Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
28 октября 2009 19:04

Белоруссия потребовала вернуть «Буратино» в Минск

Киношники союзного государства решили заново поделить наследие СССР: Карабаса Барабаса, «Белые Росы» и еще 600 кинолент

57

Юридический отдел киностудии Беларусьфильм готовит судебный иск в арбитражный суд Москвы, чтобы защитить авторские права на фильмы, созданные в СССР. Речь идет не только о «Приключениях Буратино», но и о таких знаменитых лентах, как «Белые росы», «Кортик», «Бронзовая птица». В то же время Гостелерадиофонд России уверяет, что на эти картины обладает интеллектуальными правами именно он.

Сказка про золотой ключик, впервые вышедшая на экраны страны в 1975 году, относится к «золотому фонду» советского кинематографа. Фильм снимали в Беларуси, а хранили в России. Всего в российских кинофондах хранятся порядка шести сотен кинолент, снятых студией «Беларусьфильм», 170 из них в Гостелерадиофонде. Обе стороны считают, что имеют исключительными правами на обладание этим наследством.

— Нам важно доказать и отстоять наше право на фильмы, которые создавались во время СССР, чтобы никто не пожелал незаконно использовать наше достояние, — говорит Виктория Северина, начальник юридического отдела Национальной студии «Беларусьфильм». — Мы теряем большие деньги, во-первых, потому, что эти фильмы демонстрируются по многим каналам для нас абсолютно бесплатно, во-вторых, потому что это интеллектуальная собственность, которая принадлежит «Беларусьфильму» и нашей стране. Нас это абсолютно не устраивает.

Прокомментировать заявление киностудии «Беларусьфильм» мы попросили Игоря Куницына, заместитель директора по административно-правовым вопросам Гостелерадиофонда.

«СП»: — Игорь Алексеевич, у «Беларусьфильма» есть права на эти фильмы?

— Коллеги в Минске не учитывают того, что по законодательству Россия является правопреемницей СССР. Соответственно, Гостелерадиофонд России является правопреемником Гостелерадио СССР. А в свое время вся организация производства фильмов и их финансирование находились в ведении Гостелерадио СССР. Вывод о правах очевиден.

«СП»: — Почему вообще возникла такая проблема?

— Это связано с тем, что раньше было единое государство — Советский Союз. Ему все принадлежало, включая телерадиопродукцию. Сейчас этого государства нет, поэтому вопрос с правами нужно культурно и цивилизованно урегулировать. Что мы и пытаемся сделать.

«СП»: — Что вы предпринимаете?

— В этом году в Постоянном комитете Союзного государства состоялось совещание, которое касалось и вопроса принадлежности прав на телерадиопродукцию. На совещании, во-первых, было признано, что российской стороне принадлежат права на кинопродукцию на законных основаниях. Во-вторых, было отмечено, что фильмы являются культурным наследием, как Белоруссии, так и России. Учитывая это, мы предложили урегулировать спорные вопросы специальным соглашением. Мы считаем, что допустимо говорить о правах обеих сторон на использование этой телепродукции, но в объеме, который должен быть оговорен данным соглашенем.

«СП»: — Ранее бывшие Союзные республики претендовали на фильмы, созданные на их киностудиях?

— Уже было несколько таких процессов с участием Литовской, Таллиннской и Одесской киностудий. Из известных фильмов, которые у нас хотели отсудить, можно назвать «Место встречи изменить нельзя», снятый в Одессе. Ни один из процессов не закончился в пользу киностудий.

«СП»: — Что будет, если Беларусьфильм все же сумеет доказать свои права на «Буратино»?

— Если права будут признаны только за белорусской стороной, то мы можем столкнуться с тем, что доступ нашего народа к этим фильмам будет заблокирован. Принимать решения о предоставлении российским телеканалам лицензии будет не российское государственное учреждение, а зарубежная организация. Таким образом, мы рискуем больше не увидеть эти фильмы. И наконец, самое труднопрогнозируемое последствие этого в том, что права просто могут быть перепроданы и окажутся во владении неких зарубежных компаний. То есть, чтобы потом показать этот фильм у нас, России придется заключать договор с какой-нибудь, например, американской компанией. Мы не можем допустить отчуждения нашего культурного наследия.

Ситуацию комментирует Константин Леонтьев, кандидат юридических наук, доцент кафедры авторского права и смежных прав Российского Государственного Института Интеллектуальной собственности

— На сегодняшний день все архивы, находящиеся на территории нашей страны, совершенно законно принадлежат Российской Федерации. В 1992 году в Москве между Россией и странами СНГ было подписано соглашении о правопреемствовании государственных архивов. Поскольку дополнительные международные договоры, касающиеся этих фильмов, отсутствуют, наше правительство в праве самостоятельно устанавливать, как все это использовать. Правительство решило, что исключительные права на картины реализует Гостелерадиофонд. В свое время было подписано соглашение о том, что долги СССР взяла на себя Российская Федерация. По аналогии, тогда Белоруссия может начать и это оспаривать, что, мол, мы передумали и хотим сами выплатить.

В этой ситуации у Беларусьфильма чисто экономические интересы. Доступность культурного наследия сейчас оптимальна и для российских и для белорусских зрителей. Получается, что они в данном случае преследуют чисто экономическую выгоду. Белорусский рынок, как я понимаю, ограничен, а российский чуть побольше. Идея в том, чтобы закрепить за собой права на фильмы, а потом предлагать по завышенным ценам тем же российским компаниям.


Самые известные кинокартины, которые были сняты на киностудии «Беларусьфильм»

1953 — Поют жаворонки

1963 — Третья ракета

1965 — Любимая

1965 — Город мастеров

1973 — Кортик

1974 — Бронзовая птица

1975 — Приключения Буратино

1978 — Расписание на послезавтра

1982 — Труба

1983 — Белые росы

1984 — Рыжий честный влюблённый

1985 — Иди и смотри

1989 — Несрочная весна

Вот последние новости из Беларуси

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня