18+
суббота, 23 сентября
Общество

Блеск и нищета наших любимцев

Скорбный список, который становится все длиннее

  
8994

Они просто тихо уходят. Актеры, составившие славу отечественного кинематографа.

Георгий Вицин  — в последний путь его провожала кучка соседей да вдова с дочерью — в скромном гробу на ритуальном автобусе как простого скромного пенсионера. Вицина — гениального русского актера, неповторимого и любимого миллионами зрителей!

Алексей Смирнов — звезду фильмов Гайдая и культовых «В бой идут одни старики» — хоронили соседи, скинувшись на гроб и скромные поминки. От замечательного актера в буквальном смысле не осталось следа — его могила исчезла с лица земли, поскольку много лет никто за ней не ухаживал.

Сергей Филиппов — непревзойденный Киса Воробьянинов, пролежал мертвым в своей квартире целых две недели, потому что средств на погребение не было, а студия «Ленфильм» отказалась хоронить артиста за свой счет…

Михаил Кононов — великий русский актер, никогда не умевший просить за себя — умер в больнице, потому что нечем было заплатить за дорогущие лекарства.

Николай Крючков — отдавший кинематографу 50 лет, в конце жизни был вынужден ходить каждый месяц в собес, пересчитывать сжираемую инфляцией пенсию, и выслушивать упреки в том, что он «сталинский прислужник».

Николай Парфенов — потерявший во время «гайдаровских реформ» все свои сбережения, жил в страшной нищете. Приемные дети вытащили из его квартиры всё, кроме старого дивана, из брюк у него были только одни тренировочные… и каждый день орали — «Когда ты сдохнешь? Денег за тебя никто не дает»…

Этот список можно продолжать бесконечно — за двадцать лет мы потеряли целый эшелон блистательной актерской элиты советского кино — и практически все ушли от нас в нищете и забвении.

Жалкую пенсию 2600 рублей получала актриса Тамара Носова — любимица нескольких поколений зрителей, блиставшая в фильмах «Молодая гвардия», «Карнавальная ночь», «Женитьба Бальзаминова», «Свадьба в Малиновке»… Больная, обездвиженная, она доживала свой век в нищете.

Сейчас в положении, мягко говоря, бедственном, находятся многие актеры. Все они живут по-разному. Но, даже те, которые на виду, на грани нищеты.

Тамара Семина, Люда Хитяева, Татьяна Самойлова…

Даже любимый многими Алексей Баталов с парализованной дочерью живет, как говорила директор Дома Актера Маргарита Эскина, — еле-еле сводя концы с концами.

Когда писали о сложном положении Вячеслава Невинного, многие издания отказали в помощи — не принято у нас помогать бедствующим актерам.

А вот Савелий Крамаров, который не был известен американскому зрителю, и снялся всего в нескольких второстепенных ролях в американских фильмах стал членом Гильдии актёров. Сильно он не разбогател, но получал лучшее в стране медицинское обслуживание.

За показ старых фильмов в Америке платят всем, кто был в титрах этого фильма, включая электриков и механиков.

А у нас перестали платить даже за звания. Будь ты хоть тыщу раз самый народный — не положено. Мы много говорим о повышении пенсий военным, а уж про пенсии депутатов и чиновников и вспоминать не хочется, а эти люди, приносившие в казну государства немалые деньги, никому не интересны. Никому. Ни Союзу кинематографистов, ни олигархам, ни правительству. И доживают они свои дни, наверное как и все старики, коротая вечера у телевизора. А по телевизору любят крутить советские фильмы, народ их до сих пор с удовольствием смотрит. И видят они себя — молодыми, красивыми, талантливыми, счастливыми. И думаю, горько им и обидно.

И наверное даже не важно, что написано в законах об авторских правах актеров — это на совести наших госдумцев, но каждый, кто с удовольствием смотрит в телевизоре старые советские фильмы и знает, что те, на кого он смотрит — ничего за это не получают — вы не чувствуете, что вы обворовываете этих стариков? Ну да, при помощи первого, второго, и остальных госканалов.

