные Сандра с сестрой и бабушкой поехали в гости в Москву на два дня. Я не поехала с ними, потому что всем вместе ездить дорого. В воскресенье я встретилась с двумя моими хорошими знакомыми. Мы посидели, пообщались, попили пива и я пошла домой. Я шла по дороге и хромала, потому что у меня треснула кожа на ступне и нога болела. По дороге меня останавила милицейская машина и забрала в отделение. Я объясняю, что дети с бабушкой в Москве, а следователь меня отчитывает, мол, что же, дети уехали, а ты сразу пошла гулять.
Почему нет-то? Я что в монастыре живу? У меня такое ощущение, что я под домашним арестом или, что я отсидела где-то и меня теперь поставили на контроль.
«СП»: — Какие условия вам предлагают португальцы?
— Сказали, что дом нам дадут каменный, постройки тысяча восемьсот какого-то года. Там, может, и есть их пресловутый евроремонт, все удобства, но зимой, чтобы в нем жить, нужно сразу запасаться шубами и валенками. В Португалии ведь нет отопления. Если бы дали нормальную квартиру в новом доме, а то суют что-то еще более старое, чем наш дом в Пречистом.
«СП»: — Еще вам предлагают кафе, в котором вы сможете работать…
— Предлагают, но где гарантия, что это кафе не где-нибудь на задворках расположено? Может быть, там три клиента в день зайдут кофе по 50 центов выпить и все. То есть я заплачу за аренду, а кафе окажется не рентабельным. Страшно, что нас сейчас заманят обещаниями, а потом что-нибудь придумают про то, что я ребенка содержать не в состоянии и начнется все снова.
«СП»:— Значит, вы решили не уезжать в Португалию?
— А что бегать взад-вперед? Я не хочу, бабушка наша не хочет, Валерия — старшая дочка тоже говорит, что никуда не поедет. Сандре все равно. Ей и там нравится и тут ей хорошо.
«СП»: — Почему вы все еще не работаете?
— Мне предложили работать в швейном цеху. Но там массовый пошив, а я училась на индивидуальный. К тому же я уже 10 лет не сидела за машинкой. Перебиваюсь случайными заработками. Неделю убирала мусор за строителями в новом доме. Обещали заплатить 4 с половиной тысячи рублей, а дали только две и все. На эти деньги купили Валерии джинсы за 700 рублей, обувь за 650. У Сандры обувь просто летит. За три месяца приходится покупать уже пятую пару.
«СП»: — Сандра уже привыкла к новой жизни?
— Она стала не такая нервная, какой была в начале. У нее появились подружки — соседские девочки Настя и Лиза. Сандра утром только откроет глаза, а они уже бегут, зовут ее гулять. Она выучила достаточно слов, чтобы нормально общаться со всеми. Очень любит ходить в баню. В первый раз, она бегала по парилке и кричала: «Мы сейчас сгорим, сгорим!» Там же жарко. А потом ей сильно понравилось. Еще из нового: теперь все время требует, чтобы ей заплетали косички и в садик ходит только с косичками. Недавно купили ей смешную бело-розовую шапочку с помпончиком — она сама выбирала. Такая она интересная, хорошенькая в этой шапочке с двумя тонюсенькими косичками… Вот с едой пока не очень… Сделали на днях вареники с творогом, она перепутала их с пельменями, бежит к столу, кричит: «Я это буду, я это люблю!» А потом откусила и обиженно говорит: «А в тот раз вы мясо туда ложили» Так и не ела их. А вот все мясное: пельмени, манты, котлеты любит до безумия. Макароны, пюре, гречку не ест. Голубцы разворачивает и съедает только мясо. Зато очень полюбила супы. А так вообще, она умница, быстро все учит, легко адаптировалась. Бегает везде, гоняет кошек, Люську, собачку свою, мучает.
«СП»: — Флоринда и Жоау Пиньейру часто звонят?
— Сейчас реже: раз в день или два. А раньше по три раза на день. Если Сандра дома, она с ними с удовольствием болтает, а если от подружек ее забираю, чтобы она с ними поговорила, то она старается побыстрее разговор закончить и убежать. Ей же гулять хочется…