Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
27 октября 2009 10:32

Стратегический дуплет через Ледовитый океан

Российские бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 совершили рекордный полет патрулирования над северными и южными границами нашей страны

628

Как сообщили нашему корреспонденту в Министерстве обороны, два стратегических бомбардировщика Ту-160 Дальней авиации ВВС успешно выполнили небывалую по сложности задачу воздушного патрулирования полярных владений России. Маршрут полета, продолжительностью 20 часов, проходил из города Энгельс по северным границам в район Тихого океана и обратно вдоль южных границ Российской Федерации. В ходе полета Ту-160 дважды дозаправлялись топливом в воздухе от самолетов-танкеров Ил-78.

Это самый продолжительный полет за более чем 20-летнюю эксплуатацию самолетов Ту-160. Ранее рекордным считался перелет из России в Венесуэлу, продолжительностью 18 часов с одной дозаправкой, который был осуществлен в прошлом году. В сентябре 2008 года два ракетоносца дальней авиации ВВС ТУ-160 «Александр Молодчий» и «Василий Сенько», называемые за красоту белыми лебедями, прибыли в Венесуэлу. Ядерного оружия на борту не было. Во время полета над Карибским морем решалась задача пройти по установленному маршруту в нейтральных водах, где нет ориентиров. Оценить работу навигации, проверить слаженность экипажа. Бомбардировщики, поставленные цели по воздушному патрулированию в акватории Атлантического океана выполнили успешно.

Нынешний полет был комплексным. Одновременно с аэродрома в восточной части России в небо поднялись два турбовинтовых стратегических бомбардировщика Ту-95МС. В ходе патрулирования продолжительностью 15 часов, маршрут которого проходил через нейтральные воды Северного Ледовитого океана в район акватории Тихого океана, экипажи отработали навыки ведения полетов над местностью с отсутствием ориентиров.

В настоящее время летчики Дальней авиации регулярно выполняют полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Тихого океана и Черного моря как с базовых, так и с оперативных аэродромов.

Мы попросили прокомментировать сообщение Министерства обороны руководителя Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, профессора Академии военных наук полковника Анатолия Цыганка.

«СП»: — Насколько вот такой образ патрулирования соответствует задачам нашей дальней авиации по ядерному сдерживанию?

— Абсолютно не соответствует! Самолеты этого класса морально и технически устарели, это техника 50−80 годов. Безусловно, стратегические бомбардировщики — ракетоносцы Ту-160 и Ту-95 являются самыми крупными и мощным в мире боевыми самолетами. Их предназначение — поражение ядерным и обычным оружием важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу военных действий. В свое время они были достаточно эффективным средством вооруженной борьбы. ТУ-160 был создан в преддверии «смутного времени» в 1987 году, когда Россия практически лишилась статуса великой державы в результате сокращения военной мощи и отказа от многих важнейших оборонных программ. Ту-160 сумел «выжить».

ТУ-95 принят на вооружение частей дальней авиации в 1956 году. В 1992 году он был снят с производства. Но теперь снова возвращен за неимением, как говорится, лучшего. В настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета, укомплектованного усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оружием (БРЭО) и высокоточными стратегическими ракетами нового поколения. Ракетоносцы Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС России до 2010-х годов. Но, на мой взгляд, это — скорее обуза для современных ВВС, чем приобретение.

«СП»: — Почему вы так считаете, ведь задачи патрулирования выполнены успешно?

— Да, сам по себе перелет интересен, как рекорд. Но с военной точки зрения, такая форма патрулирования устарела. Вообще наша дальняя авиация в ее нынешнем виде отстала от развития оружия. Она имеет высокую уязвимость в воздухе и на земле, зависимость от наличия заправочной авиации, слишком большой отрезок времени занимает доставка с ее помощью оружия к месту его применения. В реальной боевой обстановке эти самолеты были бы уничтожены ракетами противника задолго до того, как смогли бы нанести свой удар возмездия.

«СП»: — Но, может быть, эти самолеты способны решать задачи по обеспечению нашего присутствия на шельфе Ледовитого океана?

— Номинально, да. Но тоже не современно. Раньше у нас «висел» над этим и сопредельными регионами военный спутник, который следил за территорией. Но два года назад его якобы случайно сбили американцы. За два года новый спутник мы так и не вывели на орбиту. А он позарез нужен. К тому же, на мой взгляд, в нынешнем патрулировании больше пиара, чем демонстрации реальных возможностей.

«СП»: — Почему?

— Наша дальняя авиация не в состоянии вести непрерывное патрулирование. Самолетов, хотя и стареньких, худо-бедно хватает. В составе дальней авиации насчитывается: ТУ-160 — шестнадцать самолетов, ТУ-95 — шестьдесят восемь, из них четыре учебные. Но большей части летчиков не хватает летных часов и опыта. В грузино-осетинском конфликте сбили нашего бомбардировщика, им управлял командир полка. Летчик имел налет более 80-ти часов в месяц. Летчики дальней авиации столько не имеют. В период Советского Союза летчики гораздо больше проводили времени в небе. Необходимо увеличить число полетов, минимум 60 — 80 часов в месяц.

«СП»: — Чего не хватает и что, на ваш взгляд, необходимо для развития дальней авиации?

— К сожалению, за последние двадцать лет не произвели ни одного нового самолета. У России на это нет ни сил, ни средств, ни переподготовленных кадров. Модернизация, о которой говорят министр обороны и начальник генерального штаба, все равно не позволит дальней авиации в ее современном виде систематически совершать трансатлантические полеты: старое крыло, устаревшее вооружение, ретро оборудование.

Самое перспективное направление модернизации — крылатые ракеты воздушного базирования, позволяющие наносить удары с больших расстояний и не требующие дальних перелетов самолетов, на которых они установлены.

Из досье «СП»

Ту-160

Полномасштабная разработка сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту 160 была начата в ОКБ Туполева в 1975 году. На основе предложений и рекомендаций ЦАГИ была разработана аэродинамическая компоновка многорежимного самолета, практически объединявшего в себе возможности самолета Ту-95 со стреловидным крылом большого удлинения, с изменением угла стреловидности консолей крыла в полете, отработанная на дальнем бомбардировщике Ту-22М, в сочетании с центральной интегральной частью самолета, частично реализованной на СПС Ту-144.

Первый полет самолета Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем ведущего летчика-испытателя Бориса Веремея. Летные испытания подтвердили обеспечение требуемых характеристик, и с 1987 года самолеты начали поступать в строй.

Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1 м, площадь крыла 360/400 кв. м. Экипаж — четыре человека. Максимальная взлетная масса 275 000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000 кг.

Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м.

Вооружение. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Ту-95

Первый полет опытного образца бомбардировщика «95−1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17-м испытательном полете, самолет потерпел катастрофу. Второй образец бомбардировщика — «95−2» — совершил первый полет 16 февраля 1955 года.

В августе 1955 года в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту-95. В 1956 году Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.

Технические характеристики:

Размах крыла 50,04 м. Длина 46,17 м. Высота 12,5 м. Масса максимальная взлетная 172000 кг. Максимальная скорость 920 км/ч. Дальность полета 15400 км. Практический потолок 12000 м. Экипаж 8 человек.

Бомбовая нагрузка самолетов Ту-95 может достигать 12000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке могут размещаться свободнопадающие (в том числе ядерные) авиационные бомбы калибром до 9000 кг.

Оборонительное вооружение самолетов Ту-95 состоит из 23 мм авиационных пушек. На разных модификациях самолета их число варьируется от шести пушек АМ 23 до двух пушек ГШ 23.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня