В пятницу, 25 ноября, в российское Минобороны был приглашен атташе по вопросам обороны при посольстве Украины в России для вручения военно-дипломатической ноты. Таким образом оборонное ведомство выразило протест в связи с введением Украиной незаконных ограничений на использование воздушного пространства над акваторией Черного моря.
Кроме того, Росавиация потребовала от Украины незамедлительной отмены выпущенных уведомлений об активировании опасных зон в воздушном пространстве. В сообщении агентства отмечается, что издание уведомлений не согласовывалось ни с компетентными органами России, ни с российским провайдером аэронавигационного обслуживания — Госкорпорацией по ОрВД.
Напомним, 24 ноября Киев выпустил авиационные уведомления (НОТАМ) «об активировании опасных зон» в связи с проведением ракетных стрельб 1 и 2 декабря «на всех высотах с захватом воздушного пространства над открытым морем в зоне ответственности РФ», а также «с заходом в воздушное пространство над территориальными водами» России с максимальным углублением на 12 километров.
В украинских СМИ по этому поводу прошли сообщения, что в процессе учебных стрельб могут быть испытаны новые ракеты «Вiльха» («Ольха»), которые планируются для использования в работе РСЗО «Смерч». Однако специалисты отмечают, что эти комплексы бьют по настильной траектории и угрозы для использующих большие высоты гражданских самолетов не представляют. Однако, опять же по информации украинских СМИ, речь может также идти о стрельбах ракетами большой дальности с самолетов в районе Одессы. А вот это уже может представлять серьезную опасность для воздушного пространства Крыма.
Отметим также, что Росавиация отказалась прекращать полеты над Крымом из-за украинских стрельб, опровергнув таким образом сообщения СМИ о возможном закрытии неба над полуостровом. «Вопрос о закрытии воздушного пространства над Крымом даже не возникал, полеты выполняются в штатном режиме», — заявил журналистам советник главы Росавиации Сергей Извольский.
Тем не менее, многие эксперты уже назвали это объявлением новой блокады — блокады гражданской авиации. Что теперь? Что если Украина станет ежедневно оповещать о ракетных стрельбах? Означает ли это, что Россия может лишиться воздушного сообщения с полуостровом? И насколько подобные действия вообще законны с точки зрения международных правил гражданской авиации?
— Тут бессмысленно говорить о международных правилах, — считает эксперт Ассоциации независимых военных политологов Александр Перенджиев.
— Сейчас у них слишком много толкователей. Кто-то толкует, что Крым — это Россия, а кто-то, что Крым — это часть Украины. Вот вам уже двойное толкование международных правил. Тут речь не о международных правилах, а безопасности региона. И планируемые Украиной пуски не просто провокационны, это элемент агрессии против РФ. Киев уже как-то угрожал, что будет сбивать самолеты, которые летят в Крым из России. Это все элементы блокады.
Тот факт, что Крым все больше «врастает» в Россию не только в плане политическом, но и в плане экономическом, транспортном, очень раздражает Киев. Он своей блокадой хочет Крым из полуострова превратить в остров. Мы знаем, что Украина не оставляет попыток диверсионных атак на Керченский мост. К счастью, Россия приняла все необходимые меры безопасности.
Напомню, что за безопасность Керченского моста официально отвечает Новороссийская военно-морская база. Теперь еще появился и ответственный человек в управленческом плане. Когда были отдельные Южный и Крымский федеральный округа, получалось, что за мост отвечают только в Москве. Когда Крым и Севастополь вошли в Южный федеральный округ, обозначился и ответственный — глава ЮФО, теперь это тоже его вопрос.
Так вот, в Киеве начали понимать, что Крым очень быстрыми темпами вживается в Россию. Тут можно вспомнить еще и выборы, по итогам которых представители Крыма стали депутатами Госдумы. Все это на Украине вызывает бессильную злобу. Они просто землю роют, думают, как же все-таки Крыму нагадить. И эти стрельбы — это, конечно, очередная попытка перекрыть коммуникации, связь с полуостровом, как они до этого отключали электричество.
Это не просто учения ради учений, это угроза нашему воздушному пространству. И именно в таком качестве это надо рассматривать — как замаскированный акт агрессии против России. И это косвенно доказывает, что в гибели малазийского «Боинга» над Донбассом 17 июля 2014 года виновата украинская сторона, которая проводила там какие-то учения…
«СП»: — А решится ли Киев сбить российский самолет?
— Вы знаете, может решиться. При этом будет традиционно включать «дурака», говорить, что это все случайно, что это русские «сами себя сбили», что мы их предупреждали, а они все равно там летают, и вообще Крым — это суверенная территория Украины. Помните, сначала они грозили санкциям авиакомпаниям, которые летали в Крым, потом запрещали им летать на Украину? А теперь нам открытым текстом говорят, что готовы сбивать наши суда.
В этом, кстати, нет ничего нового. Приведу пример, когда Азербайджан пригрозил сбивать все самолеты, которые взлетают с Ходжалинского аэропорта. Это аэропорт столицы Нагорного Карабаха — Степанакерта, азербайджанцы его называют ходжалинским. И самолеты там не летают. Таким образом нас ставят в рамки. И дают понять другим, уже международным акторам, что если вы там будете тоже летать, неважно, кто вы, французы, немцы — то это и вас касается.
«СП»: — А что мы можем предпринять в ответ?
— Я так понимаю, что пока Россия будет действовать дипломатическим путем. Хотя они нас откровенно провоцируют, ведь это уже не обстрел Донбасса, это вызов безопасности нашей страны. Я рассматриваю эту акцию как повод для реального военного столкновения России и Украины.
Если такая ситуация из временной превратится в постоянную, то я не вижу иного выхода, кроме как показать, что мы готовы применить силу. Что тогда будет — не знаю. Думаю, тут не стоит фантазировать, для этого существует Генштаб. Там есть хорошие «мозги», которые понимают ситуацию, разрабатывают меры противодействия. Если они получат команду от политического руководства — найдут способ решения проблемы, уверяю.
— Надо понимать, чем вызвано заявление Киева, — поясняет политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Ситуация в мире складывается не в пользу режима. Он разваливается, и ничего хорошего его не ждет, если по каким-то причинам он не станет жертвой «агрессии» России. Поэтому Киев ищет варианты обострения ситуации. Заявление украинских военных — новая форма блокады Крыма.
Полуостров сегодня представляет собой полностью защищенную от нападения с воздуха территорию. Но даже с учетом наших возможностей игнорировать, новые угрозы нельзя и лучше перестраховаться — полеты отменить.
«СП: — Есть ли смысл взывать к международным инстанциям? Или они отвернутся и скажут, что это территория Украины, и она вольна там проводить любые стрельбы?
— Нет, в этой ситуации международные организации не могут отвернуться. потому что Крым, как минимум, является для всех них спорной территорией. Они не признают пока Крым российским, но считаются с позицией России. Никто ведь не разорвал из-за Крыма дипломатические связи с Россией. Более того, через Международную ассоциацию гражданской авиации мы можем добиться отмены решения Украины. Весьма вероятно, что это произойдет. ИКАО может ввести санкции против Украины, если эта угроза сохранится. Более того, считаю, что и наш МИД должен сделать самые жесткие заявления на эту тему.