Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
6 ноября 2009 15:23

БАК превратит Землю в черную дыру?

О недоеденной булке в Большом адронном коллайдере и ответственности ученых

Физики из Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) готовят к новому запуску Большой адронный коллайдер, который планируется вновь запустить уже через неделю. В этой связи информационные ленты мира заполнили две… курьезные информации.

Первая. Ученые неожиданно столкнулись с необъяснимым повышением температуры в секторах ускорителя — как оказалось, нормальной работе мешал забытый кем-то кусок… французской булки. Об этом сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на британскую газету Times.

Дело в том, что БАК ровно год назад был остановлен буквально через несколько дней после запуска из-за аварии в системе охлаждения. Работы по ремонту и модернизации заняли больше года, новый запуск ускорителя намечен на середину ноября.

В середине октября было завершено охлаждение всех восьми секторов коллайдера до рабочей температуры — 1,9 Кельвина (271 градус Цельсия ниже нуля). Небольшое повышение температуры ведет к выходу магнитов из сверхпроводящего состояния и может вызвать аварию.

Однако, во вторник, пишет газета, ученые обнаружили, что тщательно контролируемая температура секторов по неизвестной причине ползет вверх и достигла в некоторых секторах 8 Кельвинов. Проверка показала, что неполадки в системе охлаждения были вызваны необычной причиной — кусок зачерствевшего хлеба мешал нормальной работе высоковольтного устройства, питавшего систему охлаждения.

Кусок хлеба был найден в одном из восьми зданий, стоящих на поверхности над 27-километровым тоннелем коллайдера.

— Никто не знает, как он туда попал, возможно, его принесла птица, — сказала газете представитель ЦЕРНа. — Конечно, это было несколько неожиданно. Наша группа повеселилась, когда спало напряжение.

Она признала, что для нее остается загадкой, как кусок батона мог попасть в электрооборудование, окруженное хорошо охраняемым заграждением.

И вторая новость. С приближением срока нового запуска Большого адронного коллайдера противники этого эксперимента вновь вышли на тропу войны — группа, называющая себя Committee on CERN Experimental Dangers (Комитет по оценке опасности экспериментов в ЦЕРНе — ConCERNed) направила во вторник жалобу в комитет ООН по правам человека, призывая остановить коллайдер, так как он угрожает жизни на Земле и тем самым нарушает права человека, сообщает блог Science Insider. Группа ConCERNed требует от комитета ООН по правам человека, находящегося в Женеве, организовать независимую оценку угроз от экспериментов на коллайдере, а также заявляет о юридической ответственности Швейцарии и Франции, где находится установка, а также других стран-членов ЦЕРНа.

Прокомментировать эти две весьма курьезные новости корреспондент «СП» попросил Вадима Черноброва, координатора объединения «Космопоиск».

"СП": — Как-то тревожно слышать историю о французской булке. Кажется мелочь, а вдруг загремим под фанфары?

— История повторяется. И я бы начал немного с другого временного конца — с события, которое произошло более полувека назад — первого испытания американцами атомной бомбы. Поначалу американцы это событие обставляли очень пристойно, но появились скептики и паникеры, которые стали убеждать общественность в том, что взрыв урановой бомбы приведет к некоей хаотичной реакции, которая уничтожит не только все человечество, но и саму Землю.

«СП»: — Вряд ли физики были уверены, что это не так?

— Но ведь не было никакого опыта и некоторые признавались честно, что не знают, что будет. Но поскольку был заказ, а физики не совсем были вольны в своих действиях, то бомбу взорвали. Но не просто, а на вышке, поскольку по теории скептиков, чтобы уничтожить Землю нужно взорвать бомбу на некотором расстоянии от нее. Словом, доказали, всю абсурдность заявлений скептиков.

«СП»: — Ученые всегда осознают свою ответственность за последствия того или иного эксперимента?

— Вообще история науки демонстрирует нам, что ученые, которые занимаются самыми опасными экспериментами, чаще всего становятся «козлами отпущения» в глазах обывателя. Не политики, ни заказчики экспериментов — а ученые. У многих складывается преставление о физиках, химиках, биологах и прочих представителях науки, как о людях, готовых ради получения неких результатов взорвать все на свете.

«СП»: — Разве это не так?

— Я знаком с некоторыми учеными, создававшими и работающими на БАКе. Эти люди специально не подкинут булку или не открутят какие-нибудь защитные болты, чтобы остановить установку, если вдруг засомневаются в ее работоспособности и, следовательно, безопасности. Они никогда не допустят такой халатности, которая бы повредила аппаратуру.

«СП»: — Но булка-то была и в случае чего уже некому будет выяснять, кто ее принес — птица или проголодавшийся физик?

— Обывателю очень сложно оценить высоту культуры людей, которые работают с такими сверхточными и опасными установками, как БАК. Эти люди не снимают белых перчаток и белых бахил во время монтажа и их поведение автоматически предполагает абсолютную аккуратность. А недоеденная булка — это, скорее выдумка, пища для газеты Таймс, которая, возможно, жаждет подобных «сенсаций», чтобы привлечь внимание читателя.

«СП»: — И все же, споры о том, опасен коллайдер или не опасен, уже несколько лет продолжаются и между самими учеными?

— Все подобные споры на публике рассчитаны опять же на обывателя. Когда же ученые разговаривают исключительно в своей научной среде в отсутствие софитов телевизионщиков, прессинга в образе журналистов и опасности прекращения финансирования их работ, то дебаты ведутся совсем иначе.

«СП»: — Интересно — как?

— Не беспокойтесь, вопрос безопасности экспериментов вполне правомерен в дебатах ученых и стоит на первом месте. Однако все они без лишних вопросов понимают утверждение: этого не знает никто и результат покажет только эксперимент. Но до эксперимента дело дойдет лишь при полной и абсолютной уверенности в его безопасности.

…Напомним, еще до первого запуска БАКа в 2008 году у проекта появились противники. Они, основываясь на ряде экзотических теорий, утверждали, что коллайдер может уничтожить планету, так как в ходе экспериментов на нем могут появиться черные дыры или «странное вещество», состоящее из странных кварков.

Справка «СП»

Большой адронный коллайдер — крупнейший в истории ускоритель элементарных частиц, созданный Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) при содействии физиков из многих стран мира для исследования свойств материи и, в частности, поиска бозона Хиггса, частицы, отвечающей за массу других частиц. Ускоритель, расположенный на территории Швейцарии и Франции, был впервые запущен в сентябре 2008 года, но затем был остановлен из-за аварии. Новый запуск намечен на середину ноября.

Физики, в свою очередь, заявляли, что природа миллиарды лет проводила не менее мощные «эксперименты», обстреливая космическими лучами Землю и другие небесные тела, однако никакой катастрофы не произошло.