Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
21 октября 2009 12:32

«Жигули» — утопить, «Волгу» — выплеснуть

Визит премьер-министра Владимира Путина на калужский завод «Фольксваген» породил нелепый вопрос: а почему они работают?

69

Действительно, у нас при словосочетании «автомобильный завод» тотчас вспыхивают в сознании ассоциации — остановка конвейера, миллиардные убытки, нерентабельное производство, угроза массовых увольнений, митинги протеста. Неким центром и символом всего, что происходит с российским автопромом, стал ВАЗ. Между тем, на других предприятиях — в Набережных Челнах, Ульяновске, Ижевске, Нижнем Новгороде — положение немногим лучше. Но Тольятти — практически моногород с населением в 700 тысяч. Если там рванет — никому не поздоровится, может начаться цепная реакция.

Кстати, есть информация, что дефолтом 1998 года страна обязана АвтоВАЗу. Нынешним летом, выступая с лекцией перед студентами Московской финансово-промышленной академии, помощник президента РФ по экономике Аркадий Дворкович обронил странную фразу: «В 1998 году ослабление курса рубля в первую очередь проводилась для того, чтобы сохранить завод в Тольятти».

(А помощник президента — не досужий сплетник. Ответственное лицо, надо полагать.)

Затем Дворкович добавил: «Сейчас 26 миллиардов рублей будет закачано в АвтоВАЗ.»

Те 26 миллиардов провалились, как вода в песок. Сейчас ВАЗ просит еще 70 миллиардов. Может, и дадут. Надеюсь, дефолт-98 не повторится. Все-таки тогда баррель нефти стоил 8 долларов, а сейчас — 78! Впрочем, в умелых руках все возможно.

Автопром — некий символ советского и, увы, российского производства. Век почти прошел — не создано ни одного автомобиля, сравнимого с зарубежными. Самая сносная машина — «Жигули», она же «Лада». Но это — «Фиат» пятидесятых-шестидесятых годов.

Из того, что безусловно хорошо делали, можно вспомнить автомат Калашникова и трактор «Беларусь». Не машина, а многорукий кудесник! К нему вместе с бульдозерной лопатой, экскаваторным ковшом, сенокосилкой и прочим можно, наверно, еще и кофеварку подключить, скороварку, мини-пекарню — и все будет работать как часы! Но не маловато ли двух шедевров для советской инженерной эпохи?

Да и то с оговорками. Только автомат Калашникова продавался за границу как есть. И лишь в слаборазвитые страны. А тракторы проходили предпродажную подготовку. На специальных заводах с них срезали кабины и ставили на их место кабины фирмы «Джон Дир». Потому что наши кабины для западного рабочего — все равно, что пыточная камера: чудовищная вибрация, газ и пыль одновременно.

Еще в 70-е годы московско-петербургская молодежь ввела в СССР словечко «квази». Родной отец нынешнего «как бы» во всех смыслах. За 18 лет «как бы» капитализма в России мы постоянно повышаем таможенные пошлины на ввоз иностранных машин, чтобы наши заводы по-прежнему продолжали выпускать «как бы» автомобили.

Потому-то поездка премьер-министра Путина на калужский завод «Фольксваген» привлекает внимание, наводит на вопросы и размышления.

Этим предприятием, и другими, ему подобными, Владимир Владимирович обязан себе и своему близкому товарищу Герману Оскаровичу Грефу, которого 2 года назад снял с высокой должности министра экономического развития. В первые годы путинской власти Греф, пользуясь его доверием и высоким покровительством, создал и пробил программу привлечения иностранного автопрома на просторы России. Он имел мужество сказать: «Я не верю в то, что наши автомобили — „Жигули“, „Волга“ — имеют будущее. Изобретать велосипед не нужно. Нам нужно создать привлекательные условия для размещения здесь мировых автомобильных концернов. Для этого нужно шесть-восемь лет».

Иначе говоря, «Жигули» — утопить, «Волгу» — выплеснуть. С приходом на российский рынок иностранных концернов у них никаких шансов уже не будет. Но Греф понимал, что жизнь в верхах в любой миг может повернуться по-всякому, и 6−8 лет ему точно не дадут: «Так и стоит вопрос, — предупреждал он своих сотрудников. — Мы за четыре года должны все это сделать».

И ведь сделали. В Калуге построен «Фольксваген», в Москве работает «Рено», в Ленинградской области — «Катерпиллар», «Тойота», «Ниссан», «Дженерал Моторс» и «Форд», в Ижевске — корейской концерн «Киа», итальянский «Фиат» выпускается в Набережных Челнах, а «Крайслер» и «Додж» — в Нижнем Новгороде.

Самое главное сейчас, сиюминутное — люди имеют работу и зарплату. В перспективе — там вырастут новые русские слесаря, умеющие хорошо работать, материально независимые, с другими взглядами, с другими требованиями к жизни. Капиталисты с ленинградского «Форда» на буржуйские деньги отправляют рабочих лидеров профсоюза на специальные курсы повышения забастовочной квалификации. Чтобы стачки устраивали цивилизованно, а не разносили клочки по закоулочкам, в результате чего никому ничего вообще не достанется. Другое дело, что фордовских забастовщиков не шибко жалуют и некоторые наши. Одни считают, что фордовцы «с жиру бесятся — в таких условиях работают, такие деньги получают, и всё недовольны». Российское начальство наблюдало за становлением рабочего движения на отдельно взятом заводе с инстинктивной, интуитивной тревогой: народ перестаёт быть покорным, более того — становится ОРГАНИЗОВАННЫМ. Тут же бросились в бой официальные профсоюзы. Рабочих вожаков с «Форда» и «Катерпиллара», что в городе Тосно Ленинградской же области, в 2006 году ИСКЛЮЧИЛИ из Федерации профсоюзов, обвинив их в радикализме. В советские времена был популярен анекдот о том, как в ответ на распоряжение директора повесить каждого третьего рабочего, некий слесарь-токарь спросил: «А верёвки самим приносить, или профсоюз выделит?» Наша Федерация профсоюзов не то что веревки выделяет — сама пытается произвести процесс повешения.

Только не получается. В России создана Ассоциация альтернативных профсоюзных движений автопрома.

Наверно, на новых заводах научатся не только слесаря и профсоюзники, а, надо надеяться, и управляющие. Завод «Фольксваген» в Калужской области построили за один год, выпускают Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia. Сейчас готовится линия по сборке сразу пяти новых моделей.

То есть на ВАЗЕ в Тольятти кризис, гигантские убытки, увольнения, а на «Фольксвагене» в Калуге новые линии запускают? Почему и как они работают?

Ответ на эти вопросы едва ли не разгадке жизни равносилен.

Имею в виду — нормальной жизни. Не просто и не только биологической.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня