Юридический отдел киностудии Беларусьфильм готовит судебный иск в арбитражный суд Москвы, чтобы защитить авторские права на фильмы, созданные в СССР. Речь идет не только о «Приключениях Буратино», но и о таких знаменитых лентах, как «Белые росы», «Кортик», «Бронзовая птица». В то же время Гостелерадиофонд России уверяет, что на эти картины обладает интеллектуальными правами именно он.
Сказка про золотой ключик, впервые вышедшая на экраны страны в 1975 году, относится к «золотому фонду» советского кинематографа. Фильм снимали в Беларуси, а хранили в России. Всего в российских кинофондах хранятся порядка шести сотен кинолент, снятых студией «Беларусьфильм», 170 из них в Гостелерадиофонде. Обе стороны считают, что имеют исключительными правами на обладание этим наследством.
— Нам важно доказать и отстоять наше право на фильмы, которые создавались во время СССР, чтобы никто не пожелал незаконно использовать наше достояние, — говорит Виктория Северина, начальник юридического отдела Национальной студии «Беларусьфильм». — Мы теряем большие деньги, во-первых, потому, что эти фильмы демонстрируются по многим каналам для нас абсолютно бесплатно, во-вторых, потому что это интеллектуальная собственность, которая принадлежит «Беларусьфильму» и нашей стране. Нас это абсолютно не устраивает.
Прокомментировать заявление киностудии «Беларусьфильм» мы попросили Игоря Куницына, заместитель директора по административно-правовым вопросам Гостелерадиофонда.
«СП»: — Игорь Алексеевич, у «Беларусьфильма» есть права на эти фильмы?
— Коллеги в Минске не учитывают того, что по законодательству Россия является правопреемницей СССР. Соответственно, Гостелерадиофонд России является правопреемником Гостелерадио СССР. А в свое время вся организация производства фильмов и их финансирование находились в ведении Гостелерадио СССР. Вывод о правах очевиден.
«СП»: — Почему вообще возникла такая проблема?
— Это связано с тем, что раньше было единое государство — Советский Союз. Ему все принадлежало, включая телерадиопродукцию. Сейчас этого государства нет, поэтому вопрос с правами нужно культурно и цивилизованно урегулировать. Что мы и пытаемся сделать.
«СП»: — Что вы предпринимаете?
— В этом году в Постоянном комитете Союзного государства состоялось совещание, которое касалось и вопроса принадлежности прав на телерадиопродукцию. На совещании, во-первых, было признано, что российской стороне принадлежат права на кинопродукцию на законных основаниях. Во-вторых, было отмечено, что фильмы являются культурным наследием, как Белоруссии, так и России. Учитывая это, мы предложили урегулировать спорные вопросы специальным соглашением. Мы считаем, что допустимо говорить о правах обеих сторон на использование этой телепродукции, но в объеме, который должен быть оговорен данным соглашенем.
«СП»: — Ранее бывшие Союзные республики претендовали на фильмы, созданные на их киностудиях?
— Уже было несколько таких процессов с участием Литовской, Таллиннской и Одесской киностудий. Из известных фильмов, которые у нас хотели отсудить, можно назвать «Место встречи изменить нельзя», снятый в Одессе. Ни один из процессов не закончился в пользу киностудий.
«СП»: — Что будет, если Беларусьфильм все же сумеет доказать свои права на «Буратино»?
— Если права будут признаны только за белорусской стороной, то мы можем столкнуться с тем, что доступ нашего народа к этим фильмам будет заблокирован. Принимать решения о предоставлении российским телеканалам лицензии будет не российское государственное учреждение, а зарубежная организация. Таким образом, мы рискуем больше не увидеть эти фильмы. И наконец, самое труднопрогнозируемое последствие этого в том, что права просто могут быть перепроданы и окажутся во владении неких зарубежных компаний. То есть, чтобы потом показать этот фильм у нас, России придется заключать договор с какой-нибудь, например, американской компанией. Мы не можем допустить отчуждения нашего культурного наследия.
Ситуацию комментирует Константин Леонтьев, кандидат юридических наук, доцент кафедры авторского права и смежных прав Российского Государственного Института Интеллектуальной собственности
— На сегодняшний день все архивы, находящиеся на территории нашей страны, совершенно законно принадлежат Российской Федерации. В 1992 году в Москве между Россией и странами СНГ было подписано соглашении о правопреемствовании государственных архивов. Поскольку дополнительные международные договоры, касающиеся этих фильмов, отсутствуют, наше правительство в праве самостоятельно устанавливать, как все это использовать. Правительство решило, что исключительные права на картины реализует Гостелерадиофонд. В свое время было подписано соглашение о том, что долги СССР взяла на себя Российская Федерация. По аналогии, тогда Белоруссия может начать и это оспаривать, что, мол, мы передумали и хотим сами выплатить.
В этой ситуации у Беларусьфильма чисто экономические интересы. Доступность культурного наследия сейчас оптимальна и для российских и для белорусских зрителей. Получается, что они в данном случае преследуют чисто экономическую выгоду. Белорусский рынок, как я понимаю, ограничен, а российский чуть побольше. Идея в том, чтобы закрепить за собой права на фильмы, а потом предлагать по завышенным ценам тем же российским компаниям.
Самые известные кинокартины, которые были сняты на киностудии «Беларусьфильм»
1953 — Поют жаворонки
1963 — Третья ракета
1965 — Любимая
1965 — Город мастеров
1973 — Кортик
1974 — Бронзовая птица
1975 — Приключения Буратино
1978 — Расписание на послезавтра
1982 — Труба
1983 — Белые росы
1984 — Рыжий честный влюблённый
1985 — Иди и смотри
1989 — Несрочная весна