27 октября администрация Псковской области объявила о том, что разберется с ситуацией в Яммском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Первоначально речь шла о закрытии этого учреждения социальной защиты, но в итоге решили не рубить сгоряча, а провести первым делом прокурорскую проверку. О нечеловеческих условиях, в которых живут и умирают там старики, стало известно накануне от членов волонтерской организации «Старость в радость». Волонтер Лиза Олескина разместила в своем блоге текст с фотографиями, описав чудовищные условия существования стариков. Как за пару месяцев попадающие сюда меняются до неузнаваемости — из более-менее здоровых и вменяемых, превращаясь в полуживых и плохосоображающих.
«Мы пытались исправить ситуацию самостоятельно, но у нас ничего не получилось, — написала Лиза Олескина, — В Ямме все хуже и хуже. И мы уверены, что виной тому — отсутствие какой-либо врачебной помощи и наплевательское отношение к старикам персонала Дома, а главное — равнодушие его директора. Для срочного спасения стариков — нужно сменить директора и медперсонал дома престарелых, на которых полностью лежит ответственность».
Шокирующая запись о ситуации в Ямме взорвала рейтинги блогосферы. Информация дошла до администрации Псковской области. Заместитель губернатора Максим Жаворонков направил в прокуратуру Псковской области обращение о необходимости проведения проверки на наличие в деятельности руководителя Яммского дома-интерната для престарелых и инвалидов признаков состава преступления — «халатность». Кроме того, было подписано распоряжение о проведении служебной проверки в отношении начальника Государственного Управления социальной защиты населения Псковской области Армена Мнацаканяна на предмет его соответствия занимаемой должности.
Отправлявшийся на место ЧП Максим Жаворонков заверил корреспондента «СП», что с 27 октября интернат будет закрыт, директор Владимир Попов уволен, а все старики, проживающие там, в самое ближайшее время расселены по более благополучным социальным заведениям.
По словам Максима Жаворонкова, о ситуации в Ямме еще накануне в администрации области ничего не знали.
— Мы мониторим состояние интернета и вчера увидели записи блогеров. Факты, действительно вопиющие. К сожалению, этот вышел на наш уровень только вчера.
В свою очередь, Армен Мнацаканян, к которому волонтеры обращались еще в августе, заявил, что они преувеличивают ужас положения стариков в интернате. Так же, по его словам, вопрос о закрытии дома престарелых поднимался еще в начале этого года.
— С начала этого года туда не брали уже ни одного нового постояльца. Волонтеры московской общественной организации «Старость в радость» сильно преувеличили действительность. У женщины с пролежнями на фотографии серьезное заболевание крови. Неприятно, что волонтеры опозорили нас на всю страну.
Как выяснилось по итогам поездки, решительный настрой вице-губернатора сошел на нет после знакомства с ситуацией на месте. Местные информагентства передали, что «все пациенты говорили о том, что к ним в интернате хорошо относятся, хорошо кормят, никуда переезжать отсюда они не хотят; дважды в неделю их кормят рыбой, в рационе всегда есть мясо, а раз в неделю они ходят в отремонтированную баню и им еженедельно меняют постельное бельё».
Елена Лешкина, корреспондент Псковского агентства информации, 27 октября вместе с чиновниками областной администрации побывала в Ямме:
— Впечатления от поездки оказались двойственными. На самом деле, прочитав об истории в Интернете, настроение у нас было одно, а на месте эмоции оказались несколько иными. Конечно, увидев само здание, я испытала чувство некоторого шока. Оно находится в аварийном состоянии. И как сказал, вице-губернатор Жаворонков, который обошел все помещения и пообщался с людьми, на этот счет будет проводиться прокурорская проверка. Она и должна установить, может ли в таком здании размещаться такое учреждение. А если — нет, то, почему дом престарелых не расселили ранее. Но вот внутри я не увидела, чтобы старики спали на грязном белье, были какими-то несчастными и неухоженными. То есть, на мой взгляд, дело не в плохом отношении персонала к своим пациентам — этого, скорее всего, нет, а в том, что само здание очень плохое. Да и старики говорили, что всем довольны и ни в какое другое место переезжать отсюда не хотят. Конечно, у них были просьбы к вице-губернатору. Но о закрытии этого дома престарелых прямо на месте, речь после того, что мы там увидели, уже не шла. Мне кажется, что блогеры все-таки слегка сгустили краски, описывая ужасы творящиеся в Ямме.
Впрочем, несмотря на идиллию возникает нехорошое ощущение, что перед встречей с гостями из Пскова администрация дома престарелых, прославившаяся на всю страну, вполне могла провести воспитательные беседы со своими подопечными. И те, чтобы не остаться в ближайшие дни без рыбы с мясом, сказали на встрече с вице-губернатором не как есть, а как надо.
Единственное, что не удалось «причесать» — это само аварийное здание. За сутки капремонт, понятное дело, не проведешь. Тем более, выясняется, что о ветхости помещений областная власть знала и прежде. По крайней мере, экс-губернатор Псковской области Михаил Кузнецов, возглавлявший регион до февраля 2009 года, по крайней мере дважды наезжал в Ямму и даже пытался отселить стариков из ветхого дома, возведенного еще в 50-х годах, в недоделанную пристройку к сельской школе. Эту пристройку в итоге доделать так и не удосужились, а старики так и остались в прежнем здании. В общем, уверения власти о своем неведении звучат довольно странно.
Свой скепсис по поводу результатов поездки высокой комиссии в беседе с корреспондентом «СП» выразила и блогер Лиза Олескина:
— Да, получается, что в интернате все хорошо. Что ж, если там резко все стало идеально, мы только рады. Но, к сожалению, мы ничего хорошего за два года, что туда ездим, не видели. То, что стариков подготовили к этому визиту и директор с ними провел беседу, мы все равно никогда не докажем. Мы скоро собираемся сами ехать в интернат. Очень хочется понять, почему так получилось.
Ямм между Гнилищем и Замогильем
— Они даже жаловаться не могут, не могут попросить, чтобы им принесли воды запить лекарства или поменяли белье. Они там просто перестают понимать, что происходит, — рассказывает в ЖЖ Лиза Олескина.
Село Ямм по злой иронии судьбы расположено между Малым Гнилищем и Большим Замогильем. В местном доме инвалидов и престарелых находится 30 человек, попавших сюда из разных уголков Псковской области. Дом-интернат находится на окраине села в лесу, поэтому его обитатели живут в совершенно закрытом пространстве, ограниченном больничным садиком и скамейкой возле дверей. В здании давно не было ремонта, голые стены, печное отопление, баня раз в неделю или реже. Там есть инвалиды-колясочники, у которых одна сломанная коляска на двоих, лежачие больные, незрячие люди, которых никто не выводит на улицу подышать воздухом.
В Ямме не хватает средств ухода за больными. Там требуется глобальный ремонт здания, крыши, бани, на который нужно большое количество средств, рассказывают волонтеры. Сама Лиза описывает цинизм персонала. К примеру, директор, по ее словам, даже не захотел слушать, что у постояльцев от отстутствия ухода образуются пролежни: «А чего вы хотели? Бабушке годков много. Вот у нее и пролежни». Кто-то из персонала при этом сообщил: «Да это не пролежни, это просто трупные язвы, она же старая и скоро помрет!»
Бить тревогу волонтеры начали еще летом. Поняв, что своими силами им не справиться, они обратились в местное отделение соцзащиты. Там им пообещали провести проверку и предпринять необходимые меры. Но прошло уже несколько месяцев, за которые в Ямме умерли еще несколько стариков.
— Мы своими силами делали там ремонт летом, сами покупали бабушкам памперсы, а еще, платили медперсоналу деньги за то, чтобы они стригли старикам ногти. Бесплатно они не делали ничего — рассказывает Лиза.
— Там недавно умерла Ирина Алексеевна Валдаева, скорее даже, отмучилась, — добавляет Янина Зелинская — тоже член команды волонтеров. -Когда ее только привезли, в 2008 году,
она была вполне бодрой старушкой. Комнатка, в которой она жила, была небольшой, зато окно в ней было огромным. И щели в нём тоже были огромными. Всем было наплевать. Так она и лежала в своей постели со страшными пролежнями на теле. Я не знаю, от чего она умерла, но могу предположить, что еще ко всем бедам — от голода. Еду ей приносили и ставили на стол, потом через дня два убирали, и ставили новую… Бабушка почти не соображала. Естественно никто ее не кормил, а есть сама она не могла. А самое ужасное было в тех альбомах с ее жизнью и фотографиями, на которых она красивая и живая. Они лежали рядом с ней в шкафу…
Такую картину упадка волонтеры наблюдали в течение двух с половиной лет. Запись в блоге стала криком о помощи. Тысячи людей в интернете прочли и были шокированы подробностями жизни стариков в Ямме.
Владимир Никитин, депутат Государственной думы от Псковской области, фракция КПРФ:
— К сожалению, о ситуации в Доме престарелых в Ямме нам до сих пор не было ничего известно. Обращений от граждан на этот счет не поступало. Могу сказать, что, когда такие сигналы поступают, мы стараемся реагировать и оперативно решать проблему. Честно говоря, меня история этого дома для престарелых не удивляет. Псковская область — глубоко депрессивный регион. По большинству показателей — худший во всем Северо-Западном округе. Люди здесь даже не заметили кризис, который бушует в стране. В этом кризисе они живут уже многие годы. Средняя зарплата в области — 11 тысяч рублей. При этом, 16% населения получает меньше прожиточного минимума. То есть, живут за чертой бедности. Мне кажется, что ситуация в Ямме вряд ли столь уж уникальна. Подобное происходит во многих местах, и не только в Псковской области. Ямма — совсем маленький поселок. Там в центре есть колония строгого режима. Так преступникам на питание государство выделяет 6 тысяч рублей в месяц, а прожиточный минимум в Псковской области для честных людей — 4,5 тысячи рублей… Мы уже давно уже ничему не удивляемся. Мы же видим, что федеральное правительство и его подразделения внизу настойчиво проводят политику на управляемое угасание России.
Человеческие жертвы при этом неминуемы. Власти надо только одного, чтобы социального взрыва не было, поэтому иногда кое-какие подачки подбрасывают. За годы наших реформ в Псковской области пропало 148 тысяч человек — фактически каждый пятый житель региона. Надеюсь, что сейчас комиссия из Пскова на месте разберется с происходящим в Ямме, и какие-то выводы будут сделаны. Мы со своей стороны тоже будем следить за развитием ситуации и добиваться, чтобы старикам обеспечили достойные условия существования.