И хотелось бы задать вопрос, например, Константину Эрнсту и Олегу Добродееву — ну нет такого закона, законодатели не торопятся, а когда примут такой закон — то уже и платить будет некому. А что, ваши каналы не могут, из своих немалых бюджетов, которые складываются из рекламы, которую врезают в наши старые советские фильмы каждые 5−10 мин — не по закону, а по совести — платить хоть какой-то небольшой процент старым актерам? Это же так просто — и это по совести

И спросить руководителей СК и Никиту Михалкова, может не только на развитие кинематографа у государства денег просить, но и подумать о достойных пенсиях для любимых актеров страны?

Как было в советское время?

Пенсия актеров советского кино и театра назначалась в строгом соответствии со званием — заслуженный, народный республики или СССР, лауреат Государственной или ленинской премии. Кроме того, киноартисты практически все поголовно состояли на учете в Театре киноактера, где тоже получали пусть маленькое, но все же довольствие. А чтобы наши советские звезды могли позволить себе ездить на персональной машине или построить домик на шести сотках — Госкино устраивало немолодым и уже мало востребованным артистам встречи со зрителями в провинциальных городах Советского Союза. Граждане СССР любили советские фильмы, охотно ходили на представления «Товарищ кино», где вживую можно было увидеть Николая Крючкова, Аллу Ларионову, Николая Рыбникова, Зинаиду Кириенко . Актеры собирали полные залы, получали хороший гонорар и могли достойно встретить старость. Да и пенсия в те времена все-таки была соизмерима с зарплатой.

Постгорбачевская эпоха

Она ударила по кинематографистам с особой жестокостью — кино практически не снималось, а то, что снималось, зависало в кабинетах и сейфах спонсоров (как это произошло с фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита»), или проваливалось в прокате, потому что проката тоже не было — кинотеатры дружно превращались в торговые центры.

Именно тогда, в конце 80-х, было решено создать Гильдию актеров кино — ее вдохновитель и первый президент Евгений Жариков помощь актерам считал наиглавнейшей задачей новой структуры. Жариков досконально изучал подобные организации за рубежом, в соответствии с этим писался устав Гильдии, где одной из первых строк — помощь малообеспеченным и престарелым актерам. Самым обездоленным стали помогать сразу же, элементарно скинувшись по десять рублей. Так десять артистов — среди них Георгий Милляр (знаменитая Баба Яга в сказках Роу), Владимир Дружников («Сказание о земле сибирской»), Ия Арепина («Капитанская дочка») получили первую финансовую помощь в эпоху умирающего кино.

-Конечно, нам хотелось законодательным путем добиться дополнительных выплат заслуженным актерам, — рассказывает Евгений Ильич Жариков, — как это существует, например, во Франции — там определенный процент от съемочного бюджета каждой картины идет в фонд актерских пенсий. Мы неоднократно выступали с предложением в тогдашний Верховный совет при активной поддержке Сергея Станкевича. Но, к сожалению, никакого закона в этом направлении так принято и не было.

Откуда брались деньги? Спонсорская помощь плюс фестивали — каждый год в разных годах России проходили актерские фестивали «Созвездие» — за счет бюджета этого города. Часть денег перечислялась на счет Дома престарелых артистов в Матвеевском и на доплаты актерам. Сами фестивали были тоже в определенном смысле поддержкой старым актерам: их совершенно бесплатно вывозили на «Созвездие», селили в хороших гостиницах, возили по городу и вкусно кормили три раза в день.

-Я помню, у нас в Доме кино в наших кабинетах всегда была еда, — вспоминает вице-президент Гильдии Народный артист России Александр Голобородько, — и еще одежда: мы договаривались с домами мод и они отдавали нам списанные коллекции. Помню, когда народному артисту Владимиру Трошину — непревзойденному исполнителю «Подмосковных вечеров» — не в чем было выйти на сцену в день своего 75-летия, мы подобрали ему вполне приличный новый костюм.

