Готовя книгу «Светочи тьмы: физиология либерального клана», я опубликовал в различных медиа (в том числе и в «Свободной преcсе») сокращенные варианты биографий 27 ключевых российских либералов, ставших основой книги. Эти статьи (разумеется, с указание источника) дублировались на сайте delyagin.ru, — и подсчитываемая сайтом частота просмотров их позволяет судить об интересе, который испытывает аудитория Рунета к тем или иным персонам.
Разумеется, это не является строго научным рейтингом, — как в силу нерепрезентативности аудитории сайта, структура которой не совпадает со структурой ни российского общества, ни пользователей Рунета, так и потому, что статьи выходили на протяжении почти года, что ставило их героев в заведомо неравное положение. Вместе с тем интерес к «свежей» статье сохраняется обычно не более чем в течение 2−3 дней, что ставит всех участников рейтинга практически в равное положение и позволяет, хоть и примерно, судить об интересе к ним. Общий же интерес к либералам велик: на одного в среднем приходится 10,2 тысячи просмотров.
Полученные результаты во многом неожиданны.
Так, абсолютным лидером по проявляемому к нему интересу, опередившим даже донельзя медийную К.Собчак, стал ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) и «двигатель» реформы образования Кузьминов, производящий впечатление глубоко непубличного человека. Возможно, это вызвано повышенным вниманием к нему сотрудников и студентов ВШЭ, а также всего образовательного сообщества, весьма активного в Рунете.
Исключительно высоким и не вполне понятным оказался интерес Рунета к, казалось бы, давным-давно забытому, ушедшему на политическую пенсию и живущему в США ельцинскому министру иностранных дел Козыреву, занявшему четвертое место. Также казавшийся забытым М.Зурабов, старательно избегавший общественного внимания после людоедской «монетизации льгот» на посту сначала советника президента, а затем посла России на Украине внезапно занял относительно высокое 11-е место, опередив целый ряд ярких и активно рекламирующих себя фигур, начиная с Навального.
Неожиданно большое внимание проявили обитатели Рунета и к известным, привычным и вроде бы изученным вдоль и поперек медиаперсонам вроде телеведущего Познера и премьера Медведева.
В то же время интерес к вроде бы активно действующим, хорошо «раскрученным» в медиа и исключительно влиятельным фигурам вроде Дворковича, Грефа, Кудрина, Голодец и Шувалова оказался совершенно незначительным, как, впрочем, и в целом интерес к экономистам. Даже активно действующие, а не канувшие в Лету (как, например, Ясин) вызывают сравнительно мало интереса: наиболее популярный из них, министр экономического развития Улюкаев, находится лишь на седьмом месте с 5% просмотров, а ключевая для всей экономической политики России персона — председатель Банка России Набиуллина — и вовсе оказалась лишь на 9-м месте, лишь незначительно опережая пропагандиста Иноземцева.
Едва ли не самая удивительная новость рейтинга — фактическое забвение Навального: несмотря на снятие блокировки с его интернет-ресурсов, интенсивное тиражирование и обсуждение малейших его замечаний всесильным пулом либеральных медиа, он не вошел даже в первую десятку (сумев, правда, опередить покойного Гайдара). А интерес к Чубайсу оказался ниже, чем к Дворковичу и М.Зурабову. Возможно, эти персонажи уже утомили общество своей активностью и довели его до тошноты однотипностью и предсказуемостью своих действий и высказываний.
Покойный Березовский, возможно, из-за тайны своей смерти занимает почетное шестое место, а сыгравший сопоставимую с ним роль в истории России Гайдар (возможно, потому, что в нем не было ничего мистического или загадочного), несмотря на бесконечное воспевание его всем либеральным кланом (а возможно, именно из-за этого) оказался лишь на 13-м месте.
Многие яркие фигуры, обладавшие в свое время исключительной значимостью, незаслуженно забыты российским обществом: кто-то сознательно ушел в тень (как, похоже, Швыдкой и Волошин), а кто-то оказался просто неинтересным, несмотря на энергично демонстрируемые ум и осведомленность (к таким можно отнести Алексашенко и Коха).
Интересной представляется высокая концентрация рейтинга: семеро наиболее популярных либералов собрали более половины (51,5%), а лидер и вовсе получил каждый девятый просмотр. В то же время на последних семерых приходится лишь 8,8% просмотров.
Это подтверждает и то, что мы по-прежнему «ленивы и нелюбопытны», и умение разумной части либералов (вроде того же Шувалова) эффективно прятаться от слепящего света общественного мнения и избегать таким образом ответственности (пусть даже пока только репутационной) за проводимую ими в интересах глобального бизнеса разрушительной для нашей страны и народа политику.
Рейтинг ключевых либералов по интересу Интернет-аудитории (по просмотрам статьей о них на сайте delyagin.ru и в процентах от общего числа просмотров):
Автор — директор Института проблем глобализации, д.э.н., издатель журнала «Свободная мысль» (до 1991 — «Коммунист»)