Увы, это была весьма выборочная и далеко не систематическая помощь, многие актеры просто из гордости не могли прийти на бесплатные обеды в Дом кино, другие, как Михаил Кононов, уехали из города в далекую деревню и оказались вообще оторванными от прежнего круга.

Двадцать первый век

А дальше начался раздрай в самом Союзе кинематографистов — раскол и смута, которые тянуться и по сей день. Не будем сейчас касаться деталей этой грандиозной аферы, скажем только, что Гильдия актеров кино не входит в состав Союза, а значит в любой момент может лишиться малюсенького помещения в Доме кино, где до сих пор и обитают малочисленные работники Гильдии (рейдерские захваты со стороны СК уже были предприняты).

В 2000 году тяжело заболел и ушел со своего президентского поста Жариков. Его место ненадолго занял Сергей Жигунов. Потом — Борис Галкин. Ни тот, ни другой не смогли найти финансирования своей организации и покинули свой пост. Борис Галкин в своем заявление написал: «…Моя работа приобрела очертания представительских функций, которые мне понятны, но не вдохновляют. За это время я пришел к убеждению, что в сложившейся с годами структуре административного руководства ГАКР должность Президента практически лишняя и может быть упразднена. Я пришел к решению отказаться от этой должности и выйти из состава Правления ГАКР.»

С апреля прошлого года обязанности главы Гильдии исполняет Валерия Гущина, в свое время директор фестиваля «Созвездия». Никто из актеров не выразил желания возглавить собственную актерскую организацию. Все как в классической схеме: старые не могут — молодые не хотят. Последним кажется, что они вечно будут молодыми и нищая пенсия им не грозит…

-Времена изменились, — считает Александр Голобородько, — найти сегодня спонсоров крайне сложно, практически нереально, тем более сейчас кризис на дворе. Членские взносы — 500 рублей в год, сами понимаете, это капля в море, тем более мы не берем деньги с совсем уж малоимущих артистов. В начале этого века нам здорово помогла фабрика «Дукат» — они платили ста нашим нуждающимся актерам по 1000 рублей ежемесячно в течение года. Но это все равно — капля в море. Нужна государственная поддержка актерам-пенсионерам. При Ельцине, например, народные артисты и лауреаты госпремий получали надбавки — 50 процентов к базовой пенсии. Сейчас и этого нет. Спасибо Римме Марковой — она выбила помощь артистам у партии «Справедливая Россия», в которой состоит.

Римма Васильевна Маркова — член правления Гильдии актеров — настроена решительно:

— Да, я попросила помочь нищим артистам — партия выделила 300 тысяч рублей Гильдии, но этого мало, сегодня надо помогать всем, кто на пенсии, нужен государственный подход, а не частные вливания.

Небольшой собственный фонд создала одна из самых загадочных наших актрис — Анастасия Вертинская. Она помогает 25 старым актерам, которые нуждаются в поддержке. Анастасия Александровна не комментирует и не рассказывает ничего о своем фонде — она просто молча делает все, что может.

Что нужно?

В первую очередь, как считают многие артисты, — пересмотреть авторские права: сегодня от проката и повторных показов процент получают только режиссер, сценарист и автор музыки — актеры от своих картин не получают ничего!

Во-вторых, создать актерский профсоюз, который мог бы добиться отчисления от бюджетов фильмов и фестивалей в пенсионный фонд артистов. Правда, учитывая вороватую нашу страну, нетрудно догадаться, что станет с этим фондом…

В-третьих, вернуться к дифференцированному назначению пенсий и при начислении учитывать не только звания, но победы в фестивалях и конкурсах — особенно международных.

В четвертых: государство выделило на поддержку отечественного кинематографа 9 миллиардов рублей. Неужели в столь немалой сумме не найдется место для поддержки гордости и славы этого самого кинематографа?

Кто должен лоббировать интересы актеров? Конечно, Союз кинематографистов и именитые наши режиссеры, к которым на обед иногда заглядывает Президент Российской федерации…

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня